САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Экономика

Автор Вениамин Стрига

Горючая смесь

Что такое налоговый маневр, и почему правительство России пошло на него? Как он отразится на внутренних ценах на топливо и на взаимоотношениях с главным союзником России по интеграционным процессам - Беларуси?

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

СПОРЫ ПРОДОЛЖАЮТСЯ

Впервые в России заявили о проведении налогового маневра в 2014 году. С тех пор в правительстве не утихают споры, а экономический блок подвергается почти непрерывной критике за разного рода ожидаемые и проявившиеся последствия изменения правил налогообложения нефтяной отрасли. Решение о полной реформе налогообложения по этой причине откладывалось, но в 2018 году все-таки было принято.

2019 год стал стартовым по снижению нагрузки на таможенный экспорт. И по переносу ее на НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). С 2019 по 2024 год будет происходить поэтапное снижение и отказ от акцизов на вывоз нефти и ГСМ за рубеж. В 2024 году ставку акциза должны обнулить, за исключением отдельных видов нефтепродуктов.

Смысл реформы в том, что фискальная нагрузка перейдет с экспорта на внутренний рынок, лишит комфортной ценовой среды НПЗ и вернет часть дохода от беспошлинных поставок внутри Евразийского экономического союза в бюджет РФ. Первыми возмутились российские нефтепереработчики. В ответ правительство посулило для производителей и торговцев ГСМ ввести обратный акциз на топливо. Что, по мнению авторов проекта, должно было устранить риски повышения оптовых и розничных цен.

Однако эти предложения также подверглись критике за то, что рост цен все-таки произошел, хоть и не обвальный. Другое дело - сейчас никто не берется уверенно сказать, когда это ползучее подорожание остановится и прекратится уход с рынка российских ГСМ множества традиционных операторов. Оказалось - в судороге забились отнюдь не только российские производители и трейдеры.

ТЯЖЕЛО, НО НАДО ВЫДЕРЖАТЬ

Александр Лукашенко высказывается о налоговом маневре негативно. При этом не ставится под сомнение суверенное право России внедрять любые схемы налогообложения. Президент Беларуси говорит о том, что республика теряет прибыль и наполнение своего бюджета, которое переносится в российский бюджет.

Общие потери до 2024 года Беларусь оценивает до 11,8 миллиарда долларов. Восполнить прореху в бюджете пока неоткуда.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

КОМПЕНСАЦИЮ ИЩУТ ВСЕ 

Как вариант - создание «единого регулятора» рынков газа и нефти.

Если на внутреннем российском рынке с компенсациями более-менее понятно, то с интеграционными проектами на постсоветском пространстве никакой ясности нет. Если до 2018 года в переговорах с Беларусью со стороны России звучали обнадеживающие нотки, то в этом году они прекратились.

Однако механизмы косвенной компенсации могут быть созданы в процессе углубления интеграции. В случае Беларуси - в процессе подписания дорожных карт. Главы правительств Дмитрий Медведев и Сергей Румас 6 сентября парафировали пакет документов по совместным действиям двух стран в рамках реализации договора о Союзном государстве. Документ прямо предполагает создание «единого регулятора» рынков газа, нефти. Однако детальный план по созданию такого регулятора будет опубликован позже.

Очевидная и важнейшая задача создания такого регулятора - исключить недобросовестные монопольные игры, защищенные якобы «суверенным» правом. Это когда закон работает не на пользу граждан страны, а на интересы группы лиц или компаний. Причем эти группы лиц или компаний могут недобросовестно пролоббировать законы и подзаконные акты со специальными прорехами. Через которые и уведут центры образования прибыли в офшорные зоны. И при такой ситуации вполне вероятен конфликт интересов: граждане страны или стран Союзного государства работают и вырабатывают прибавленную стоимость. А прибыль и, соответственно, налоги, призванные этих граждан социально поддерживать, остаются по другую сторону границы.

Горючая смесь

Интеграционный процесс, если проработку соглашений и механизмов регулирования провести грамотно и скрупулезно, позволит избегать подобных сговоров и непубличных монопольных игр на рынке нефти и газа. При этом важно, чтобы давление на игроков в «монополию» было равномерным везде. Перекосы, локальная сверхконцентрация финансов, создание криминальных очагов утечки капитала не красит никакое государство.

Создание регулятора - это лишь воплощение механизма, однако его одного недостаточно. Россия - не только союзник Беларуси, основной торговый партнер, но еще и главный инвестор. Вкладывать куда-либо деньги, не заботясь об экономическом климате страны, как минимум неразумно.

Самое главное, что можно предложить союзнику и партнеру, - это совместная нефтедобыча на территории России. Собственно, попытки уже были, но разбивались они невозможностью со стороны белорусских фирм участвовать в конкурсах на разработку: финансовые возможности их далеко не столь велики, как у «Роснефти» или British Petroleum. Поэтому необходимо политическое решение. Если Беларусь получит те самые 6 - 8, а может, и 12 миллионов тонн нефти, с учетом мощностей своих НПЗ, Россия сохранит сильного союзника. И переплетет экономики так, что будет уже не разорвать.

кстати

КАК НЕ УВЯЗНУТЬ?

Причины, по которым Россия все-таки пошла на маневр, более-менее ясны. Санкционное давление Запада, нестабильная цена на нефть может довольно быстро скатать в рулон все финансовые «подушки безопасности». Новые правила, по мысли авторов реформ, позволят бюджету снизить зависимость от мировых цен на нефть. То есть обложение налогом идет, по сути дела, до продажи и до образования цены. Но на кого перекладывается вся нагрузка? Ясно, прежде всего на того, кто делает более высокие переделы и создает прибавочную стоимость внутри страны. То есть создает тот самый ВВП. Или же перенос нагрузки идет на круг в той или иной степени экономически интегрированных стран. То есть маневр будет неизбежно снижать эффективность перекрестных инвестиций. Например, Беларусь последние годы инвестировала в нефтепереработку 2,4 миллиарда долларов США, и по старым правилам это были высокодоходные инвестиции. Теперь же эти заводы с современным оборудованием теряют смысл: собственной нефтедобычи республики недостаточно, чтобы загрузить эти мощности.

Во вторую очередь нагрузка от маневра перекладывается на потребителя на внутреннем рынке. То есть налог этот будет ползучим образом поднимать стоимость и буханки хлеба, и бутылки молока. Потому что производитель до получения обратного акциза будет покрывать кассовый разрыв, и цены на бензин, солярку, неизбежно пойдут вверх. Так какой смысл в этой перекройке: забрать, чтобы потом повелительным жестом эти же доходы бюджета давать как пресловутые обратные акцизы и дотации бюджетникам в условиях резко возросшей инфляции? Пока внятного ответа нет. Ясно одно: решая вопросы краткосрочной перспективы, Минфин России может сломать стране перспективу долгосрочную. Но дело все-таки не безнадежно.

 

МНЕНИЕ

Михаил ДЕЛЯГИН, доктор экономических наук, научный руководитель Института проблем глобализации:

Горючая смесь
 

Фото: Владимир Веленгурин/kpmedia.ru

- Налоговый маневр - такое изменение структуры налогообложения в России, которое одновременно обеспечило удорожание бензина. И превращение всей нефтепереработки, то есть всего производства бензина, в убыточное. До такой степени, что всерьез обсуждается вопрос о его дотировании при помощи такого извращенного метода, как обратный акциз. Понятно, что Беларусь, скорее всего, дотировать не будут.

 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также