Есть не только «МИГ» между нашими странами
Интеграционные процессы затрагивают самые разные сферы - энергетику, IT, оборонку, автостроение. Как сегодня работают торговля, кооперация и другие области экономического взаимодействия?
Взаимное сотрудничество дает результаты, заметные как на внутреннем рынке, так и на международном. Фото: Петр Ковалев/ТАСС.
ЕСЛИ ЗАВТРА В ПОХОД
- Россия и Беларусь - стратегические партнеры. Спектр взаимных интересов широкий: от поставок готовой продукции и комплектующих до совместных научно-исследовательских и практических проектов в оборонной сфере, - рассказывает генеральный директор «Рос-оборонэкспорта» Александр Михеев.
За 18 лет компания подписала с сябрами контрактов на сумму свыше миллиарда долларов. Работают они и в сфере кооперации: с 940 партнерами в РФ сотрудничают 99 предприятий из Синеокой. Для третьих стран собирают и модернизируют авиационную, бронетанковую технику, средства ПВО, системы залпового огня, танки Т-90, Т-80У, Т-72, БМП, БМД, стрелковое и артиллерийское оружие, роботизированные комплексы, БПЛА и многое другое. В структуре поставок Беларуси много моторов, современных гусеничных шасси, у России примерно половину составляет новая авиационная техника. На многоосных специальных колесных шасси «Минского завода колесных тягачей» собирают комплексы ПВО - зенитно-ракетные комплексы С-300 и С-400.
В кооперации производят и МиГ-29. Из Беларуси в Сербию уже отправились четыре истребителя, модернизированные по проекту «Русской авионики». Еще шесть таких машин балканские партнеры получили из России. Давно и успешно республика делает современную бортовую аппаратуру, дисплеи, системы наведения и системы оптики для российских самолетов, поставляемых в том числе на экспорт.
КАК РАБОТАЮТ ПРЯМЫЕ СВЯЗИ?
Холдинг БелАЗ благодаря интеграции смог пережить суровые 90-е и стать флагманом тяжелого машиностроения. После развала СССР, когда рухнули все торговые связи, на выручку пришла не только родная республика, но и Россия. Хотя сейчас предприятие поставляет свою продукцию и в Европу, и в Африку, замахивается даже на Азию и Латинскую Америку, до сих пор половина рынка сбыта приходится на братскую страну.
Приблизительно 50% комплектующих к карьерным самосвалам производится в России. Отсюда на производство отправляются металл, тяговые электродвигатели, генераторы - в производственной цепочке участвует порядка трех тысяч поставщиков. Например, для белорусских карьерных машин грузоподъемностью 30 тонн Ярославский завод выпускает двигатели 309 кВт и двигатели 265 кВт, которыми комплектуются самосвалы 7540А и 7540В. Они позволяют эксплуатировать технику в условиях низких отрицательных температур до - 50ºС.
Налаживают на БелАЗе серийный выпуск роботизированных систем для использования в карьерной добыче. С российской стороны разработчиком автоматизации выступает компания «Вист групп - ГК Цифра», а заказчиком и испытателем - Сибирская угольно-энергетическая компания. Есть проект и полностью роботизированного карьера, который позволит освободить людей от опасных и вредных работ.
ОСТРОВЕЦКОЕ ЧУДО
В Гродненской области находится одна из крупнейших строек Европы - Белорусская атомная электростанция. Ее с 2011 года реализуют совместными усилиями две страны. Россия на строительство выделила экспортный кредит в 10 миллиардов долларов - почти 90% необходимых средств. Сотрудничество началось с выбора площадки - ее оценку проводил ВНИИ гидротехники имени Веденеева. А генподрядчиком стал инжиниринговый дивизион Росатома», компания «АСЭ». Реактор и парогенераторы сделали на волгодонском «Атоммаше», а турбину - «Силовые машины».
Вклад в возведение Бел-АЭС тоже общий: цемент - от местного предприятия «Красносельскстройматериалы», арматура - с Белорусского металлургического завода.
А среди строителей - «Гроднопромстрой», Строительный трест №8, «Белэнергострой», «Гомельпромстрой» и другие.
На станции установлено два современных, с повышенным уровнем безопасности, энергоблока нового поколения «3+». Два реактора типа ВВЭР-1200 могут вырабатывать по 1200 МВт каждый. До конца года на первый энергоблок должны доставить ядерное топливо, а в январе 2020-го - запустить в эксплуатацию. Станция сразу же начнет поставлять электричество по Беларуси. Причем себестоимость его производства будет в два раза ниже. Это значит, что тарифы могут снизиться как минимум на 30 процентов. После запуска второго блока станция закроет потребности примерно трети внутреннего рынка. Что позволит развивать энергоемкие производства Нежинского ГОКа, Белорусской национальной биотехнологической корпорации и других. А еще - замещать порядка 5 миллиардов кубометров природного газа. Значит, Беларусь сможет поставлять электроэнергию как в сопредельные страны, так и дальше, в ЕС. Будет это интересно и России, которой республика предоставит транзитные мощности.
АКЦЕНТ НА МЕЙНСТРИМ
Выступая в конце октября на XII Евразийском экономическом форуме в Вероне, Госсекретарь Григорий Рапота рассказал о проекте высокоскоростной магистрали от Москвы через Петербург и Минск и до Гамбурга. Если сейчас дорога из российских столиц в белорусскую по железной дороге занимает не меньше восьми часов, то с появлением ВСМ в вагоне придется проводить от силы два часа.
Решится вопрос и расширения торговых путей. Опыт Европы и Китая показывает, что с запуском ВСМ пассажиропоток увеличивается не меньше, чем на 30 процентов. А по мнению специалистов Европейской счетной палаты, высокоскоростные линии эффективно усиливают экономический рост регионов, через которые проходят.
С появлением такого маршрута на территории Союзного государства возникнет мощный торговый коридор, который свяжет Западную Европу с Поднебесной в единую сеть.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
15 миллиардов долларов - столько составляет общий объем экспорта в сфере ВПК для России. Аналогичный показатель для Беларуси составляет 1 миллиард.
инвестиции
НАДЕЖНЫЙ РЕЗЕРВ
В 1999 году товарооборот наших стран составлял всего около 7 миллиардов долларов. Причиной такого пике послужило почти полное отсутствие сопрягаемых денежно-кредитных систем, налогового законодательства и тарифной политики двух стран.
Хотя нам было чем торговать, финансовых механизмов, в том числе кредитных, остро не хватало. В итоге доля бартерных операций в общем объеме экспорта белорусской продукции в Россию составляла 20 лет назад 52,2%, а уровень натурального товарообмена достиг 38,9%.
Проблема платежей была решена: с 2016 года товарооборот стабильно растет, преодолев даже кризисный спад в 2012 - 2015-м. Экономические отношения стран надежно поддерживаются пакетом договоров СГ, документов в рамках Таможенного союза и других. В нынешнем году правительства союзных стран заявили, что способны проводить операции в национальных валютах.
Суверенные бюджеты сбалансированы, резервные фонды, в том числе в золоте, сформированы. По данным МИД РБ, объем инвестиций из России в Беларусь в 2018 году достиг 4,2 миллиарда долларов, а из республики в РФ - 4,1 миллиарда (прирост составил 12,5% и 11,4% соответственно).