Подъем первым классом
Компании «Могилевлифтмаш» и «Воздухотехника» спустя год совместной работы выпускают на рынок премиум-лифт, с которым можно будет поговорить
Скоро на смену старым подъемникам придут современные аппараты совместного производства. Фото: БЕЛТА
МИЛЛИАРДЫ В КАБИНУ
- Здравствуйте, назовите, пожалуйста, номер этажа, - раздается приятный женский голос в совершенно пустой кабине лифта именно в тот момент, когда я пытаюсь найти привычные кнопки.
- Эм-м, третий, - отвечаю несколько озадаченно.
- Хорошей поездки, - звучит голос из динамиков, двери закрываются, кабина плавно взмывает вверх.
Такие вот новенькие лифты на совместном российско-белорусском предприятии создали, чтобы подняться на самую верхушку отрасли и вытеснить оттуда зарубежные фирмы.
В конце ноября стало известно, что Евразийский банк развития в 2020 году выделит десять миллиардов рублей на программу по ускоренной замене лифтов в России. Региональные власти получат возможность воспользоваться беспроцентным кредитом на срок до пяти лет, а жители - новый подъемник в дом. Всего до конца 2021 года на эти деньги собираются установить пять тысяч лифтов.
Над инвестиционным проектом работали сразу несколько структур - российский Минстрой, Постоянный Комитет СГ и банк. Выиграть от этого должны российские и белорусские производители. Почему? Все просто! Уже сейчас в России ежегодно устанавливают около 45 тысяч лифтов, и практически все они произведены в Союзном государстве. А будет еще больше.
По прогнозам экспертов отрасли, к 2025 году потребность в лифтах на российском рынке увеличится на 60 - 70 процентов. Поспособствуют этому сразу несколько факторов: ежегодный объем строительства жилья к 2024 году должен вырасти в два раза и составить 80 миллионов квадратных метров, а параллельно идет программа по замене лифтов, отработавших 25 лет.
- Ключевой задачей, стоящей перед отраслью, является реализация национального проекта «Жилье и городская среда», программа реновации и замена лифтов при капитальном ремонте многоквартирных домов. По всей стране заметно увеличился спрос на лифты именно отечественного производства, - говорит председатель общественного совета при Минстрое России Сергей Степашин.
И все же двенадцать процентов лифтов приобретается в Европе. Застройщиков торговых центров и жилья бизнес-класса интересует премиальное качество как в техническом плане, так и с точки зрения материалов, внешнего вида и дополнительных функций. К тому же эксперты говорят, что хороший лифт в доме - это плюс пять процентов к стоимости квартиры.
МУЛЬТИ НА ПУЛЬТЕ
Потеснить европейские лифты премиум-класса на российском рынке взялись компании «Могилевлифтмаш» и «Воздухотехника». В прошлом году они создали совместное предприятие. Результат показал, что промышленность Союзного государства подтягивается к новым стандартам.
Сама кабина приятно впечатляет - прозрачные стены из закаленного стекла, яркое светодиодное освещение, игра бликов на элементах декора из нержавеющей стали, а панель управления способна показывать информационные сообщения и даже мультфильмы, чтобы у детей не возникало желания понажимать на сенсорный экран. Грузоподъемность при этом - до тонны.
- В домах категории комфорт, бизнес, люкс стоят в основном заграничные машины. Нашей с «Могилевлифтмаш» задачей было разработать конструкцию, которую не стыдно предложить самым взыскательным застройщикам, - поясняет председатель совета директоров «Воздухотехники» Александр Ястриб. - Фактически сегодня мы демонстрируем завтрашний день и показываем, как лифт может быть модифицирован на ближайшее десятилетие, - говорит он.
«Мозг» лифта можно настроить исходя из пожеланий заказчика. Он сам способен информировать диспетчерскую о поломке и даже заказывать запчасти у производителей. Все данные о подъемнике будут автоматически собираться в облачном хранилище, что позволит в будущем, к примеру, при смене управляющей компании, получить его доскональную биографию.
- Обыватели заметят бесшумность, плавность хода, качество - ничего не скрипит, не гудит. Дети в дороге смогут посмотреть мультфильмы, а также на дисплее можно демонстрировать полезную информацию от управляющей компании, - продолжает Александр Ястриб.
Он не скрывает, что конкурировать с европейскими производителями будет сложно. Но крупных застройщиков должна привлечь цена - 2,5 миллиона рублей. В Европе стоимость премиального подъемника начинается от 3,5 миллиона. Существенно снизить цену удалось за счет того, что все комплектующие свои - основу конструкции производят на «Могилевлифтмаше», лебедки и двери выпускают в Москве по европейской технологии - специально заключили соглашение с итальянским предприятием Sicor и испанским Fermator. Однако в перспективе российско-белорусское предприятие должно выйти на полный цикл и ничего не закупать на стороне.
КОММЕНТАРИЙ
Владимир СЕМАШКО, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в России:
- Создание этого совместного предприятия продиктовал рынок, и его появление - пример успешного взаимодействия в области промышленной кооперации Беларуси и России. «Могилевлифтмаш» - самое мощное предприятие, имеющее замкнутый цикл, но не присутствовавшее долгое время на рынке Москвы и Московской области. Сейчас они нашли в лице «Воздухотехники» компанию, ориентированную на этот рынок, который ежегодно нуждается восьми тысячах лифтов. 3,5 тысячи из них устанавливаются в новостройках, а остальные - по программе реновации. Задача была создать всю гамму лифтов: эконом, комфорт, премиум. Остается переломить ментальность, что если из Европы - значит, товар суперкачественный, а отечественный - нет. Думаю, это вопрос времени.
КОНКУРЕНЦИЯ
УВИДЕЛИ «ЛИЦО» ПОДЪЕЗДА
Технику нового поколения попросили изобрести сами застройщики.
- Лифт - «лицо» подъезда. Собственники элитной недвижимости хотят чувствовать комфорт не только в квартирах, но и по пути домой. Поэтому невозможно в дом такого класса поставить обыкновенный лифт. То, что увидели сегодня, впечатляет и не уступает на первый взгляд европейским аналогам. Вопрос закупки для наших нужд - это перспектива, которую мы готовы обсуждать, - сказал один из представителей крупного московского застройщика.
Совместное российско-белорусское производство прямо сейчас может выпускать около двух тысяч лифтов в год. Конечно, это несопоставимо с годовым оборотом «Могилевлифтмаша», где с конвейера ежегодно сходит пятнадцать тысяч подъемников, или «Щербинского лифтостроительного завода» с его одиннадцатью тысячами.
- Пока делаем ставку на Москву и область, - отметил Александр Ястриб.
А вот лифты эконом-класса уже запущены в производство. Их стены могут быть выкрашены в серый цвет или выполнены из шлифованной нержавейки. Поднимать они способны от 400 килограммов. Первые сорок кабин установили в домах, где идет модернизация оборудования. В недалекой перспективе, когда совместное предприятие выйдет на полную мощность, планируется в год выпускать около десяти тысяч таких лифтов.
По данным Минстроя, в России насчитывается около полумиллиона лифтов, а из них больше ста тысяч уже отработало свой положенный срок. Каждый год список под замену пополняет около десяти тысяч подъемников. Следовательно, проблем со сбытом у российско-белорусского предприятия не будет.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
-
 Около 450 тысяч лифтов установлено в российских городах.
-
 Больше 100 тысяч уже отработало свой положенный срок.
-
 10 тысяч подъемников каждый год пополняет список «под замену».
ФАКТ
«Могилевлифтмаш» и «Воздухотехника» в июне 2018 года подписали меморандум о совместной деятельности. В рамках российско-белорусского предприятия, кроме лифтов, планируют выпуск безредукторных лебедок, современных систем диспетчеризации и телеметрии лифта, вызывные кнопки и табло индикации. «Могилевлифтмаш» первый лифт выпустил в 1970 году, а на 1 января 2019 года их уже насчитывалось 336 тысяч. Подъемники этой торговой марки есть на многих знаковых объектах - космодром Байконур, Большой театр, Адмиралтейство в Санкт Петербурге.