Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Экономика


Не нужен нам берег латвийский

Кризисный период в экономике активизировал кооперацию между регионами

Порт Усть-Луга готов стать перевалочной базой для топлива из Синеокой. ФОТО: Анатолий Медведь/ТАСС

«В это трудное время нам как никогда надо держаться порознь!» - короткий анекдот, стремительно набравший популярность за время пандемии, можно смело отнести к экономике многих мировых стран. Но не к Союзному государству. Наши страны использовали кризис для интеграции не на бумаге, а на практике.

Год выдался урожайным на визиты российских губернаторов в столицу Синеокой. Несмотря на закрытые границы и непростую эпидемиологическую ситуацию, Минск лично посетили главы семи регионов - Архангельской, Брянской, Иркутской, Ленинградской, Омской, Псковской областей и Приморского края. Такого еще никогда не было!

БЛИЗКИЙ ДАЛЬНИЙ

BELARUS’ОВ ЖДУТ К ПОСЕВНОЙ

Минск и Владивосток разделяют семь тысяч километров и семь часовых поясов. А что объединяет?

- Треть жителей Приморья имеет белорусские корни, моя бабушка в том числе, она приехала на Дальний Восток с Гомельщины. Поэтому нам очень близки белорусы, их менталитет, - признался губернатор Приморского края Олег Кожемяко. - И хотя в силу географического положения мы плотно сотрудничаем со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, видим перспективу на ближайшие годы именно в белорусской продукции.

Сказано - сделано. Не прошло и пары месяцев после визита губернатора в Минск, а во Владивостоке уже приступили к строительству сервисно-логистического центра по поставкам и обслуживанию машин белорусских производителей. Открыть планируют весной 2021-го. К посевной.

- Техника хорошо зарекомендовала себя в разных отраслях - в сельском, лесном, коммунальном хозяйстве. Единый центр упростит и удешевит ее дистрибуцию и обслуживание. Кроме того, такое предприятие создаст рабочие места, позволит получить новые компетенции, - уверен глава региона.

Белорусские «МАЗы» приморцы могут заметить при вывозе мусора из дворов, а «Амкодоры» - на строительстве дорог. Совсем скоро по городским маршрутам пойдут автобусы и электробусы из Беларуси. Да и каждый второй трактор, покупаемый в крае, - с конвейера МТЗ.

- Во Владивостоке мы будем предлагать не только технику, но и сами технологии, - сказал гендиректор завода Виталий Вовк.

И не техникой единой. Запущены проекты и по взаимному обогащению «человеческого капитала». Олег Кожемяко пригласил белорусских строителей для возведения социальных объектов и жилых домов:

- Специалисты выполняют работу качественно и в срок. В Приморье приезжают лидеры многих стран Азиатско-Тихоокеанского региона, они смогут воочию оценить труд белорусских мастеров.

А что идет в обратном направлении - из Приморья в Беларусь? Помимо рыбопродукции, кондитерские изделия, биодобавки на основе таежного меда, дикоросы приморской тайги и борная кислота.

СОСЕДСКИЕ ХЛОПОТЫ

ЗАХОДИ ЗА СОЛЬЮ!

Больше трети внешнего товарооборота Псковской и Брянской областей приходится на республику.

За чем обычно обращаются к соседям? Правильно, за солью! Вот и губернатор приграничной Брянской области Александр Богомаз во время поездки в Минск сразу перешел к соляным перспективам соседских отношений:

- Наш регион развивается. Пошло в рост сельское хозяйство. Это хорошо, но есть постоянная потребность в минеральных удобрениях. А сейчас в Гомельской области строится новое предприятие по добыче и производству хлористого калия. Хочется заранее договориться о закупках и продумать логистику. Есть четкие планы и наработки по созданию дилерского центра по продаже белорусских минеральных удобрений брянским сельхозпроизводителям, но главное - для транзита их в другие регионы России.

Другое интересное предложение - вход белорусских компаний в особую экономическую зону на территории области. Строительство инфраструктуры начнется только в 2021 году, но сябры уже подключились - машиностроительный холдинг «Амкодор» выступит в качестве инвестора.

- Мы заинтересованы в обширных площадях, поскольку планируем создать производство спецмашин для дорожно-строительной отрасли. При полном цикле есть возможность создания двух тысяч рабочих мест, - поделился председатель совета директоров «Амкодора» Александр Шакутин.

С Брянской областью у предприятия давно налажено тесное сотрудничество: одиннадцать лет назад тут появилось совместное производство, где выпускают погрузчики, снегоочистители и другую технику.

- Но чтобы ставить новые современные технологии, вводить автоматизацию, роботизацию, естественно, старых площадей нам недостаточно. Уже выбрали подходящее место и будем расширяться, - поделился планами Александр Шакутин.

Пока ищут площадки для будущего дилерского центра калийных удобрений и продумывают расширение союзного машиностроения, брянские власти с помощью белорусских партнеров решают и насущные проблемы. Борются сообща с COVID-19. Так, в конце осени в брянской областной больнице установили две 20-тонные емкости с кислородом из Беларуси. Это две тысячи баллонов сжиженного газа для лечения коронавирусных больных.

ПОЛЕЗНАЯ СДЕЛКА

Вопрос переориентировки белорусской логистики из Прибалтики в Россию активизировали еще летом. Катализатором оказались политические санкции Латвии, Литвы и Эстонии. Ленинградская область немедля отреагировала: свободные мощности есть в порту Усть-Луга.

- Чтобы белорусские грузы пришли к нам, нужно, чтобы себестоимость доставки не превышала цифру прибалтийских портов. Конечный ценник зависит от двух факторов: железнодорожного тарифа и стоимости портовых услуг, - разложил все по полочкам губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.

Если первый компонент зависит от согласований двух правительств, то второй - от того, какую форму стивидорных услуг выберут белорусы.

- С одной стороны, можно построить терминал в порту с нуля. Это хорошо, но это инвестиции, которые долго будут окупаться. Наиболее оптимальный вариант - включиться в уже идущее строительство, - считает глава региона.

В октябре делегация из Минска отправилась на Финский залив. А к началу декабря российский Минтранс направил белорусским коллегам расчеты по использованию инфраструктуры портов для перевалки грузов. Процесс запущен.

Еще один совместный проект - поставка в Ленинградскую область водоочистительных станций от белорусских производителей. Жители региона не всегда довольны качеством воды. Местность все-таки болотистая. Порой из крана бежит то мутная вода, то соленая, то с высоким содержанием железа. Пить невозможно.

- Белорусы знают толк в очистке. Мы работаем сейчас с Витебским заводом по поставке станций - десять штук уже получили и смонтировали. Водичка что надо! Поэтому сошлись на том, что в следующем году к нам поступит еще 139 малых и больших станций. Это символично, так как 2021-й у нас будет Годом чистой воды, - поделился Александр Дрозденко.

8-1 полоса.jpeg

УЧЕБНЫЙ КЛАСС

МТЗ-НАШЕСТВИЕ

У минского завода в этом году бенефис в российских регионах. На базе Новосибирского государственного аграрного университета и Вятской государственной сельскохозяйственной академии завод открыл большие фирменные аудитории.

Внутри - современные тренажеры и полноразмерные модели легендарных BELARUS’ов. А на Саратовской окружной дороге у хутора Бартоломеевский открылся первый гипермаркет оригинальных запчастей МТЗ.