20 Ноября 2019 года / Текст:  Вениамин Стрига / К номеру: 53  (875)

Терминатор дает добро

Убрать раздражающие всех очереди на граничных переходах, но в то же время не дать проскочить никакому контрабандисту или контрафактнику - для этого таможенные службы России и Беларуси подключат к работе роботизированные системы и искусственный интеллект

Терминатор дает добро

Арсенал современных мытарей: от новейших умных гаджетов до традиционной работы со служебными собаками. Фото: БЕЛТА

КОМПЬЮТЕРУ НА ЛАПУ НЕ СУНЕШЬ

«Вот еду я по трассе на красивом грузовике, а все декларации, накладные и отчетности сами собой в штабеля укладываются...» Давняя мечта российских и белорусских дальнобойщиков, позаимствованная в слегка измененном виде у Тоси из «Девчат», вот-вот может стать реальностью.

Специалисты из РФ и РБ давно говорят о едином таможенном пространстве в Союзном государстве и упрощении документооборота. И вот в конце октября на международном таможенном форуме в Москве удалось сделать очередной шаг в этом направлении. Причем, как сейчас говорят, шаг инновационный. Россияне и белорусы решили внедрить общую систему электронных пломб, которыми опечатывают фуры с товаром. Пилотный проект, стартовавший в феврале, вполне успешно показал себя в Беларуси.

Что это означает для логистики? Такие пломбы позволят перейти на безбумажный контроль - без всякого участия человека. Но это не все. Дальше еще интереснее, скорость граничного перехода вырастет еще и за счет подключения искусственного интеллекта. Такой пункт пропуска уже разрабатывают. Компьютер сам определит, какие датчики и контрольные приборы необходимо задействовать, а за счет каких можно сэкономить время. Все увяжут в единое целое: стационарные системы «Янтарь», инспекционно-досмотровые комплексы, переносные дозиметры и рентген-установки.

Тут вам и ликвидация очередей на границах, и снижение коррупции вплоть до нуля, поскольку искусственный интеллект взяток не возьмет.

ПРОГУЛКА ПО «ЗЕЛЕНОМУ КОРИДОРУ»

Общее таможенное пространство - не такое простое дело. Так или иначе любое государство регулирует пошлинами трансграничные перевозки товаров. Цели вполне понятны: с получения прибавки в бюджет и до защиты благосостояния граждан своей страны от игры спекулянтов. Демпинг - это как раз их излюбленный инструмент, когда кто-то решает завалить страну товаром по цене ниже себестоимости и разорить целую национальную отрасль экономики. Попутно уничтожив многочисленные рабочие места и предприятия. Такие недобросовестные действия правительства научились пресекать заблаговременно.

Тяжелее обстоят дела с давним бичом экономики любой страны - контрабандой. Проблема для экономики не блок сигарет, спрятанный на дне чемодана, а регулярные поставки самого разнообразного свойства: контрафактные лекарства, запчасти, удобрения. Не говоря уже о наркосодержащих веществах. Такой товар опасен не только для экономики, но и для жизни, здоровья граждан.

Не случайно в процессе интеграции экономик Беларуси и России одним из первых стал вопрос о разработке единого Таможенного кодекса. Законодателям пришлось попотеть, ведь в наших странах и ставки НДС разные, и законы. Процесс притирки занял определенное время. Но в октябре 2007 года Беларусь, Казахстан и Россия подписали договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. Приняли единые тарифы и договорились, как делить пошлины.

С момента подписания договора многие предприниматели попали в «зеленый коридор» - транзит без обязательного досмотра. На практике досматривают по случайной выборке одну машину из десяти. Поставки закрутились живее.

В ШЕСТЬ РАЗ БЫСТРЕЕ

Теперь - что изменилось конкретно. Сначала о предпринимательстве. Например, ввозя товар из Китая в Казахстан, предприниматель уже обозначает свою партию в общей для Таможенного союза базе. Декларацию можно заполнить через интернет, минуя долгие ожидания в коридорах. Кроме того, если сведения попали в систему один раз, новый кодекс запрещает их требовать повторно.

Система перестает быть драконовской: если произошли изменения в сделке или ошибка, можно внести поправки в уже поданную декларацию - до момента запроса на проверку. А пошлину можно платить с отсрочкой - до полугода, без процентов, то есть, например, получив выручку после продажи товара. Плюс механизм «единого окна» для оформления всех документов, который действует с 1 января 2018 года.

В итоге время регистрации можно сократить в два раза, а выпуск товаров из зоны контроля ускорить в шесть раз. Что и говорить, ощутимый результат. Чтобы его достичь, законодатели привлекли предпринимателей в качестве экспертов, две трети поступивших предложений учли и внедрили.

БЫЛ СЛУЧАЙ

БЕСПОШЛИННАЯ ДОРОЖНАЯ КАРТА

Бывают курьезные случаи: буквально на днях белорусская таможня задержала партию груш, декларированных для провоза в Россию как полимерная пленка. То ли лень было контрабандистам более подходящие документы искать, то ли спешка.

Были и серьезные примеры, когда злоумышленники пытались подменить партии товара внутреннего производства Беларуси на запрещенный для ввоза продукт из ЕС.

Таможни России и Беларуси ныне сообща успешно справляются со случаями «сквозной» контрабанды. Для этого пришлось много работать. Именно странами Союзного государства первыми создана единая автоматизированная информационная система (ЕАИС). Затем объединили телекоммуникационные сети таможен, унифицировали нормативную базу.

- У нас есть один процесс - процесс развития, - пояснил заместитель Госсекретаря СГ Алексей Кубрин. - В этом процессе каждое государство вносит какие-то коррективы в новые документы. Их надо между собой стыковать. То есть было бы неправильным, если бы одно государство проводило свою политику и только у себя вводило какие-то нормативы. И при этом пыталось так продолжать обеспечивать взаимодействие. Процесс требует постоянной корректировки. Поэтому мы проводим аудит нормативно-правовой базы, ее стыковку.

Дорожные карты, прорабатываемые к двадцатилетию нашего Союзного государства, как раз и призваны создать уникальную модель объединенной экономики двух суверенных государств.

Вопрос таможенной политики - один из тех, которые проработаны наиболее глубоко. Уже заявлено: политика в части таможни окончательно станет единой с 2021 года.

ПОСЧИТАЕМ

И ЖИЗНЬ, И КОШЕЛЕК

Теперь - что получают граждане. Здесь изменения вводятся поэтапно, вплоть до января 2020 года. Предусмотрена защита производителя от ползучего серого импорта, так называемых челноков. Уже в январе 2019 года беспошлинные лимиты ввоза снизились до одной тысячи евро и 50 килограммов. С января их еще ужмут - до 750 евро и 35 кило. Еще через год из-за границы можно будет беспошлинно привезти товары на сумму, не превышающую 500 евро, и весом до четверти центнера.

У тех, кто трамбует коробки с колбасами или белорусской косметикой на полки вагонов, выбор невелик: либо переходить на легальный экспорт-импорт, либо сворачивать лавочку. Впрочем, на самолеты эти нормы пока не действуют - можно «гульнуть» на все десять тысяч евро.

Зато частные покупки через интернет можно будет делать дешевле и больше. Сейчас налоги не распространяются на заказы до 500 евро и весом до 31 кг в течение календарного месяца. Потом лимит возобновляется. С 1 января 2020-го сумма беспошлинной покупки снизится до 200 евро и 31 кг, правда, заказов в месяц может быть сколько угодно. Да и за превышение лимитов кара не такая суровая - всего пятнадцать процентов вместо прежних тридцати от стоимости, но не меньше двух евро за килограмм перевеса.

Для любителей поживиться в duty free - еще одна хорошая новость. Теперь можно устраивать шопинг не только при выезде, но и при въезде. Нужно лишь сохранять чеки - и зеленый коридор ваш.

дословно

Юрий Сенько, председатель Государственного таможенного комитета Беларуси:

Терминатор дает добро 

Фото: БЕЛТА

- Дай бог, чтобы все министерства и ведомства так проинтегрировались, как сделали наши таможни. У нас единственных есть общий кодекс Евразийского экономического союза в этой сфере, единый тариф. Внутри Евразийского союза границы упразднены. С точки зрения интеграции и сближения у нас работа проделана наиболее эффективно, остается только детали шлифовать.

Комментарии


Другие статьи раздела

Экономика: интеграция

Подъем первым классом

Компании «Могилевлифтмаш» и «Воздухотехника» спустя год совместной работы выпускают на рынок премиум-лифт, с которым можно будет поговорить

Интеграцию на карты

Накануне встречи президентов России и Беларуси диалог провели премьер-министры Дмитрий Медведев и Сергей Румас

Есть не только «МИГ» между нашими странами

Интеграционные процессы затрагивают самые разные сферы - энергетику, IT, оборонку, автостроение. Как сегодня работают торговля, кооперация и другие области экономического взаимодействия?

Пациентов и врачей выведут в эфир

В наших странах делают ставку на телемедицину и высокотехнологичные операции

Цифра рубль бережет

Выдача кредита по одному только голосу, получение привилегий по количеству подписчиков в соцсетях и страны без денег. В Минске обсудили, куда будет двигаться рынок финансовых услуг

Умный? в гору!

В России успешно завершаются испытания роботизированных «БелАЗов»-беспилотников

Читайте также

Культура

Леонид Якубович о девчатах из легендарного 46-го женского авиаполка: Они - не «ведьмы», а «незабудки»

Телеведущий и шоумен снял фильм про летчиц, что бомбили фашистских захватчиков, в том числе и в Беларуси. В интервью «СВ» телеведущий рассказал, как летал на легендарном По-2, об отце-фронтовике и как поддерживает себя в отличной форме

Союзное государство

Григорий Рапота: Не боимся работать на «территории вызовов»

Как Россия и Беларусь усиливают друг друга на мировой арене и какие проекты считают самыми перспективными, рассказал Госсекретарь Союзного государства

Туризм

Пять причин поехать в Вязьму


Этот старинный город, основанный в XIII веке, часто называют провинциальным. Но не чтобы обидеть, просто хотят подчеркнуть его уют и атмосферность

Общество

Хоть шаром покати

В минском Музее елочных игрушек представили уникальную коллекцию экспонатов: от шагаловских полетов до чернокожих Морозов

Политика

Александр Лукашенко: Основой союза с Россией должно быть творение общей истории

Президент Беларуси, выступая перед депутатами Палаты представителей и парламентариями Совета Республики шестого и седьмого созывов, уделил особое внимание отношениям с Россией. Он дал советы новым управленцам по сотрудничеству с соседом и объяснил главные идеи интеграции в рамках Союзного государства. Подробнее – в материале «СВ»

Экономика: интеграция

Подъем первым классом

Компании «Могилевлифтмаш» и «Воздухотехника» спустя год совместной работы выпускают на рынок премиум-лифт, с которым можно будет поговорить



Туризм

Пять причин поехать в Вязьму


Этот старинный город, основанный в XIII веке, часто называют провинциальным. Но не чтобы обидеть, просто хотят подчеркнуть его уют и атмосферность

Вопрос-ответ

Живу в Минске, есть маленький бизнес, который веду через интернет. Планирую переехать к брату в Москву и хочу продолжать вести свое дело. Могу я зарегистрироваться в РФ как самозанятый?

Живу в Минске, есть маленький бизнес, который веду через интернет. Планирую переехать к брату в Москву и хочу продолжать вести свое дело. Могу я зарегистрироваться в РФ как самозанятый?

Спорт

Игра с козырями и без

Лидеры российского футбола подтверждают свой класс, но в еврокубках это не помогает

Спорт

Светлана Журова: Белый флаг выкидывать рано, будем бороться

Всемирное антидопинговое агентство (WADA) в понедельник приняло санкции в зубодробительном варианте: отстранить Россию от международных соревнований сроком на четыре года

Общество

Хоть шаром покати

В минском Музее елочных игрушек представили уникальную коллекцию экспонатов: от шагаловских полетов до чернокожих Морозов

Общество

Бефана на метле и метелица на Комаровке

Декабрь - горячая пора: одни перелистывают кулинарные книги в поисках необычных рецептов, а другие составляют список дел, чтобы не упустить ничего важного. Например, купить подарки и заразиться новогодним настроением. Где это можно сделать в Москве и Минске - изучило «СВ»

Культура

Леонид Якубович о девчатах из легендарного 46-го женского авиаполка: Они - не «ведьмы», а «незабудки»

Телеведущий и шоумен снял фильм про летчиц, что бомбили фашистских захватчиков, в том числе и в Беларуси. В интервью «СВ» телеведущий рассказал, как летал на легендарном По-2, об отце-фронтовике и как поддерживает себя в отличной форме

Культура

Владимир Ильич, сейчас вылетит птичка

Классик советской фотографии Моисей Наппельбаум родился и вырос в Минске, искал вдохновение в Нью-Йорке, а успеха добился в Санкт-Петербурге, где создал самый известный портрет Ленина

Общество

Мы за ценой не постоим

Каждый год 1 января обновляется не только календарь, но и ценники в магазинах. «СВ» выяснило, что подорожает в России и Беларуси в следующем году

Экономика: интеграция

Подъем первым классом

Компании «Могилевлифтмаш» и «Воздухотехника» спустя год совместной работы выпускают на рынок премиум-лифт, с которым можно будет поговорить