Zoom даем, что получится
Пандемия сильно ударила по бизнесу. Но есть здесь и истории предпринимательского успеха
Эпидемия стала временем расцвета для курьерских служб. Фото: Алексей Булатов/kpmedia.ru
КАК ЖЕ ТЕБЕ ПОВЕЗЛО
По данным рейтингового агентства Moody’s, лучше всего кризис перенесли представители фармацевтики, телекоммуникаций, продуктовые сети, производители упаковки и переработка мусора. Также сейчас, конечно, хорошее время для тех, кто доставляет хлеб насущный и другие товары на дом.
- Естественно, возросло количество продавцов, которые стали уходить в онлайн-торговлю. Например, у службы доставки еды menu.by количество заказов возросло на 20 - 30 процентов. У продавцов продуктов питания оно увеличилось в среднем в три раза, - отмечает директор Ассоциации предприятий онлайн-торговли Беларуси Артур Карпович.
Важно, безусловно, и то, что именно ты продаешь. В период изоляции несколько товаров пользовалось особенной популярностью.
- По интернет-магазину «Е-доставка» самый большой прирост в продажах в марте показали антисептики. По сравнению с февралем объемы здесь выросли в пятнадцать раз. Предприятие «Фармлэнд», например, из-за этого перешло на круглосуточное производство лекарственных средств. Трудились в три смены. В интернет-магазине «ГиперМолл» заметили явный рост по продажам туалетной бумаги на 87 процентов, - перечисляет Артур Карпович.
Неплохой идеей бизнеса стала реализация по интернету готовых продуктовых наборов. Здесь заказы уже заранее сформированы и состоят из товаров первой необходимости: крупы, макароны, чай, кофе, сахар, консервы, мыло, туалетная бумага, зубная паста.
Еще в рост пошло все, что связано с домашним фитнесом: разные приложения, видеоуроки, спортивные тренажеры. Так, на Avito спрос на гантели и штанги увеличился во время эпидемии почти на сорок процентов, а на коврики для йоги - на треть.
Данные сайтов YouDo, Avito, «Яндекс.Услуги» свидетельствуют о росте заказа клининговых услуг, которых только в марте стало на 20 - 40 процентов больше. Ведь никогда еще слова о том, что чистота - залог здоровья, не воспринимались так буквально.
Из-за массового перевода людей на удаленку распространение получила аренда компьютерной техники. Покупать компьютеры, ноутбуки и принтеры для многих дорого. К тому же предстоит возвращение в офис, так что большие траты ни к чему. А тут в среднем за 200 - 300 рублей в день можно взять напрокат то, что тебе нужно.
Я ВАС УДАЛЯЮ!
Еще прошлой осенью никто не знал, что такое коронавирус. А теперь он настолько известен, что с принтами на эту тему стали выпускать одежду. Фото: Molotov.ru
TDI Group - это рекламное агентство. Его офисы есть в России и в Беларуси. В штате больше ста человек. Из-за коронавируса всех перевели на удаленку.
- Пришлось уходить в диджитал, активнее заниматься интернет-продвижением. Сейчас это наиболее эффективные стратегии. Разработали платформу, на которой можно сделать онлайн-мероприятия. Ведем переговоры с event-агентствами разных стран, которые хотят сотрудничать с нами, - рассказывает управляющий партнер TDI Group Дмитрий Прибыш.
На вопрос о том, планирует ли в будущем возвращать сотрудников в офис, он говорит, что пока не знает. Мнение коллектива здесь разделилось. Половина хочет продолжать трудиться из дома, а другая мечтает вернуться на рабочее место.
Нашла спасение в онлайн и фитнес-индустрия. Раньше Fitmost продавал единые абонементы, с которыми было можно посещать разные спортклубы в одиннадцати российских городах.
- С закрытием фитнес-центров решили запустить онлайн-направление. Понимали, что многие в индустрии будут организовывать такие классы, и решили собрать их на одной площадке. Теперь у нас можно приобрести абонемент на дистанционные тренировки. Также сделали акцент на квалифицированных инструкторах из Москвы и Санкт-Петербурга, чтобы дать возможность людям из любого уголка страны и за ее пределами позаниматься у них. Недавно распространили свою программу и на страны СНГ: Беларусь, Украину, Казахстан. В результате удалось сохранить часть клиентов и даже приобрести новых. Онлайн однозначно останется, так как нам кажется это логичным дополнением к существующим очным услугам. К тому же многие люди уже попробовали и поняли, что такие тренировки - не так страшно и неудобно, как кажется сначала, - рассказывает о новой бизнес-модели гендиректор компании Fitmost Александра Герасимова.
Стало развиваться и еще одно интересное направление - врач на дом. По поликлиникам сейчас ходить небезопасно, а тут специалист приходит лично к пациенту. Разумеется, набор процедур и оборудования, которое можно привезти с собой, ограничен, но услуга оказалась востребована.
Особо отчаянным цирюльникам никакая эпидемия нипочем. Они все время выезжали к клиентам на дом или принимали их у себя. Некоторые парикмахерские организовали доставку наборов для самостоятельного окрашивания волос. В нем - расходные материалы и подробная инструкция.
Увеличить продажи можно выпуском продукции на злобу дня. И это не только санитайзеры с туалетной бумагой. Например, компания Molotov Custom из Перми стала делать новую линейку футболок с изображением коронавируса.
ПОСЛЕДСТВИЯ
ПОВЫСИТСЯ СПРОС НА КОВОРКИНГИ
Азат ГАЗИЗОВ, первый вице-президент «Опоры России»:
- Компании, которые до коронавируса работали онлайн, остались на том же уровне или получили дополнительный толчок развития. В частности, это относится к онлайн-образованию. Офлайн-бизнес тоже стал пробовать такие форматы: например, рестораны начали делать доставку блюд. Еще один сегмент, который теперь активно развивается, - это онлайн-игры. Раньше делали игру, а потом обязательно вкладывали деньги в ее раскрутку. Сейчас последний момент практически пропускается, поскольку любая игрушка и так становится востребованной.
Думаю, после эпидемии станут очень нужны коворкинги и небольшие помещения коммерческой недвижимости. Дело в том, что в России фирма должна быть физически привязана к какому-то офису, юридическому адресу. Это требование налоговой инспекции. Сейчас, испробовав онлайн-формат, многие поняли, что нет необходимости возвращаться в офисы. Таким компаниям будет достаточно арендовать помещение в 8 - 10 квадратных метров, чтобы удовлетворить требование налоговой, а все остальное уйдет в онлайн. Для такой цели подойдут мини-офисы, а для встреч сотрудников - коворкинги.
Предполагаю, что после эпидемии закроется около миллиона малых и средних предприятий. Это примерно пятнадцать процентов от зарегистрированных на начало года компаний. Проблема здесь не только в пандемии, но и в том, что резко снизилась покупательная способность населения. Это очень важно для бизнеса: чтобы у потребителя в кошельке что-то было.
КАПИТАЛ
ВОПРОС НА МИЛЛИАРД
Во время коронавируса олигархи стали богаче. Больше всего свой капитал нарастили основатель интернет-платформы Amazon Джефф Безос, создатель соцсети Facebook Марк Цукерберг и глава Tesla Илон Маск. Их состояние выросло до 150, 87 и 36 миллиардов долларов соответственно.
Совокупный капитал российских богачей увеличился за это время с 392 миллиардов долларов до 454 миллиардов. В тройке лидеров глава «Норникеля» Владимир Потанин (19,7 миллиарда долларов), совладелец Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин (18,1 миллиарда долларов), председатель правления «Новатэка» Леонид Михельсон (17,1 миллиарда долларов).
ПОЛЕЗНЫЙ ОПЫТ
«СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ»
На форумах бизнесмены говорят о наболевшем: как выжить и не разориться. Мы собрали несколько советов предпринимателям.
-
Не жадничать. Делать скидки на свою продукцию. Организовывать бесплатные доставки.
-
Помнить, что любой кризис - это возможность роста! Поэтому речь должна идти не о выживании, а об экспансии и расширении. Такая стратегия выигрышна. Расширение в такой период всегда самое дешевое.
-
Это хороший повод избавиться от неэффективных кадров. Высвобожденные средства можно пустить на развитие.
-
Делая доброе дело или создавая инфоповод для обсуждения, вы привлекаете к себе внимание. В результате получаете хороший приток аудитории. Возьмите на вооружение пример компании Lush. Производитель косметики объявил, что любой человек может зайти в их магазины, чтобы вымыть руки.
-
Главное - руководствуемся известной рекомендацией Карлсона: «Спокойствие, только спокойствие».