Полевые заботы
Пандемия бьет не только по ресторанному и туристическому бизнесу, но и по куда более важным для жизни страны и людей сферам. «СВ» узнало, как это скажется на фермерах и будет ли нам что есть осенью
Сбор клубники на юге России идет полным ходом: без ягод покупатели не останутся. Фото: Василий Батанов/РИА Новости
ДОЯРКИ НА УДАЛЕНКЕ
- Это вам не футбол - на поле выходить надо, - шутят механизаторы и агрономы, хотя им тоже сейчас не до смеха.
Посевная в этом году началась дней на десять раньше обычного, причем не только на юге (там она стартовала аж в конце февраля) - спасибо теплой зиме. Еще до прихода финансового кризиса, коронавируса и всеобщей самоизоляции. Впрочем, ее на селе, похоже, почти и не заметили. Нет, поначалу кое-где были сложности с пропусками, кое-где - с запчастями. Но и то проблема скорее не с вирусом, а с чересчур ретивыми местными властями. Совсем чихать на «корону» нельзя, но и работу в поле в отличие от концертов или соревнований никто не отменял. Когда посевная, не належишься на карантине, да и тракториста или доярку, работающих на удаленке, представить сложно. Как говорят фермеры, это у вас, городских, санитарная дистанция от двух метров, а у нас - от двух километров. И даже запустили флешмоб #мыдлявасбезвыходных.
Минсельхоз РФ регулярно рапортует: «полет» идет нормально, в штатном режиме. Засеять собираются восемьдесят миллионов гектаров, что даже больше, чем в прошлом году, на 0,8 миллиона. А собрать зерна в этом году планируют 125 миллионов тонн против прошлогодних 121.
ЦВЕТЫ ДЛЯ СВАЛКИ
Но если у крупных агрохолдингов дела идут неплохо, то у небольших хозяйств, на которых приходится тринадцать процентов сельхозпроизводства в России, все не так радужно. Тут складывается впечатление, что чем ближе к Москве, тем сложнее.
- Для нас главная проблема - снижение покупательной способности населения. Продажи у фермеров Подмосковья упали на шестьдесят процентов, потому что они в основном доставляли свою продукцию в столицу. А там трафик сейчас замер. Кто-то перебрался в область, в другие регионы. Ярмарки, рынки закрыты, - жалуется Максим Гриднев, глава Ассоциации «Фермеры Московской области». - За этим, как снежный ком, идет все остальное: задолженности за электричество, например. Пока, правда, никто за просрочку платежей свет не отключал. Подорожала техника, комплектующие, семена, удобрения, кормовая база. Столкнулись и еще с одной проблемой: многие фермеры нанимали приезжих специалистов - сезонных механизаторов, комбайнеров. А они уехали, и когда вернутся, непонятно. С урожаем могут быть проблемы. Поэтому те фермеры, с которыми я общаюсь, планируют уйти примерно в минус двадцать процентов к прошлому году.
Больнее всего кризис и пандемия ударят по мелким хозяйствам - семейным фермам.
- Многие опасаются выезжать за пределы района, боятся заразиться, - говорит Максим Гриднев. - Небольшая паника присутствует. Тепличные хозяйства терпят большие убытки: те же цветы реализовывать просто некуда. А вы теперь представьте, сколько там было заложено удобрений, да и просто усилий работников. Деньги-то не вернутся.
НАМ МОРОЗ НЕ БЕДА?
На Кубани с пропусками и работниками проблем нет. Тут другие сложности. Вслед за теплой зимой пришла капризная весна.
- Погода подводит. То заморозки случились, то засуха, - переживает кубанский фермер Владимир Прокопенко. - Свекла у меня под них попала, может пострадать. У некоторых из-за заморозков ее уже выбило. У знакомого черешня померзла. Я фермер даже не средний, скорее мелкий, у меня всего 240 га земли. Кроме свеклы, еще выращиваю кукурузу и подсолнечник, так часть семян в сухой земле была, а часть уже взошла: потом боронить, обрабатывать сложно будет. Хорошо хоть в конце апреля дожди наконец пошли. Пшеница оправится и горох. Год какой-то не тот, одно слово - високосный. Уж больно много нехороших нюансов. Как дальше будет, не знаю: мы же живем от урожая до урожая. Боюсь, что народ обнищает и начнет свои паи раздербанивать. Надо правительству рассмотреть вопрос о нормальных кредитах фермерам, а не только крупным холдингам. А то как-то попросил деньги у банка под пять процентов, так пока мне кредит одобрили, я посевную завершил: уже и не надо.
Некоторые краснодарские овощеводы также столкнулись с проблемой - некуда сбывать урожай редиски. Рынок схлопнулся. Пришлось выбрасывать. Но власти обещали помочь, чтобы такого не произошло с кабачками и огурцами.
На Дону погодные условия, как и у соседей, подкачали. Заморозки в апреле ударили такие, что некоторые культуры пришлось пересеивать. Плюс Цимлянское водохранилище - основной источник воды для Ростовской области - в этом году оказалось заполнено меньше обычного. А значит, будут ограничения для орошения. Но настроены на тихом Дону оптимистично и даже другим регионам советуют у них поучиться.
- Поскольку сельхозпредприятия попали в перечень организаций непрерывного действия, то работать нам разрешено. Есть постановление губернатора, регламентирующее получение пропусков для техники, людей и грузов. Трудимся спокойно, - говорит Вадим Бандурин, руководитель Ассоциации фермеров Дона. - Хотя вначале было замешательство, как будут работать банки, как МФЦ, как налоговая, но сейчас все налаживается. Выстраиваются цепочки. Вопросы оставались по тем же лизинговым компаниям. Но «Росагролизинг» к нам лояльно отнесся, предоставили новый антивирусный продукт. На максимально льготных условиях в апреле-мае позволили производителям приобрести технику. Проблем с перевозкой мясной продукции и молочки нет. Рынки пока работают. Посевная идет - те же овощи посеяли, исходя из возможностей, что у фермеров были.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Игорь АБАКУМОВ, доцент Тимирязевской сельхозакадемии, кандидат экономических наук:
- Гречки, хочу сразу людей успокоить, в этом году посеяли больше обычного. И даже те фермеры, которые никогда ею не занимались, отвели от одного до десяти гектаров. Видимо, решили, мало ли что. С рисом тоже проблем нет: запасы в России серьезные. Производство его на юге страны отлажено. Если и нужно будет покупать за границей, то только длиннозерный, который у нас не производится.
В целом пока ничто не внушает сильной тревоги. Состояние озимых в целом нормальное, за исключением некоторых регионов, где произошло их выпревание. Но и оно не повлияет на общий урожай. Кое-где влаги в почве мало, и что будет дальше, пока не ясно. В России нет мощной системы агрометеорологии. Возможно, в некоторых регионах ожидается засуха, где-то она уже есть. Но и не в катастрофической конфигурации. Где-то засушит, где-то польет: температура по больнице нормальная. Разве что зерно может подрасти в цене, потому что при транспортировке из региона в регион могут увеличиться логистические затраты. Впрочем, об этом говорить рано, пока все хорошо.
А КАК В БЕЛАРУСИ?
Посевная и в Синеокой началась раньше обычного, но и тут погода закапризничала. Бесснежную зиму сменила весна без дождей. Например, в Брестской области в марте выпало лишь две трети от месячной нормы осадков, а в первой декаде апреля их не было вообще. К этому добавились еще и пыльные бури. Да и температура воздуха поднималась весь апрель максимум до +13 днем, а ночью кое-где падала и до минуса. Почва просто не успевала прогреваться.
Несмотря на капризы погоды и коронавирус, на начало мая аграрии засеяли ранними яровыми культурами восемьдесят процентов всех запланированных площадей. По словам представителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси, люди работают в полях в привычном режиме, паники в коллективах нет, предписанные медиками меры безопасности все выполняют. Площадь сева, а это 2,6 миллиона га, практически не поменялась по сравнению с прошлым годом. В 2020 году белорусы планируют собрать 8,1 миллиона тонн зерна, пять миллионов тонн сахарной свеклы и больше миллиона тонн картофеля.