28 Июня 2021 года / Текст:  Андрей Кондратьев / К номеру: 28  (968)

И сплав, и вплавь

Какие промышленные проекты объединяют Россию и Беларусь

И сплав, и вплавь

Четыре месяца назад наши страны подписали договор о транзите и перевалке нефти с белорусских нефтеперерабатывающих заводов в европейские страны-импортеры. Такое решение подстегнуло и укрепило двустороннее сотрудничество. Теперь белорусские нефтяные потоки идут через российские порты Усть-Луга и Санкт-Петербург. Но ситуация с перевалкой - не единственное, что объединяет экономики двух стран.

КУРС НА ЭКСПОРТ

Последние несколько лет белорусские грузы шли на экспорт через Клайпеду в Литве. Ситуация изменилась после введение экономических санкций. Тогда поддержку оказала Москва, предложив собственные гавани для перевалки грузов из цистерн на корабли. Союзное государство вызвалось компенсировать Минску разницу в цене введением льгот и скидок на железнодорожные перевозки в Усть-Лугу.

Позже президент республики Александр Лукашенко озвучил идею о кооперации двух стран для строительства специального терминала, на котором бы хранились и перегружались товары нефтепродукты и удобрения из Беларуси. Предложение оказалось удачным, в российском правительстве стали искать подходящие площадки. Сегодня рассматриваются несколько мест для строительства причала в Финском заливе. Все они отвечают требованиям, однако пока решения белорусской стороны нет.

Несмотря на то, что история со строительством белорусского терминала в России пока на паузе, перевалка грузов все равно идет. По подписанному между РФ и РБ соглашению за три года через порт Санкт-Петербург экспортируют 2,9 миллиона тонн мазута с Мозырского НПЗ. А также 960 тонн нефтепродуктовых масел с Новополоцкого НПЗ. Через порт Усть-Луга, что в Ленобласти, предполагается перевалить 4,3 миллиона тонн бензина из Мозыря. За рубеж также отправится 400 тонн газойля и 1,3 миллиона тонн горючего из Новополоцка.

СЕЕМ И ПАШЕМ

Крупные промышленные проекты России и Беларуси касаются не только экспорта и логистики, но и крупного производства. Например, совместного выпуска агропромышленной техники на заводе «Брянсксельмаш». Предприятие выпускает многотонные трактора и комбайны. Оно находится в России, неподалеку от Брянска. Форма собственности - акционерное общество, поэтому контрольный пакет акций в 51 процент принадлежит белорусскому «Гомсельмашу».

Там первые машины для сельского хозяйства сошли с конвейеров еще в 2005 году. Тогда завод был простым сборочным производством, куда готовые агрегаты поступали из Беларуси, а после собирались и поставлялись на рынок. Через несколько лет у предприятия появились свои мощности и личный бренд «Десна - Полесье». Сегодня завод имеет больше шестидесяти дилерских центров по всей России, а машины поставляются в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Совместный завод производит разную зерноуборочную, кормоуборочную технику и занимается ее сервисным обслуживанием. В 2019 году эксперты Высшей школы экономики назвали «Брянсксельмаш» одним из самых крупных и значимых предприятий в отечественной агротехнической отрасли.

А ТЕПЕРЬ-РОГАТЫЙ!

ТРАМВАЙ УМЧИТ МЕНЯ В СИБИРСКИЕ МОРОЗЫ

Будете в Новосибирске - обратите внимание на трамваи. Они тоже произведены в Беларуси, но доставлены и собраны на «БКМ-Сибирь». Совместное предприятие создано в 2017 году холдингом «Белкоммунмаш» совместно с новосибирской мэрией. На площадке местного «Горэлектротранспорта» десятками ремонтируются и собираются трамвайные вагоны, двигатели и пусковые установки.

Российско-белорусское предприятие оказалось востребовано не только в городе, но и во всем регионе. В первый год на его нужды из областного и городского бюджетов дали 204 миллиона рублей. Работники обновили несколько десятков трамвайных вагонов, а также поставили на рельсы совершенно новые модели.

Кстати, с новосибирской площадки «Белкоммунмаша» сходят специализированные трамвайные вагоны, рассчитанные на суровый климат Сибири. В них есть система отопления, специальные подъемники и места для инвалидов.

ТЕХНОЛОГИИ

СПЛОШНАЯ ХИМИЯ

Последние десять лет список совместных предприятий постоянно пополняется. Новые заводы открываются не только в России, но и в Синеокой. Например, в 2014 году в Могилеве началось строительство химического завода по производству технического углерода. Возводить его решил российский холдинг «Омск Карбон Групп», который входит в десятку ведущих мировых производителей.

Если не вдаваться в химические подробности, то технический углерод выглядит как угольная пыль. Его добавляют в резину для шин и пластмассу, чтобы сделать их более прочными.

Такой полезный в промышленности продукт изготавливает российско-белорусский завод в Могилеве, единственный в республике. Он является частью большого предприятия с производственными площадками в двух российских городах-миллионниках. В Омске выпуском «сажи» занимается «Омсктехуглерод», а для исследования углеродных материалов там создан целый научно-технический центр. Еще одна крупная производственная площадка находится в Волгограде.

Завод «Омск Карбон Могилев» - результат тесной кооперации экономик России и Беларуси. Совместное производство развивается до сих пор, а продукция предприятия известна далеко за пределами двух государств и поставляется в 34 страны мира.

ПРОИЗВОДСТВО

ГРУЗЯТ ПО ВСЕМУ МИРУ

В 2009 году белорусский холдинг «Амкодор» подписал с администрацией Брянской области соглашение. С тех пор с российских конвейеров сходят крупногабаритные трехтонные погрузчики, снегоочистители и другая тяжелая промышленная техника.

Завод поставляет яркие оранжевые машины на все стройки страны - от Крыма до Владивостока. Кроме того, машины российско-белорусского производства уезжают работать далеко за пределы отечества. Например, в Иран или Сирию.

Дочернее предприятие «Амкодора» разместилось на площадках завода «Энергозапчасть». Первое время предприятие занималось сборкой трехтонных погрузчиков из деталей, которые поступали из Беларуси. После техника уходила на продажу российским фермерам и коммунальщикам. Через несколько лет на территории завода появилось уже свое собственное сварочное и механическое производство.

Сегодня белорусская сторона делает мосты, коробки передач и другие отдельные компоненты. На российском же заводе занимаются раскройкой металла, сваркой рам, кабин, сборкой и прочими работами. В месяц завод выпускает около двадцати машин. В планах изготавливать не только привычные «трешки», но и более габаритную технику.

В «ковидный» 2020 год «Амкодор» решили расширить свое производство в Брянске и выкупить производственные площадки на бывшем заводе железобетонных изделий в поселке Большое Полпино, неподалеку от города. После капитального ремонта и установки современного оборудования бывший «Брянский ЖБИ» будет выпускать современную дорожно-строительную технику. Ожидается, что этот российско-белорусский проект «Амкодора» даст новые рабочие места и пополнит бюджет региона.

Комментарии


Другие статьи раздела

Экономика: интеграция

Экономический тандем

Новый этап интеграции России и Беларуси принесет в республиканскую казну один миллиард долларов, создаст рабочие места в наших странах, снизит цены на продукты и усилит влияние на международной арене

Владивосток - дело тонкое

Во Владивостоке обсудили будущее крупного международного проекта «Большая Евразия»

Иммунитет против санкций

Парламентский семинар по экономике собрал союзных депутатов и экспертов в приграничном городе Орша. Они разбирали правовые коллизии, которые мешают деловому сотрудничеству двух стран. И предлагали пути развития бизнеса по единым правилам

Дорога картошка к обеду

Цены на овощи резко взлетели. В чем причина? Не случится ли так, что скоро искать эти продукты придется в отделе дорогих деликатесов, рядом с черной икрой?

Удушающий прием

Евросоюз ввел четвертый пакет санкций против Беларуси. Они затронули нефтяной сектор, предприятия машиностроения и производства удобрений

От брата к брату

Стоит только оглянуться вокруг - и можно увидеть, сколько нового и полезного появилось в нашей жизни благодаря дружбе России и Беларуси. Причем не только в столицах, но и в отдаленных уголках

Читайте также

Политика

Единая валюта с повестки не снимается

Владимир Путин и Александр Лукашенко высказались по самым актуальным темам

Союзное государство

ЗдО́рово и здорО́во

Под таким девизом прошло лето в детских лагерях Союзного государства

Общество

Найди, любимый, по ID

С сентября белорусы могут получить ID-карты и биометрические паспорта

Культура

Дни «Д»

Отмечаем 80 лет со дня рождения Сергея Довлатова. И вспоминаем о том, каким ироничным, несчастным, красивым, а главное, талантливым был журналист и писатель

Туризм

Лето на репите

По сравнению с прошлым годом стало гораздо больше стран, где можно провести бархатный сезон. «СВ» разбиралось, какие направления сейчас самые привлекательные

Трибуна депутата

Елена Афанасьева: Мы должны выиграть войну за наших детей

На семинаре при Парламентском Собрании по вопросам Союзного Государства особенное внимание уделили молодежной политике



Туризм

Лето на репите

По сравнению с прошлым годом стало гораздо больше стран, где можно провести бархатный сезон. «СВ» разбиралось, какие направления сейчас самые привлекательные

Общество

Найди, любимый, по ID

С сентября белорусы могут получить ID-карты и биометрические паспорта

Общество

Вернулся на Чудское озеро

В Псковской области открыли грандиозный памятник Александру Невскому

Общество

Через тернии к звездам. Привет с орбиты

Жена космонавта Юлия Новицкая продолжает рассказывать истории о жизни в невесомости

Общество

Москву утопили в цветах

А жителей Минска кормили варениками, борщем и пиццей

Политика

Единая валюта с повестки не снимается

Владимир Путин и Александр Лукашенко высказались по самым актуальным темам

Союзное государство

ЗдО́рово и здорО́во

Под таким девизом прошло лето в детских лагерях Союзного государства

Политика

«Где тут гиря на ноге РФ?»

Задал риторический вопрос глава РБ. И рассказал о том, кому выгодно развивать сотрудничество