Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Экономика


Санкции пустят по миру

Бумеранг всегда возвращается. Экономическое давление против Синеокой крепко ударило по прибалтийским странам

ФОТО: БЕЛТА

ГОРЬКИЙ ОПЫТ

Коалиционное правительство Литвы во главе с премьером Ингридой Шимоните «колбасит». Оно может рухнуть в любой момент. На скорую руку собранному кабинету из представителей трех партий - консервативной и двух либеральных - хватило полугода, чтобы убедить общественность в своей абсолютной некомпетентности, авантюризме и неспособности решать стоящие перед государством задачи.

Осенью 2020 года Литва лидировала в Европейском союзе по темпам роста. Сегодня страна беспросветно болтается во второй десятке.

Налогоплательщикам гарантированы подорожание продуктов, товаров и услуг, рост тарифов ЖКХ, цен на электричество на тридцать процентов и на отопление - до семидесяти процентов. Обваливаются целые сектора экономики: туризм, железнодорожный транзит, автоперевозки, строительство, производство молочной продукции на экспорт. Безработица превысила отметку в четырнадцать процентов. Почти 650 тысяч жителей, или почти четверть населения, нищенствуют и в прямом смысле выживают.

НЕ РОЙ ДРУГОМУ ЯМУ

Банк Литвы недавно сообщил, что ВВП страны снизит рост после введения ограничений против Синеокой.

- В основном это связано с замедлением роста экспорта, что должно определяться санкциями против Беларуси, - констатировал председатель Банка Литвы Гедиминас Шимкус.

Кроме того, белорусская продукция составляла в Клайпедском порту около 23 процентов всех погрузок. Руководство порта утверждает, что с потерей белорусского транзита и сокращением сборов порт потеряет около восемнадцати миллионов евро выручки.

Из-за запрета на ввоз белорусских калийных удобрений увольнения коснулись и сотрудников Железнодорожной компании Литвы. По словам председателя профсоюза «Солидарность» Станислава Федаравичюса, из-за сокращения числа контрактов другого выхода, кроме как уволить часть сотрудников, попросту нет.

- Мы потеряем около шестидесяти миллионов евро годового дохода, а вся логистическая цепочка Литвы не получит дохода в сто миллионов евро, - цитировала пресса гендиректора Литовских железных дорог Мантаса Бартушку.

По его подсчетам, литовской «железке» на поддержание инфраструктуры понадобятся государственные субсидии - шестьдесят миллионов евро в год. В противном случае рост тарифов на перевозку грузов и пассажиров может вырасти на тридцать процентов для частичного покрытия убытков компании.

Как отмечает белорусский политолог Петр Петровский, литовским властям не стоит надеяться на то, что дотации ЕС смогут покрыть убытки от потери белорусских грузов:

- Дотации ЕС будут носить ограниченный характер. Их направят на усиление пограничной службы, на покупку билетов мигрантам для высылки на родину, но без вливаний в экономику.

В ГОЛОВЕ У НИХ ОПИЛКИ

Еще одно направление литовского противостояния с Беларусью с подачи беглой белорусской оппозиции - борьба с БелАЭС и отказ закупать ее энергию - привело к тому, что Литва ограничила поступление электричества со станции в страны Балтии в сентябре 2021 года. Этой инициативой она еще сильнее снизила поставки и усугубила собственный кризис. В итоге балтийской стране все же пришлось обратиться к Беларуси и начать закупки, правда, другого энергоносителя - древесных пеллет. Как сообщает Белорусская универсальная товарная биржа, в 2021 году прошли крупнейшие экспортные торги пеллетами. В ходе этой сессии было заключено шесть сделок на сумму 1,4 миллиона долларов. Основными покупателями стали Литва, Польша и Дания. А в прошлом году в ходе экспортных биржевых торгов продали пиломатериалов и древесной щепы на 16,4 миллиона евро. И тогда более половины всех лотов выкупили Литва и Эстония. Литовский политолог Вадим Воловой отмечает:

- Власти балтийской страны придерживаются принципа диверсификации. Например, в области закупки углеводородов руководство Литвы повышает потребление сжиженного газа, но отказывается от сотрудничества с «Газпромом» и от покупки дешевой электроэнергии в Беларуси. Сегодня власти Литвы борются с последствиями той проблемы, которую сами же и создали.

Аналогичная ситуация с Польшей, которую вместе с резким ростом цен на газ ждала и еще одна напасть: Европейский суд ввел ежедневный штраф в пятьсот тысяч евро за добычу угля на шахте «Туров». Политолог Станислав Стремидловский сообщил:

- Быстро растут цены на свет, газ, даже бензин стал дороже. Польше предстоит очень тяжелая зима. Скорее всего, будут выделять деньги малоимущим. Но вряд ли это даст серьезный эффект. Именно поэтому польские компании закупают белорусские пеллеты, невзирая на санкции против «режима Лукашенко». Им просто некуда деваться.

Экология

БАЛТИКА В УГАРЕ

Экологические последствия после запрета европейским самолетам использовать белорусское воздушное пространство привели к тому, что теперь в небе над ЕС сжигаются восемьдесят тысяч килограммов топлива.

ДОЖДИК ШЕЛ КИСЛОТНЫЙ

В итоге это привело к дополнительному выбросу углекислого газа объемом 250 килограммов каждый день. Выбросы оксидов азота, способствующих образованию смога и кислотных дождей, выросли на 1200 килограммов. Специалисты назвали бойкот белорусского неба опасным для европейской экологии: Европа может столкнуться с проблемой кислотных дождей.

Балтийское море, и без того скрывающее в своих глубинах затопленные ядовитые запасы иприта, люизита и другой отравы, рискует подвергнуться дополнительной химической атаке. Во имя диких идей политиканствующих безумцев, криминальная сущность которых начинает приобретать глобальный характер.

Такие перспективы не были секретом изначально. Летом белорусские партии, профсоюзы и общественники направили обращение к народам Литвы и Латвии. В нем среди прочего подчеркивалось, что секторальные санкции в отношении Беларуси уже сейчас болезненно бьют по балтийским экономикам: «На белорусский транзит приходилась треть загрузки Клайпедского порта. «Беларуськалий» сможет легко заместить основной объем транзита, а проиграет Литва, из Клайпедского порта которой белорусский калий может уйти навсегда. И замену ему найти, скорее всего, будет невозможно».

СДАЛИ НАЗАД

Пока балтийские страны привычно «тормозят» с осознанием последствий санкций в отношении Беларуси, оперативная Бельгия стала предпринимать шаги по ослаблению санкций ЕС в отношении белорусской калийной промышленности.

Ведь эти ограничения создают трудности для Европы, поясняет Bloomberg со ссылкой на письмо бельгийских дипломатов, в котором те отмечают: одна из крупных бельгийских компаний, поставляющая воду в города, сталкивается с таможенными проблемами, поскольку содержание калия иногда в разы превышало допустимые санкциями нормы. В документе подчеркивается, что другие фирмы также сталкиваются с аналогичными проблемами и «могут проиграть, если Беларусь будет искать покупателей в других местах».

Несколько членов ЕС уже поддержали просьбу бельгийских дипломатов. На этой неделе состоится встреча дипломатов ЕС, во время которой данный вопрос может быть рассмотрен. Его решение могло бы стать доброй вестью не только для Беларуси, но и для всего европейского сообщества. Если, конечно, вопросы экономики и здравого смысла возьмут верх над политическими заигрываниями с изгоями Беларуси.

КОМПЕТЕНТНО

Павел Фельдман, заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН:

- Жители ЕС в скором времени поймут, что введенные ограничения против Минска наносят им ущерб. И в Польше, Литве, Латвии, Эстонии просто начнут голосовать за других политиков - трезво мыслящих, прагматичных и не настроенных на разжигание международных конфликтов.