Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Экономика


Дерни за «бантик» - урожай и соберется

Сибирский фермер строит агрогородок по белорусским технологиям. Это уже сейчас сделало его одним из самых успешных аграриев Иркутской области

Вместо ветхого села Буреть рачительный хозяин задумал выстроить современный агрогородок со всеми удобствами. Фото: Юлия Пыхалова.

- Ровно четыре года назад здесь не было ни-че-го! - нараспев говорит 42-летний Вячеслав Лизин, указывая рукой на свои владения за зеленым забором. - Чистое поле, а посреди него линия электропередач. А теперь… Сейчас сами увидите!

Вячеславу есть чем похвастать - работает с размахом. Его продукция уходит и на российский рынок, и за границу.

Наша машина заезжает в ворота. А за ним - заасфальтированная парковка, металлические ангары, сияющая чистотой на солнце сельхозтехника, рабочие в новенькой, как с иголочки, спецодежде. Вроде ферма, а вокруг ни пылинки. Порядок, словно в армейской казарме! И позже понимаем почему.

- Я офицер, работал оперуполномоченным в Иркутске, - улыбается Вячеслав Лизин. - Дисциплина и порядок. Не могу по-другому.

Хозяин ведет нас на окраину владений. Вдруг на дороге замечает кусочек картона, видимо, его ветром принесло.

- Непорядок, - сетует чуть слышно, поднимая с земли и пряча в карман. Проходим мимо стройных рядов техники - тракторы, погрузчики, комбайны. Уборочные машины здесь зимуют, «в консервации» до весны. Взгляд падает на металлические коробки и вагончики. Цеха! А за ними пашня, укрытая снегом. Но что удивительно, при внушительных площадях полей в четыре тысячи гектаров, производственная база умещается всего на каких-то двух га.

- Всего лишь? - мы-то представляли нечто бескрайнее с заводами, зернохранилищами и т.д. Известно же, что фермерское хозяйство Вячеслава Лизина - одно из крупнейших в Боханском районе Иркутской области. В 2019 году с полей Лизина собрали больше девяти тысяч тонн пшеницы, а также гороха, ячменя, рапса и других сельскохозяйственных культур. И это с каких-то четырех тысяч га - можно сказать, рекорд.

sv8-1302-fermer1-OBTR-180.jpg 

После распада СССР богатый когда-то колхоз имени Чапаева забросили. Фото: Юлия Пыхалова.

- Да, - площади небольшие, - продолжает фермер. - И работает у меня всего шестнадцать человек, в советские времена потребовалось бы полсотни трудяг. На посевной, например, заняты два сотрудника. В чем секрет? Высокотехнологичная техника и инновационное оборудование - в помощь. Хотя, признаюсь, когда начинали, вручную сеялку загружали - ведрами. На это уходило часа полтора, а сейчас минут пять. По рации ребята связываются с оператором, он подгоняет контейнер, остается лишь нажать кнопку или, как мы говорим, дернуть за «бантик».

Технологии точного земледелия, 3D-карта полей, беспилотники, GPS-навигаторы, мониторинг состояния посевов, оценка всхожести культур, планирование применения ядохимикатов, - вот далеко не весь арсенал, который используют в хозяйстве Лизина. Умный подход, IT-техника - и здравствуй, большой урожай.

- А где зерно храните? - не унимаемся. Для таких объемов амбары должны стоять, заваленные доверху богатством. Или даже целый элеватор.

- Вот же оно - в рукавах, - показывает хозяин на длинные ровные холмики, припорошенные сверху снегом. Зерно хранится прямо на земле, но в трехмерной герметичной пленке, так урожай не гниет.

- Один бункер-погрузчик обслуживает четыре комбайна, - добавляет Вячеслав Николаевич. - Он же загружает зерно в эти рукава. Словом, чем технологичнее производство, тем меньше требуется и места, и человеческих ресурсов.

sv8-1302-fermer2-170.jpg

Так выглядели руины колхоза до того, как за дело взялся фермер нового поколения. Фото: Юлия Пыхалова.

ПОДСМОТРЕНО У СЯБРОВ

Чьи это поля, Маркиза Карабаса?

 

Когда фермер пришел на эти земли, оставшиеся после колхоза, по ним гулял только ветер.

ЧАПАЕВ И ПУСТОТА

На самом деле на западе России такие ноу-хау уже встречаются. Но для сибирской глубинки труд Лизина и его команды - прорыв. Тем более что хозяйство создавали с нуля, безо всякой базы. Поля принадлежали когда-то колхозу имени Чапаева, потом заросли бурьяном, запустели…

- Как ввел в оборот пашни? - вспоминает Вячеслав. - Стечение обстоятельств. Тогда мы с партнерами поднимали с колен ангарский свинокомплекс и запустили бойню. Узнали, что в Бурети (село в 150 километрах от Иркутска, вблизи которого сегодня располагается производственная база) есть проблема с поголовьем скота. Не могли его продать. Я поехал на переговоры с местным главой и обратил внимание на те самые поля. Спрашиваю: «Почему не пашет на них никто?» - «Так фермеров у нас нет», - ответил он. А в 2014 году была великая засуха, мы сидели на завозном сырье для свинокомплекса, и стоимость зерна, из которого делали корма, подскочила в три раза. По карману било прилично. Решили - а почему не выращивать свое? Так и началась история.

Правда, по первому времени местные жители в Боханском районе восприняли «заезжих» скептически.

- Думали, что мы землю китайцам перепродадим! - смеется Лизин. - Некоторые и сейчас так считают. Будто я заезжий Карабас Барабас какой-то.

Фермер не скрывает, своими силами вряд ли бы он и его команда справились. Решили искать помощи. В 2015 году Лизин представил свое хозяйство как социально значимый инвестиционный проект по растениеводству. В результате получил господдержку - субсидию в пятьдесят процентов на возмещение затрат. Так обзавелись собственной современной сельхозтехникой, посевными комплексами, системами по очистке и переработке зерна.

sv9-1302-fermer6-280.jpg 

С современными технологиями и амбар не нужен, чтобы хранить зерно. Герметичные многослойные рукава лежат прямо на земле, и ни холода зерну не страшны, ни грызуны. Фото: Юлия Пыхалова.

- Сибирская продукция востребована не только в России, но и за рубежом, - говорит фермер. - Но моя четкая позиция - не больше трети пускать на экспорт, остальное - для внутреннего рынка. Качество ставлю во главу угла!

Не так давно запустили в процесс и зерноочистительный комплекс, на очереди - семенной завод.

ПРОДВИНУТЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

- В прошлом году ездил на большую сельскохозяйственную выставку в Краснодар, где познакомился с представителями завода «Металлист» - крупнейшего в Беларуси производителя сельхозоборудования, - рассказывает Лизин. - Договорились о поставке линии по подготовке качественных семян.

После этого сибиряк сам отправился в Беларусь: побывал на заводе, посмотрел семенные хозяйства.

- Меня поразил уровень технологий, которые применяют там специалисты! Это ведь самое передовое производство на всем постсоветском пространстве, - восклицает Вячеслав. - Не зря именно белорусское оборудование, их семенные линии используют многие фермеры на западе России. Причем весьма успешно. В Восточной Сибири мы первопроходцы. А для смелых все дороги открыты.

Вот доказательство: в 2019 году Министерство сельского хозяйства Иркутской области запустило программу поддержки сельхозпроизводителей на обновление оборудования для хранения и подработки зерна. Проект уникальный - семьдесят процентов затрат берет на себя бюджет. Команда Лизина еще один шанс упускать не хочет и надеется, что с господдержкой все снова получится. Расходы, конечно, существенные, однако оборудование - аналог из Германии и Турции в разы дороже. При этом по качеству белорусские машины ничуть не уступают. Более того, Лизин считает, что технологии братьев-славян на шаг впереди. И ведь поставщик не только отправляет машины, но и прописывает индивидуальное программное обеспечение для каждого комплекса. А это плюс! Контейнеры из Беларуси придут в Сибирь уже совсем скоро - весной.

МУКА БЕЗ МУЧЕНИЙ

Сам семенной завод - небольшой ангар. Даже не подумаешь, что за его стенками скрываются чудо-технологии. Зато урожай в нем проходит целый лабиринт. Сначала воздушный сепаратор сортирует зерна по размеру, затем идет очистка от примесей, по весу и даже по цвету с помощью фотоэлементов. И на выходе получаются готовые семена самого высокого качества. Зернышко к зернышку. Их планируют продавать фермерам, а часть полученного урожая с полей других землевладельцев вернется в хозяйство Лизина. Его выкупят, чтобы переработать на своей мельнице. Кстати, она вошла в строй всего пару недель назад. И сейчас первые партии муки собственного производства проходят сертификацию.

- Еще одна прелесть этого семенного завода в том, что для его обслуживания нужны всего три человека. То есть можем взять девять работников и запустить производство в три смены, - делится планами Лизин. - Но и этим не ограничимся. Планируем автоматизировать все хозяйство. Стать лучшими не только в работе на поле, но и в выпуске продукции. А для этого нужно сеять отличные семена. Мой замысел понятен - производство полного цикла.

Но самая грандиозная мечта - агрогородок. По образу тех, что построили по всей Беларуси. Вот тогда село получит вторую жизнь: рабочие места, детсады, школы, стадионы и благоустроенное жилье для специалистов. И первые шаги в этом направлении уже сделаны: помогли открыть филиал спортшколы олимпийского резерва. Теперь мальчишки и девчонки занимаются боевым самбо и дзюдо, аэробикой и пауэрлифтингом. Предприятие Вячеслава также собирается помочь селу в строительстве детсада.

- Хочется, чтобы люди жили и трудились в достойных условиях, - рассуждает фермер. - Мы к своим сотрудникам относимся не как к наемным работникам, а как к партнерам. И зарплата, к слову, сдельно-премиальная, то есть люди нацелены на результат. Продукцией собственного производства ребят тоже снабжаем. Например, мукой. Ограничений нет: мешок или два - всегда пожалуйста.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Из городских оперов - в селяне

sv8-1302-fermer4-OBTR-330.jpg 

Вячеслав Лизин мечтает, что однажды трое сыновей продолжат его дело. Фото: Юлия Пыхалова.

Как удалось развернуть такое производство? Закалка! За плечами фермера почти десять лет службы в Управлении по борьбе с организованной преступностью.

- Милицейская школа сильно дисциплинирует, дает управленческий опыт, - признается новоиспеченный аграрий. - Поступил в институт МВД, мечтал работать в спецназе. Но попал в УБОП, занимался тяжкими преступлениями. Ну а потом подразделение расформировали. А куда обычно уходят бывшие сотрудники МВД? В охрану. Так было и со мной.

Будущий фермер с приятелями создал охранное агентство, которое оказывало услуги крупным предприятиям. Так заработал начальный капитал. Потом узнал о разоренном ангарском предприятии, решил попробовать реабилитировать. И получилось! Ну а дальше вы уже знаете.

- Бизнес на земле - это не так-то просто, - говорит Вячеслав. - Приходится читать много специальной литературы, чтобы хозяйство развивалось. Сам учусь постоянно и людей, которые в деле не сведущи, к производству не подпускаю. Каждый сотрудник сдает лично мне экзамен по технологии. Иначе никак! Мечтаю, что хозяйство будет процветать, что дети однажды продолжат дело. У меня же трое сыновей, есть на кого оставить.

Правда, сейчас молодежь фермерством мало интересуется. Кажется, что профессия из прошлого века. А ведь это не так! Это целый мир, где специалист фактически любого профиля может найти себя, сделать карьеру, зарабатывать хорошие деньги. Хочется этот посыл популяризировать, прививать молодым любовь к земле. Поэтому я еще в местном техникуме и сельскохозяйственной академии на занятиях по профориентации рассказываю о своем опыте и надеюсь, что кто-то из этих ребят в один прекрасный день станет частью нашей дружной команды.