Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Экономика


Груз ответственности

От нашего стола вашему столу. Тесные региональные связи - драйвера экономики

ФОТО: mos.ru

С АСТРАХАНСКОГО ОГОРОДА, С АЛТАЙСКИХ ПОЛЕЙ

Следующий год Беларусь встретит под девизом: «Все свое!» В начале декабря после очередного пакета санкций от западных стран Минск ввел продовольственное эмбарго на ряд товаров из ЕС, США, Канады, Великобритании и других стран.

Учиться импортозамещению есть у кого. Губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин готов делиться не только опытом:

- Нам удается поддерживать звание «всероссийского огорода», готовы работать и на нужды белорусов. Тем более что у нас на селе широко используется белорусская техника.

Товарооборот Беларуси с Астраханской областью за три квартала этого года составил 23,1 миллиона долларов - почти на треть больше прошлогодних показателей. С юга в республику в основном шла рыба, шерсть, томаты, икра, дыни и арбузы, различные овощи. Так что интерес к технике отнюдь не праздный. Губернатор не скрывает: в перспективе - открыть в Астрахани торгово-сервисный центр Минского тракторного завода. Ведь такие уже имеются в десятках российских городов - от Архангельска и Волгограда до Якутска и Южно-Сахалинска.

В Алтайском крае вообще целый ряд предприятий работают официальными дилерами и сборщиками белорусской техники. Местные аграрии с  удовольствием приобретают машины из братской страны.

- Алтай - один из флагманов сельского хозяйства в России. Больше шести миллионов га - посевная площадь. Почти половина населения проживает в сельской местности. Мы в тройке лидеров по поголовью крупного рогатого скота и производству молока. Каждая девятая тонна муки в  России - алтайская. Больше половины гречневой крупы - тоже наши, - не скромничая рассказал зампредседателя правительства Алтайского края Александр Лукьянов во время недавней поездки в Беларусь.

Так что отсутствие польских яблок и томатов не заметим.

ДРУГИХ ВПЕРЕД НЕ ПУСТИМ

Пока одни страны пытаются отгородиться друг от друга заборами на границах, в Союзном государстве вводят новые авиамаршруты. Например, с мая Минск и Уфу регулярным рейсом связала «Белавиа». Пару недель назад маршрут протестировал глава Башкортостана Радий Хабиров. В Синеокую прилетал не один, а с большой делегацией. За три дня умудрились провести около двухсот деловых встреч и подписать полсотни контрактов. Цель одна - увеличить товарооборот с Беларусью до показателей в семьсот миллионов долларов.

- Если мы сейчас упустим время для сотрудничества, другие побегут впереди нас. Поэтому было очень важно сюда приехать, - заявил Радий Хабиров после встречи с Александром Лукашенко. - Мы ежегодно поставляем в Беларусь нефть, а закупаем транспорт, оборудование, текстиль.

Гендиректор предприятия «Искож» из Нефтекамска Лиана Киршина рассказала, что уже несколько лет ее компания сотрудничает с белорусскими коллегами:

- Наша продукция - искусственная кожа, обивочные материалы, которые мы поставляем на предприятия автопрома. С заводами «СветлогорскХимвоклокно» и «Могилевхимволокно» работа идет гладко. Надеемся, что найдем еще больше новых партнеров в Беларуси.

ПЕРВОКЛАССНАЯ РАБОТА

Не только торговлей крепчают экономические связи между странами. Белорусы не первый год возводят дома и прокладывают дороги в самых разных регионах России - от Калининграда до Приморья. В этом строители из Синеокой порадовали маленьких жителей Воронежской области - за одиннадцать месяцев построили современную школу в поселке Стрелица на 520 мест. Да не простую - с футбольным полем, хоккейной и тренажерной площадками. В придачу к первоклассному объекту правительство Беларуси подарило администрации трактор - территория немаленькая и в ее уборке он первый помощник.

Примечательно, что деньги в проект вложили строители.

- На нулевом цикле вкладывался стройтрест, а потом Банк развития дал ему льготный кредит. Объект построили быстро, не потеряв в качестве и ни на рубль не превзойдя смету, - рассказывал на открытии школы Посол Беларуси в России Владимир Семашко.

Хорошую работу жители Воронежской области оценили по достоинству: попросили белорусов построить еще одну школу на пятьсот мест и детсад на 220 мест. Инвестиции превысят миллиард рублей. Строителям из Синеокой доверили реконструкцию главного стадиона Воронежа «Факел», заждавшегося обновления.

Но главное, строители взялись за возведение уникального для России учебного заведения - школы на 2860 учеников и 220 педагогов.

- Дело не только в размерах и количестве детей, которые там будут учиться, - подчеркивает губернатор Воронежской области Александр Гусев. - Проект предусматривает разделение на учебные блоки, создание безбарьерной среды и условий для занятий спортом, творчеством.

Справятся ли с амбициями заказчика подрядчики? Сомнений нет. Рука набита на социальных объектах в  Ленинградской, Калужской, Брянской, Псковской и других областях.

Растут и жилые кварталы. В Курской области стоит «Мозырский ДСК», в  Калининградской - «Брестжилстрой», в Санкт-Петербурге ширится «Белорусский квартал». При этом Минстройархитектуры РБ рассчитывает масштабировать инвестиционные схемы вхождения своих строителей на российский рынок.

- Опыт инвестирования успешный. Мы строим за свой счет объект, а потом, по сути, продаем заказчику уже готовый, - говорит министр архитектуры и строительства Руслан Пархамович. - Готовы браться за самые смелые объекты. Можем силами гродненских специалистов, высвободившихся после завершения строительства БелАЭС, построить пять мусороперерабатывающих заводов в Дагестане: там в них немалая нужда. Коммерческое предложение уже направлено Российскому экологическому оператору.

Надежный причал

ВЫГОДА ПОЙДЕТ ПО РЕЛЬСАМ

Под занавес года калий стал камнем преткновения в отношениях литовских политиков и бизнеса.

На фоне введенных США санкций власти прибалтийской республики стали требовать от железной дороги и портов остановить транзит продукции «Беларуськалия». Однако компании, успевшие взять у Минска авансы за перевалку удобрений на первые месяцы 2022 года, теперь не в состоянии вернуть их обратно. Конфликт политических и экономических интересов нарастает, как снежный ком.

Из-за разразившегося скандала литовские чиновники - министр иностранных дел Габриелюс Ландсбергис и министр коммуникаций и транспорта Марюс Скуодис - даже подали заявления об отставке. Хотя калий и ныне там - катится по рельсам к балтийским берегам, но альтернативу недружественному пути уже нашли.

Среди самых вероятных вариантов - порты в Мурманске и Ленинградской области. Премьер-министр Роман Головченко на встрече с главой РЖД Олегом Белозеровым так и заявил: рассчитываем на расширение пропускной способности в сторону моря.

- Мы переориентируем свои товарные потоки по российским логистическим коридорам. В связи с этим весьма значительна роль железнодорожного транспорта. Реализация проекта по перевалке белорусских нефтепродуктов через порты РФ - хороший пример того, как в сжатые сроки удалось при политической поддержке подготовить логистическую схему и сохранить экономическую целесообразность для обеих сторон.

К слову, на днях белорусские депутаты ратифицировали соглашение между Беларусью и Россией о транзите нефтепродуктов из республики.

- Соглашение будет действовать до конца 2023 года, объем поставки - больше десяти миллионов тонн. Это адекватный ответ на санкции, которые выдвигает Европа, - подчеркнул член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Беларуси Сергей Стельмашок.