Ценобежная сила
В Союзном государстве поводом для спора уже в третий раз за последние десять лет стала нефть. Точнее, цена ее поставок в Синеокую. «СВ» решило разобраться в деталях
50 миллиардов долларов. Именно в такую сумму оценивается экономия, которую получила Беларусь с 2010 по 2019 год благодаря покупке российской нефти по льготным, а не рыночным ценам. ФОТО: Александр Саверкин/ТАСС
Сложности вокруг нефти и газа между Россией и Беларусью в конце декабря возникают почти каждый год. Но всегда стороны находили тот или иной компромисс. На этот раз переговоры затянулись. С 1 января Россия перестала поставлять нефть в Беларусь. Через несколько дней вентиль открыли, но объемы поставок пока маленькие - чуть больше шестисот тысяч тонн до конца января. Нефтеперерабатывающие заводы Синеокой работают на сниженных оборотах и используют старые запасы.
Суть проблемы в том, что в России продолжается так называемый «налоговый маневр». Его смысл в том, что действующие скидки для Беларуси постепенно сходят на нет. Это уменьшает доходы республики.
- Налоговый маневр основывается на том, что налог на добычу полезных ископаемых ежегодно увеличивается, а экспортная пошлина на нефть уменьшается. К 2024 году она обнулится. В результате такого шага стоимость нефти на российском рынке возрастет до мирового уровня, а значит, она увеличится и для Беларуси, - объяснил Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ.
Грубо говоря, если сейчас на мировой рынок российские компании продают нефть по 65 долларов за баррель, то Беларусь получает ее по 54. Но с этого года российские нефтяники, по данным деловых СМИ, хотели поднять стоимость на один-два доллара. Это и стало яблоком раздора. Вроде немного, но общий объем российских поставок составляет около двадцати миллионов тонн в год (в тонне нефти примерно семь баррелей). Поэтому потенциальные потери РБ при таком сценарии - от ста до трехсот миллионов долларов в год.
- Субсидии в виде пониженной стоимости нефти Беларусь получает именно за счет выпадающих доходов российского бюджета. «Скидка» на нефть получается за счет того, что с поставляемого объема российские компании не уплачивают экспортную пошлину в бюджет. Вот и выходит, что нефтяники при сотрудничестве с республикой не страдают, недополучает только госбюджет. И чем дороже стоит «черное золото» на мировых рынках, тем больше разница при поставке в Беларусь и тем больше недополученная сумма для российского государства, - поясняет Игорь Юшков.
РФ уже предложила механизм компенсации. Для этого странам нужно унифицировать Налоговый кодекс, и тогда белорусские НПЗ смогут получать субсидии от российского правительства. Но в Беларуси такой формат пока не одобрили. В основном из-за того, что его получится внедрить не раньше 2022 года, а деньги республика начала терять уже сейчас.
«ДРУЖБУ» НА ПРОКАЧКУ
Вторая составляющая нашего сотрудничества в этой сфере - транзит в сторону других европейских покупателей. Каждый год мы прокачиваем примерно пятьдесят миллионов тонн, которые идут в Германию, Польшу, Венгрию, Словакию и другие страны Старого Света. Чтобы компенсировать потери от более высокой стоимости нефти, в Беларуси решили повысить для России стоимость транзита.
По сообщениям источников, близких к переговорам, в Минске настаивают, чтобы ставка выросла на 16,6 процента. В Москве считают такой рост слишком резким. В частности, с 1 февраля, по мнению российских чиновников, стоимость транзита может вырасти на 6,8 процента. Такая индексация установлена в действующем межправительственном соглашении. Скорее всего, переговоры по стоимости транзита будут отложены. В первую очередь страны должны решить вопрос по цене покупки нефти.
Белорусы планируют выписать неустойку за ремонт трубопровода «Дружба», который произошел весной прошлого года из-за прокачки загрязненной нефти из России. Но пока это лишь аргумент, который используется в переговорах.
ИГРА НА ОПЕРЕЖЕНИЕ
По мнению экспертов, нынешней ситуации можно было избежать. Если бы обсуждение началось заранее, а не в конце года.
- Перед нами сейчас следствие реализации большого налогового маневра, который происходит в России с начала 2019 года. Его условия обсуждались еще в 2018 году. И многие эксперты уже тогда обращали внимание на то, что он приведет к шероховатостям в отношениях с Беларусью, - говорит замглавы Института национальной энергетики Александр Фролов. - Это не первый камень преткновения для нас. Но, наверное, первый, который был очевиден за полтора года до развития этой ситуации.
В то же время эксперты уверены, что вскоре вопрос будет решен и стороны найдут компромисс. На те или иные уступки Россия и Беларусь будут вынуждены пойти. Москва вряд ли захочет спорить с дружественным партнером из-за потери не таких уж больших денег. Тем более что средства в профицитном российском бюджете есть. А у Минска ситуация посложнее. Переработка нефти - важная строка дохода бюджета страны. И самое дешевое сырье можно взять только у соседа по Союзному государству.
ЕСТЬ ЛИ АЛЬТЕРНАТИВА?
На прошлой неделе первый вице-премьер Беларуси Дмитрий Крутой заявил, что Минск ищет варианты, где закупать нефть. Рассматривается несколько вариантов: из Польши, Украины, стран Балтии, Азербайджана и Казахстана. В Нурсултан даже отправилась группа переговорщиков.
- Полный или частичный отказ от российской нефти в принципе возможен, - говорит ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. - Но условия невыгодные. Проводились эксперименты, которые показали, что затраты на логистику слишком высокие. Причем даже по сравнению с такой ситуацией, если бы Россия продавала соседу нефть по мировым ценам.
Это связано как с себестоимостью российской нефти, которая обычно примерно на три - пять процентов дешевле эталонных марок, так и с географической близостью двух стран.
- Любая нероссийская нефть для Беларуси будет минимум на пятнадцать процентов дороже российской, - подсчитал начальник отдела инвест-идей «БКС Брокер» Нарек Авакян. - Поставки должны соответствовать экономической целесообразности, и в этом плане российская нефть для республики - наиболее приемлемый вариант.
Позже на совещании по вопросам повышения эффективности реализации нефтепродуктов на экспорт ситуацию прояснил сам Президент Беларуси Александр Лукашенко:
- Экономические условия, в которых мы вынуждены работать, усложняются. НПЗ столкнулись с проблемой финансирования текущей деятельности и, что немаловажно, своих инвестиционных программ, направленных на развитие производства. Действительно, сейчас в полном объеме альтернативы нет поставкам российской нефти. Но, как мы договаривались, диверсифицироваться нам надо. Надо идти к тому, что тридцать-сорок процентов мы будем покупать нефти в РФ. Процентов тридцать мы должны с Балтики завозить и процентов тридцать через Украину - проверенный уже путь. Возможно, Казахстан сможет поставить нам нефть, если Россия согласится с этим.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
«Черное золото» из страны викингов
«Белорусская нефтяная компания» приобрела 80 тысяч тонн норвежской нефти.
- Все коммерческие службы наших заводов, Белорусской нефтяной компании находятся на переговорах практически в ежедневном режиме, - заявил первый вице-премьер республики Дмитрий Крутой.
Пока единственный поставщик нефти в Беларусь - промышленно-финансовая группа «Сафмар», которая принадлежит Михаилу Гуцериеву. Но этих объемов недостаточно. Белорусские нефтеперерабатывающие заводы работали с минимальной нагрузкой, обеспечивая только внутренние потребности страны.
Сделку с Норвегией о поставках сырья заключила БНК.
- В первую очередь речь идет о поставках железнодорожным транспортом из портов на Балтике, а также о задействовании для альтернативных поставок нефтепровода «Дружба», - сообщили в пресс-службе компании.