Магазин на диване
Как пандемия сказалась на интернет-торговле в республике?
ФОТО: Мария ЛЕНЦ/kpmedia.ru
ОТ СКЛАДА ДО ДВЕРИ
Беларусь хоть и не вводила жесткий локдаун из-за коронавируса, но не осталась в стороне от цифровизации розничного рынка, прокатившейся по всему миру. Если еще пару лет назад популярно было заказывать в два клика одежду и бытовую технику, то сейчас на дом принесут и хлеб, и молоко.
Эксперты полагают, что в ближайшие пять лет белорусскую торговлю ждет серьезное развитие. На рынок уже пришли крупные цифровые платформы. Запускаются стартапы, готовые по максимуму снизить расходы на логистику товаров так называемой последней мили - от склада до прилавка или до двери покупателя. Это самая затратная часть - съедает тридцать процентов от стоимости всей доставки.
- По некоторым направлениям, а я говорю о маркетплейсах, экосистемах, белорусский рынок отстает от соседей. У нас и рынок небольшой, чтобы появилось много стартапов, - считает заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Беларуси Оксана Константинович.
В других странах вводили локдаун, из-за чего стремительно развивалась онлайн-доставка. «Консервация» людей в квартирах спровоцировала резкое развитие разнообразных форм обслуживания на удаленке.
В Синеокой ограничения были минимальными. Поэтому такого бума на покупки в интернете не случилось. И курьерские службы не пришлось наращивать.
Тем не менее доля онлайн-торговли в прошлом году в общем товарообороте республики превысила пять процентов.
С МАРКЕТАМИ ПРОЩАТЬСЯ РАНО
Не спешите хоронить традиционные магазины - они еще наторгуют! За пять лет в стране стало на четверть больше торговых точек.
- Доля торговых сетей составляет 64,3 процента. Стало больше на четверть магазинов шаговой доступности, - привела статистику Оксана Константинович.
В ретейле конкуренция постоянно обостряется. А это только на руку белорусам. Время бездумных трат прошло. Из-за мирового экономического кризиса торговым сетям приходится подстраиваться под новые реалии и сдерживать цены.
- Экономная модель поведения спровоцировала популярность дискаунтеров, где выбор узкий, но цены минимальные, - объясняет Оксана Константинович. - Перезагрузка отрасли привела к пересмотру норм и правил регулирования рынка.
В январе принят обновленный закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания». Теперь стало проще вести бизнес. Контролирующие органы не могут частить с проверками торговых точек.
Покупки
ОНЛАЙН ДО КИТАЯ ДОВЕДЕТ
Рынок удаленных продаж в России по итогам прошлого года показал небывалый рост. Через интернет народ потратил 3,2 триллиона рублей.
Рост составил почти шестьдесят процентов. Сегодня в России работает больше 45 тысяч интернет-магазинов. Конечно, мировым лидером в этом сегменте остается Китай. Российские власти уже присматриваются к его системе, поскольку там треть товаров от общего объема продается в Сети.
Еще три года назад китайцы, словно предчувствуя изменение конъюнктуры, запустили программу по стимуляции онлайн-торговли. Теперь игроки рынка должны иметь цифровые профили выпускаемых товаров, через интернет они могут получать кредиты на развитие, каждый предприниматель должен представить свой товар хотя бы на одной интернет-площадке. Этот опыт могут внедрить и в России.
Власти хотят цифровизировать и промышленный сектор.
- В ближайшие годы необходимо сделать решающий шаг к полной автоматизации технологических процессов и производства, логистики, управленческих решений, - ставит задачу премьер-министр России Михаил Мишустин. - Медики уже используют алгоритмы искусственного интеллекта: он анализирует изображения, сделанные при помощи компьютерной томографии и МРТ. Кроме того, для разработки вакцин были задействованы суперкомпьютеры. На удаленный режим работы на пике ограничений перешли почти 45 процентов всех предприятий. Появились информационные платформы, которые позволили напрямую связать производителей и потребителей.
Хороший прогноз
КОШЕЛЬКИ ПОТОЛСТЕЮТ
Доходы белорусов в следующем году вырастут на два процента.
Как известно, бюджет страны по осени верстают. Министр экономики РБ Александр Червяков заявил, что в 2022 году денег у белорусов прибавится:
- Подготовлен проект указа президента, где рассматриваются три ключевые задачи. Первая - нарастить экспорт до 46 миллиардов долларов при положительном сальдо больше двух миллиардов. Вторая - увеличить объемы инвестиций на 3,3 процента. Предпочтение будем отдавать проектам, направленным на импортозамещение. Третья - доходы населения должны вырасти на два процента. Уровень номинальной зарплаты составит полторы тысячи рублей в целом по экономике. В реальном секторе - больше 1,6 тысяч рублей. Таким образом, при решении трех ключевых задач, темп роста экономики в следующем году составит 2,9 процента.
Экономика республики - индустриально-аграрная. Чтобы заработать, нужно продать минимум семьдесят процентов своей продукции. В 2020 году экспорт Беларуси составил 37,1 миллиарда долларов. Из-за пандемии он упал почти на двенадцать процентов.
Что касается республиканской кубышки на 2022 год, то пока власти говорят о дефиците на уровне трех миллиардов рублей.
- К сожалению, от него в текущей ситуации, которая прогнозируется, нам быстро не уйти. Но мы думаем, что дефицит бюджета в следующем году будет не более 1,6 процента к ВВП. Меньше, чем утверждено на этот год. Что касается доходов, то они планируются на уровне 47 миллиардов рублей, - говорит министр финансов РБ Юрий Селиверстов.
Чтобы смягчить последствия западных санкций, пришлось создать резервные фонды. Эти деньги станут подушкой безопасности на случай, если бюджет получит меньше денег.
Зарплаты и пособия хорошо защищены.
- Фонд оплаты труда бюджетников растет приблизительно на двенадцать-тринадцать процентов. Что позволит не только сохранить зарплату, но и увеличить ее. На финансирование системы здравоохранения выделим сумму равную 4,5 процента ВВП. Также будут деньги на приобретение вакцин и на выплату надбавок, - пообещал Юрий Селиверстов.
Давайте посчитаем
Прошедшая пятилетка стала переломной для белорусского розничного рынка. В начале периода он рос достаточно динамично, отыгрывая и падение 2015-2016 годов.
Темпы продаж товаров длительного пользования значительно опережали продовольственный сегмент. Так телевизоров за пять лет купили больше в 1,8 раза, строительных материалов - в 1,9, автомобилей - в 1,3, стиральных машин - в 1,6, холодильников и морозильников, верхней одежды - в 1,6 раза.
С 2019 года спрос на эти товары стал падать.