Инфляция, стой, раз-два
В последние месяцы ценники в магазинах стали быстро прибавлять в «весе». Опасаться ли жителям Союзного государства резкой прибавки стоимости? Или наши страны сумеют взять ситуацию под контроль?
- Милая, может шиканем и возьмем лимон к чаю? – Мы еще чеснок кредит не отдали. Фото: Мария Ленц/kpmedia.ru
ВСПЛЕСК ПРОДАЖ
Сильнее всего подорожали лимоны, имбирь и чеснок. Кроме того, на фоне укрепления доллара прибавила дорогостоящая импортная техника, компьютеры и смартфоны.
На динамику розничных цен влияет несколько важных факторов. Один из них - это курс национальной валюты. От него зависит стоимость импортных товаров. В последние месяцы и российский, и белорусский рубли подешевели. Это, в свою очередь, ускорило инфляцию.
- Ключевыми факторами в марте стали ослабление рубля - на шестнадцать процентов по отношению к февралю, а также повышенный спрос, - говорится в отчете Минэкономразвития РФ. - Вместе с тем дополнительный вклад в разгон темпов роста цен (по оценке Росстата - 0,2 - 0,3 процента в марте) оказался меньше, чем в предыдущие периоды курсовых скачков.
Тут помогло импортозамещение. Зависимость от зарубежных товаров хоть и осталась, но уже не такая высокая, как раньше. По данным Росстата, на полках продуктовых магазинов РФ всего пятая часть товаров приехала из-за границы. В сфере потребительских товаров показатель чуть выше - около тридцати процентов. В Беларуси эти показатели еще ниже. Кроме того, в начале апреля мировые цены на нефть после длительного падения снова стали расти. В итоге курс доллара качнулся в обратную сторону и немного просел.
БОЛЬШИЕ СЧЕТА ЛУЧШЕ БЕЗРАБОТИЦЫ
Банк России считает, что инфляция в этом году вряд ли станет серьезной проблемой. Дело в том, что из-за кризиса в экономике резко снизится спрос. У людей будет немного денег, чтобы совершать покупки. А если и будут, то они сядут в так называемую «сберегательную оборону», то есть ограничат потребление до минимума, откладывая все излишки на черный день.
- К середине года баланс рисков для инфляции начнет смещаться в противоположную сторону, - заявила глава Центробанка Эльвира Набиуллина.
Напомним, российский ЦБ считает нормальной инфляцию в пределах четырех процентов годовых. Но допускает, что в 2020-м этот показатель может быть чуть выше. Ненамного - в пределах пяти процентов. И это не так уж и страшно. В нынешней ситуации государству придется помогать бизнесу и гражданам. В экономику могут вливать довольно крупные суммы денег. И это частично отразится на ценах.
К примеру, специалисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования при Правительстве РФ предлагают увеличить антикризисную поддержку экономики. Сейчас в бюджете на это заложено 1,4 триллиона рублей. А эксперты считают, что нужно вдвое больше - около 2,6 триллиона. Такая мера, правда, ускорит инфляцию - до семи - восьми процентов в 2020 году. Но если этого не сделать, вместо цен вырастет число безработных в стране - с 4,5 до 7 процентов. Второе, естественно, гораздо хуже.
ИГРА НА ОЖИДАНИЯХ
Фундаментально на уровень цен влияет баланс спроса и предложения. И здесь российские экономисты разделились на два лагеря. Одни считают, что стоимость товаров расти не будет, потому что граждане не захотят в нынешних условиях тратить деньги. Другие твердят, что объем производства резко снизится из-за ограничений. А дефицит всегда приводит к росту цен.
Тем не менее в постсоветской реальности более значим другой фактор - это инфляционные ожидания.
Исторически они всегда выше, чем реальные финансовые показатели. К примеру, если в прошлом году, по данным Росстата, цены выросли всего на 2,5 процента, то населению казалось, что в три раза больше.
В кризис ожидания могут стать еще более негативными, считают в Российской академии народного хозяйства и госслужбы. Если люди думают, что цены будут расти быстрее, то спешат купить определенный товар, прежде чем он подорожает. Именно это и толкает цифры вверх.
Что перевесит: низкий спрос и негативные ожидания или дефицит предложения из-за банкротства части бизнеса? Предсказать сложно. И все же в арсенале центральных банков есть инструменты, с помощью которых можно сбить слишком высокую инфляцию или разогнать низкую. К примеру, российский ЦБ может частично влиять на цены с помощью изменения ключевой ставки, от которой зависят проценты по кредитам и депозитам в коммерческих банках.
КСТАТИ
Заперли чеки в холодильник
В Беларуси решили бороться с проблемой радикально. Там цены заморозили. Совет Министров 30 марта принял постановление «О временных мерах по стабилизации ситуации на потребительском рынке». Суть - предупредить скачок инфляции и обеспечить магазины товарами.
Министерствам поставили задачу не допускать роста отпускных цен и тарифов больше, чем на полпроцента ежемесячно.
- Повышать стоимость больше этого предела можно только по согласованию с Комиссией по вопросам госрегулирования ценообразования, - пояснили чиновники.
Грубым нарушением посчитают в Беларуси и отсутствие на полках в магазине полного ассортимента. Пока такие жесткие меры ввели до 30 июня 2020 года.
К слову, часть российских депутатов предлагала сделать то же самое - то есть заморозить цены на социально значимые товары и услуги. Но в правительстве эту идею не поддержали. В рыночной экономике это может привести к дефициту.
ВОПРОС РЕБРОМ
Почему официальные данные ниже реальных?
Это очень распространенный стереотип. Многие россияне не доверяют тем цифрам, которые представляют официальные власти. Почему так происходит? На это есть несколько причин.
Во-первых, инфляция для каждого человека своя. У кого-то больше денег уходит на продукты, а у кого-то - на бытовую технику или строительные материалы.
Во-вторых, мало кто из нас скрупулезно следит за изменениями цен на все товары. Скорее всего, оценку «реальной» инфляции мы делаем на глазок или по двум-трем любимым позициям в чеке из магазина. В отличие от Росстата, который включает в индекс инфляции пятьсот самых ходовых товаров и услуг. Поэтому, к примеру, подорожание имбиря и лимонов даже в несколько раз почти не повлияет на среднюю инфляцию.
И в-третьих, разновидностей товаров и услуг сотни тысяч. Плюс во всех магазинах разные на них цены. И каждый день проходят миллионы транзакций по всей стране. Естественно, в таких условиях невозможно создать идеальную модель, которая учитывала бы все факторы.