Всепогодный универсал
На заводе «Башсельхозтехника» в Уфе первыми в России освоили выпуск «Беларуса-1221.3» по белорусской лицензии
Фото: предоставлено заводом «Башсельхозтехника»
Уфимцы уже не в первый раз имеют дело с техникой из братской страны. До этого они успешно выпускали модель «Беларус-82.1». Однако ускоренное развитие сельского хозяйства в республике вызвало потребность сельчан в более мощном, энергонасыщенном агрегате. На помощь пришел МТЗ. Минчане оперативно откликнулись на просьбу уфимцев: провели на предприятии тщательную наладку производственной линии, организовали подготовку персонала под выпуск новой машины.
«Беларус-1221.3» - именно то, что нужно сегодня. Универсал, предназначенный для выполнения самых разных сельскохозяйственных работ.
- На нем можно пахать, бороновать, а если понадобится, применять в качестве раздатчика кормов на ферме, - рассказал генеральный директор ГУСП «Башсельхозтехника» Фларис Шайхетдинов. - Новый трактор отлично подходит не только для крупных, но и для средних хозяйств. Он станет удачной заменой старым гусеничным машинам ДТ-75 и Т-4 «Алтай». По сравнению с ними у него, помимо прочих достоинств, есть еще одно важное преимущество - меньше давление на почву, что важно для экологии.
Комплектация трактора максимально приспособлена к условиям земледелия в Башкирии. Например, увеличенный блок системы охлаждения с говорящим названием «Тропик» допускает работу даже в экстремальную жару с полной нагрузкой без перегрева двигателя. А дополнительный топливный бак позволяет трактористу не тратить время на дозаправку. Общий объем топлива с учетом дополнительного резервуара составляет 250 литров - хватит на всю смену. На машине установлен шестицилиндровый дизельный двигатель с турбонаддувом мощностью 132 л.с. Причем, что важно, по выбросам вредных веществ он соответствует экологическому стандарту Stage II, что отвечает требованиям Технического регламента Таможенного союза.
Современную технику невозможно представить без продвинутой электроники. В начинке башкирского «Беларуса» ее не меньше, чем в самолете. Есть даже автопилот - специальное подруливающее устройство: тракторист может вообще убрать руки с руля, и тот будет крутиться сам, ведя машину в нужном направлении. Навигационная система, разработанная учеными Башкирского государственного аграрного университета, позволяет спокойно работать в густом тумане и ночью. Также ученые БГАУ придумали аппаратно-программный комплекс для системы точного земледелия, устанавливаемый на «Беларус-1221.3».
- Система основана на ГЛОНАСС-технологиях, - рассказывает доцент БАГУ Ильдар Гафуров. - При совершении различных работ, например, при опрыскивании, из кабины не видна граница прохода. Применяющиеся обычно визуальные маркеры на земле все равно не спасают. Часть работ приходится выполнять повторно - а это время и лишний расход топлива. Наша система снимает эту проблему. На лобовом стекле кабины установлен компьютерный планшет, где механизатор, во-первых, точно видит проход, который он уже сделал на поле. А во-вторых, перед ним уже вычерчивается линия нового прохода. Все это позволяет работать теперь без огрехов, не прибегая к повторным заходам.
По мнению экспертов, башкирский вариант белорусского трактора в разы дешевле зарубежных аналогов, не уступает им по качеству и даже имеет ряд преимуществ - например, в том же навигационном оборудовании.
Стоимость трактора, собранного на «Башсельхозтехнике», составляет 2,9 миллиона российских рублей. Зато для местных сельчан предусмотрена субсидия - 40 процентов компенсируется из республиканского бюджета. При этом специалисты уверены, что «Беларус-1221.3» в уфимском исполнении будет востребован не только в Башкортостане, но и в других регионах России.