Ловись рыбка большая, не маленькая…
Осетров и пушных зверей нужно кормить правильно - тогда и на прилавках деликатесы и шубы будут стоить дешевле
Чтобы из мальков вырастить такого красавца, нужен правильный рацион. Фото: Андрей Кутузов/kpmedia.ru
НЕ ТОЛЬКО ЦЕННЫЙ МЕХ
Знаете, что самое важное при производстве шуб и манто? Что подают зверям на обед… От хорошего питания напрямую зависит качество меха и его цена на аукционе. Точно так же и при выращивании рыбы: правильный рацион того же лосося ощутимо увеличивает его привес. Запущенная в прошлом году союзная программа «Комбикорм-СГ» как раз и направлена на разработку инновационных технологий и оборудования для производства специализированного питания для ценных пород рыб и пушных зверей. А еще на адаптацию горючего биогаза, образующегося при переработке отходов на животноводческих фермах. Тем более что первый проект по кормам для крупного рогатого скота оказался вполне успешным и требовал продолжения.
Но подготовка второй части затянулась. Программу утвердили лишь в 2018 году, и действует она до конца 2021-го. Сначала шла разработка технических регламентов, рецептуры и техзаданий на оборудование, сейчас все находится на стадии получения опытных образцов и линий, которые скоро будут готовы к испытаниям. Как заявил недавно на совещании по союзным программам Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота, освоение бюджета по программе «Комбикорм-СГ» - стопроцентное.
В Советском Союзе пушное животноводство приносило в бюджет страны до десяти процентов валютной выручки - за счет продажи шкурок. СССР тогда принадлежала почти треть рынка, а по объему производства мы и вовсе были первыми в мире. Основой питания норок, лисиц, песцов в те времена была рыба и отходы мясокомбинатов - субпродукты. Килограмм хека (главного блюда зверушек) стоил восемнадцать копеек, и производство пушнины благодаря этому было вполне рентабельно. Все изменилось с развалом государства. Цены на рыбу резко пошли вверх (сейчас килограмм того же хека в среднем стоит триста рублей, и то он не всегда российский), а рентабельность звероводческих хозяйств - вниз. Отрасль фактически рухнула в пропасть. Из шестисот хозяйств осталось только 38. А наша доля на мировом рынке скукожилась до жалких пяти процентов. Нужно было искать выход из этой ситуации. Причем начинать приходилось фактически с нуля. Разработкой оборудования и производством нормальных комбикормов для пушных зверей в стране еще не занимались.
В СУХОМ ОСТАТКЕ
- Сейчас наиболее перспективные страны в смысле пушного животноводства - это Китай, Южная Корея, Япония и Канада. Они перешли на сухой способ кормления животных, - рассказывает генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института комбикормовой промышленности Валерий Афанасьев. - В качестве растительного белка используются бобовые, соя, зерновые культуры. За счет глубокой переработки зверушки этот корм прекрасно переваривают. Главное, не откормить животное, а получить качественный мех: хорошего цвета, пушистый и прочный.
У нас же по старинке варят в котлах еду из мясных отходов и корнеплодов. Тяжело и не всегда аппетитно. Можно, конечно, покупать сухой корм за рубежом. Но это очень дорого. И тут импортозамещение - нам в помощь. Воронежцы совместно с подмосковным Институтом пушного звероводства и кролиководства разработали свою рецептуру сухих кормов.
- В качестве растительного белка - соя, к которой добавляем несколько злаковых культур. Не отказываемся от рыбной и мясной муки. Идет удешевление продукта не в ущерб качеству. А сама технология близка к изготовлению кормов для собак и кошек. Надеемся, что сможем завоевать рынок и развиваться дальше, - считает Валерий Афанасьев.
ПРЕМУДРЫЙ ЛОСОСЬ
Еще одна злободневная и востребованная тема - разработка комплекта оборудования для производства комбикормов для ценных пород рыб. К тому же в России есть государственная программа развития аквакультуры.
- У нас практически отсутствовали как рецептура кормов, так и технология производства. Самое главное, не было оборудования, на котором мы могли бы производить эти комбикорма. Закупали в итоге все импортное: и линии, и технологии. В прошлом году требовалось восемьдесят тысяч тонн комбикормов, из них отечественных - всего десять тысяч. Выпускают их три-четыре предприятия, но и там составляющие импортные. И линии для выпуска зарубежные, - сетует ученый.
Фото: Владимир Веленгурин/kpmedia.ru
Ценные породы рыб - они же тоже плотоядные. Лосось, например. Комбикорм им требуется особый, с очень высоким содержанием белка - до шестидесяти процентов. А еще в нем должно быть до трети жира. При этом просто так корм в воду не высыплешь. Нужно создать специальные гранулы, чтобы они для одних рыб не разваливались и не тонули, а для других - например, донных видов - наоборот, тонули и рассыпались. В них должны содержаться все питательные вещества для суточного рациона лосося, форели, осетра.
Производительность линии по рыбным комбикормам - одна тонна в час. У белорусов нет таких больших потребностей: им достаточно аппарата на полтонны. Линия по кормам для пушных зверей помощнее - две тонны в час.
Еще одна разработка в рамках программы - чисто белорусская - для телят. Эти корма можно применять с пятого дня их жизни, что позволит, в частности, высвободить солидные объемы товарного молока, идущего сейчас на питание родившихся животных. Для Беларуси речь идет о десятках тысяч тонн продукции в год.
- У нас с белорусами очень активное сотрудничество. Согласовываем документацию, подсказываем друг другу. Создался неплохой дуэт, в котором каждая сторона удачно дополняет другую, - считает Валерий Афанасьев.
ДВОЙНОЙ ЭФФЕКТ
НАВОЗА ВОЗ СОГРЕЕТ КОЛХОЗ
Топить навозом - чем не вариант? Особенно когда речь идет об отдаленных хозяйствах Сибири и Дальнего Востока, где до сих пор обогреваются с помощью дров.
- Во многих животноводческих комплексах активно используют навоз. И мы готовы к тому, чтобы перевести этот ресурс в биогаз и использовать в дальнейшем для отопления помещений, - рассказывает Валерий Афанасьев. - Мы разработали около тридцати новых видов оборудования. Это экспандеры, пропариватели, кондиционеры, охладители, измельчающее оборудование, установки для очистки биогаза.
Многие хозяйства используют стационарные установки по ферментации, или брожению навоза. Попадая в них, он выделяет биогаз. Но в таком виде топливо не годится для нагрева, так как в активном виде содержит много сероводорода, углекислого газа, паров воды, поэтому и не горит.
- Мы очищаем его от побочных продуктов и доводим практически до состояния природного газа, который используется в газопроводах, - говорит гендиректор института. - Разработали и газовые горелки, адаптированные к такому топливу. Ищем более выгодные для людей варианты. В течение этого года пройдут сначала заводские испытания новых комплектов, а потом производственные. При институте есть своя линия. Хотим запустить оборудование в серию со следующего года, чтобы разработка не легла на полку. Получим сертификаты и будем реализовывать его, как в России и Беларуси, так и за рубежом, по примеру первой программы. Мы полностью готовы закрыть рынок по оборудованию. Установки по биогазу рассчитаны на производство двух или трех тонн топлива в час.
КСТАТИ
С 2011 по 2013 год выполнялась первая программа «Комбикорм». В той программе было пятнадцать мероприятий, направленных на разработку рациона для крупного рогатого скота и свиней.
- Все они выполнены, только наш институт реализовал продукции на два миллиарда рублей: мы создали линию по концентратам. Одними налогами в казну мы окупили все затраты на программу, - говорит Валерий Афанасьев.
Основными исполнителями новой программы стали Белорусский институт механизации сельского хозяйства и Воронежский научно-исследовательский институт комбикормовой промышленности. Из бюджета Союзного государства на разработки выделили 262,4 миллиона российских рублей. Из внебюджетных источников - 314,8 миллиона.