САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Экономика

Автор Вениамин Стрига

Транзит пойдет как шелковый

Ученые Союзного государства разработали транспортные карты глобального проекта «Один пояс - один путь». Получилась целая разветвленная сеть маршрутов, которая позволит нашим странам заработать миллиарды долларов

Дороги, связывающие Старый Свет с Азией через Беларусь и Россию, будут скоростными и автоматизированными. Фото: Василий Батанов/РИА Новости

ЕСТЬ КУДА РАСТИ

«Из варяг в греки», «Дорога специй», «Великий шелковый» - с древних времен торговые пути были одной из основ экономики. Продавцы богатели, покупатели дивились диковинным товарам, а города, через которые проходили купеческие тракты, росли как на дрожжах. В современном мире эти законы продолжают работать. Сейчас инфраструктурные проекты - это и новые рабочие места с высокими зарплатами, и новые отрасли экономики, и немалые деньги за транзит.

Проект «Один пояс - один путь» разрабатывается уже не первый год (предлагаемые маршруты см. в графике на стр.12). Речь о масштабной торговой артерии, которая свяжет Азию и Европу, а важнейшие транспортные узлы окажутся как раз на территории России и Беларуси. Путь этот во многом еще предстоит построить, но ожидаемый эффект впечатляет.

- Торговля стран Юго-Восточной Азии и Европы растет гигантскими темпами. В 2015-м объем экспорта из стран ЕС в Китай составил 188,8 миллиарда долларов. В 2017-м - уже 221,4 миллиарда, - привел цифры заведующий кафедрой РЭУ имени Плеханова Руслан Абрамов. - Объем импорта в страны ЕС из Китая растет не меньше: с 388,9 миллиарда долларов в 2015 году до 421,8 миллиарда в 2017-м.

Расти есть куда, очевидно. Но предел роста товарооборота уперся в транспорт.

ДОРОГИ: БЕЗ ПЫЛИ И ТУМАНА

Сейчас львиная доля товаров из КНР и других азиатских стран переправляется в Европу по морю. Но, как оказалось, сами игроки этого рынка не считают нынешнее положение дел с доставкой удовлетворительным. Долго, дорого и… коррупционно. Да еще и ракеты на некоторых участках палят куда ни попадя. Выражаясь языком бизнеса, повышаются риски и страховые издержки. То есть Южная ветвь современного «Великого шелкового пути» не так уж и надежна. Проблемы разные - от политической нестабильности до понимания проекта как «дойной коровы». Власти некоторых регионов стали задирать цены на транзит до невменяемого уровня.

Казалось бы, почему не везти в таком случае сушей? Но мощности Транссиба и БАМа были рассчитаны на внутренние потребности, и резерва там было мало. На сегодня они загружены под завязку. Как и проложенные некогда пути из России в Поднебесную и в Европу через Беларусь и Польшу. Хотя при грамотном подходе это направление сократило бы срок доставки втрое. Пятнадцать суток вместо нынешних 45. А значит, и объемы торговли могут вырасти кратно.

Вот почему Китай и выказал свою заинтересованность в развитии транспортных артерий. Да не на словах, а прямыми инвестициями: Поднебесная уже вложила свыше 80 миллиардов долларов в регионы, расположенные вдоль маршрута «Одного пояса - одного пути». И готова продолжать. Причем КНР не единственный потенциальный инвестор. Западные корпорации не только покупают в Азии, но и продают туда.

Теперь Минску, Москве, чтобы выиграть и предложить заказчикам конкурентный продукт, надо быть максимально разворотливыми. И согласованными. Для чего в том числе Союзное государство и было когда-то создано. К работе уже подключили группу ученых, чтобы просчитать самые эффективные для экономики маршруты.

ГОТОВЫ ВКЛАДЫВАТЬСЯ

Внутри КНР эффект уже показал себя: прокладывая «Шелковый путь 2.0» до города Урумчи, заложили множество новых городов-спутников и технопарков, свободных экономических зон и логистических «сухих портов», исследовательских центров новейших компьютерных, медицинских, технических наук. И тут экономический эффект только одного такого мощного логистического центра с развязками оценивается в суммы, превышающие десять миллиардов долларов. Такие же хабы предстоит создавать и в России, и в Беларуси. За счет создания только одного технопарка «Великий камень» ВВП Республики Беларусь должен вырасти на один-два процента. Экспорт вырастет на 1,5 - 5,2 миллиарда долларов в год. В регионах прокладки магистралей зарплаты и количество рабочих мест вырастут - за счет создания инфраструктуры обслуживания путепроводов, технического сопровождения современной логистики в том числе.

- Очевидно, необходимо рассматривать такие крупные проекты с учетом проектирования новых, скоростных участков. А это уже технологии XXI века, и требуют они не только технических решений, но и модернизации управления экономикой. Вплоть до создания или наделения полномочиями наднациональных органов, - считает Руслан Абрамов.

Оказалось, львиную долю километража таких дорог и транспортных узлов могут предложить как раз страны Союзного государства - Россия и Беларусь.

- Можно предложить инвесторам целый пакет проектов с несколькими развязками, - продолжает Абрамов. - И они смогут выбрать наиболее интересные пути железных и автомобильных дорог. Когда со временем произойдет наращивание объемов транзита, будут привлекаться следующие проекты путепроводов и логистических центров, которые вполне можно объединить в единую сеть.

И правительства готовы вкладываться.

НАСУЩНЫЙ ВОПРОС

ЛОМАТЬ? НЕТ, СТРОИТЬ!

Какие существуют проблемы в проработке грандиозного проекта «до винтика»?

На свои деньги потянуть такой проект полностью ни одному бюджету, даже государственному, невозможно. Ну или очень сложно. И для начала необходимо решить ряд вопросов, без чего привлечь инвесторов и начать реализацию стройки не получится.

Прежде всего у наших государств нет проработанной общей стратегии развития логистики. Отдельные проекты есть, мосты и дороги тоже. Но рассчитывают их из локальных потребностей. Например, довезти нефть из Тюмени или загрузить южные курорты отдыхающими. А транзитные мощности берут так, с кондачка: может, надо, а может, и не надо. Не говоря о региональной интеграции хотя бы в рамках ЕАЭС: если груз попадает в Беларусь, то, чтобы доехать до Китая, необходимо пересечь 2 - 3 границы. Пока что это удорожает доставку на десять процентов и повышает сроки почти вдвое.

- То есть если проложить дорогу оптимально по геофизическим и географическим параметрам, не факт, что она станет оптимальной с точки зрения преодоления прочих барьеров. Таможенный союз внутри своих границ многие вопросы такого рода снимает, но эти нормы пока не покрывают все потенциально интересные направления, - объясняет Руслан Абрамов. - Мы посчитали: есть до пятнадцати направлений в СГ, которые присущи только внутренним линиям, а международным транзитерам до них дела нет. А вот если сделать их безбарьерными - такой интерес может проявиться, и туда тоже придут инвесторы. Очевидно, Союзное государство Беларуси и России на сегодня имеет больший опыт и большую степень проработанного межгосударственного взаимодействия. А кто больше готов, тот и выигрывает в конкуренции.

Специалисты провели ревизию того, что при развитии логистической интеграции России и Беларуси нужно устранить в первую очередь: несогласованность политики по построению транзитной среды между РФ и РБ. До сих пор нет общих правил по внешнему транзиту, каждая страна дает свой логистический тариф.

Наднациональные органы СГ, способные решать такие и подобные вопросы, уже существуют. Например, Высший Государственный Совет и Совмин, Постоянный Комитет СГ. Но для начала настоящих, масштабных общих проектов нужно наделить их необходимыми полномочиями. Опыт по таможенному законодательству в рамках СГ и Таможенного союза подтверждает - эта задача вполне выполнима, было бы желание. В данном случае - желание иметь в обозримом будущем хорошие дороги и на них зарабатывать.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вероника Скворцова допустила, что скоро молодежью будут считать людей до 60 лет
  2. Беларусь выдала России женщину, обвиняемую в пособничестве в мошенничестве
  3. Владимир Путин усомнился, что Дональд Трамп в безопасности
  4. Владимир Путин: Мы готовы к переговорам с Киевом на прежних условиях
  5. Парламентское Собрание проведет видеомост Москва – Минск в честь 25-летия Договора о Союзном государстве
  6. Глава Бюро нацбезопасности Польши признал, что РФ побеждает в конфликте на Украине
  7. Александр Лукашенко заявил о сильном воздействии «Орешника» на мировое сообщество
  8. Вячеслав Володин и спикер Национальной ассамблеи Пакистана подписали соглашение о межпарламентском сотрудничестве
  9. Владимир Путин на саммите ОДКБ рассказал о характеристиках «Орешника» и сравнил его с ядерным оружием
  10. В Госдуме обсудили поддержку разработчиков беспилотных технологий и искусственного интеллекта
  11. Центробанк представил варианты изображений для купюры в 1000 рублей
  12. Владимир Джабаров: Зеленский нуждается в продолжении конфликта с РФ, это его единственный шанс выжить
  13. Александр Лукашенко: Искусственный интеллект может погубить человечество
  14. Александр Лукашенко принимает участие в саммите ОДКБ в Астане
  15. В Астане открылась сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ

Парламентское Собрание

От развития Союзного государства должны выиграть люди

К четвертьвековому юбилею Союзного государства "СВ" сделало подборку высказываний лидеров Парламентского собрания о задачах и вызовах, стоящих перед Союзным государством, Парламентским Собранием, о сохранении исторической памяти, о противодействии западным санкциям, о подготовке к празднованию 80-летия Победы и многом другом. Вызовы и испытания только сплачивают союз России и Беларуси.

Политика

Миссию наблюдателей от СНГ на выборах президента Беларуси возглавит Сергей Лебедев

На выборах президента Республики Беларусь миссию наблюдателей от СНГ возглавит Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Запад собирается воевать до последнего украинца

Анатолий Заусайлов

США настаивают на снижении возрастного порога при мобилизации на Украине

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

«Орешник» предлагают вырубить

Валерий Чумаков

В российской Википедии пытаются удалить статью о новом ракетном комплексе

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также