Спор из-за сбора
Примерно половина автомобилистов в республике не прошли техосмотр
Кто к нам на ТО придет, тот от штрафа не пострадает. Фото: БЕЛТА
Однако это не значит, что каждое второе авто с белорусскими номерами неисправно, просто водители таким образом экономят на «дорожном сборе».
С 2014 года в Беларуси разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении можно получить после уплаты госпошлины - она составляет порядка шести тысяч российских рублей. Как только заговорили о том, чтобы отвязать сбор от техосмотра, некоторые автолюбители решили воздержаться от визитов на станции диагностики. Но без этого взноса штамп в диагностической карте не получить.
Вот и выходит, что едва ли не половина парка личных авто разъезжает без техосмотра и диагностических карт.
Штрафы водителям, судя по статистике ГАИ, не страшны. Только за 10 дней августа 2019 года инспекторы зафиксировали 14 тысяч нарушений, в том числе 4,3 тысячи повторных. Один автолюбитель-витебчанин и вовсе побил рекорд: за поездки без техосмотра ему пришлось выложить 30 тысяч российских рублей штрафов. За год гаишники останавливали любителя вольной езды семнадцать раз! И все это время наказывали за отсутствие допуска к дорожному движению.
Впрочем, в большинстве случаев водители попадаются не так часто. А единичные штрафы в 900 - 1200 рублей против «дорожного сбора» и потраченного на техосмотр времени заставляют многих надеяться на «авось пронесет». Тем более что на дорожной обстановке это не очень отражается: из-за неисправности машин в стране происходит всего два-три десятка аварий.
Разговоры о том, чтобы отвязать процедуру техосмотра от уплаты сбора, ведутся не первый год. Обсуждались различные варианты. Включить эту сумму в стоимость топлива или штрафовать водителей-неплательщиков, находя их по камерам фото- и видеофиксации. Даже предлагали сделать систему скидок и льгот и разрешить выплачивать пошлину по частям, ежемесячно. Белорусские водители в ожидании: новый вариант взимания дорожного сбора предложат в ближайшее время.
В России техосмотр «привязан» к страховке: по его итогам водитель получает диагностическую карту с соответствующими отметками. Без нее полис ОСАГО не светит, а значит, нельзя будет управлять машиной.
Во время техосмотра проверяют жизненно важные «показатели» машины: тормозную и рулевую системы, стеклоомыватели с очистителями, сигнализацию, двигатель. Стоимость техосмотра начинается от 500 рублей - в зависимости от региона и категории авто. Каждый год на диагностику привозят те, у кого «лошадки» старше семи лет. Раз в два года - у кого транспорт на ходу больше трех лет. А вот «малышам» первые несколько лет проходить техосмотр не обязательно. Но - желательно, иначе могут отказать в бесплатном гарантийном ремонте. Важный момент: в России абы где техосмотр пройти не получится, только у аккредитованных операторов, одобренных Союзом автостраховщиков. Таких компаний сейчас - 4701.
Российский союз автостраховщиков подсчитал, что без ОСАГО на дорогах лихачат около трех миллионов человек. Вряд ли они проходили и ТО. Причина та же - дешевле заплатить штраф, если поймают. Средняя стоимость полиса - 6 - 7 тысяч против 800 рублей «наказания» за езду без страховки.
Идею предоставлять 10-процентную скидку за дистанционное оформление депутаты не оценили - недавно Госдума такой законопроект отклонила.