Горючая смесь
Что такое налоговый маневр, и почему правительство России пошло на него? Как он отразится на внутренних ценах на топливо и на взаимоотношениях с главным союзником России по интеграционным процессам - Беларуси?
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
СПОРЫ ПРОДОЛЖАЮТСЯ
Впервые в России заявили о проведении налогового маневра в 2014 году. С тех пор в правительстве не утихают споры, а экономический блок подвергается почти непрерывной критике за разного рода ожидаемые и проявившиеся последствия изменения правил налогообложения нефтяной отрасли. Решение о полной реформе налогообложения по этой причине откладывалось, но в 2018 году все-таки было принято.
2019 год стал стартовым по снижению нагрузки на таможенный экспорт. И по переносу ее на НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). С 2019 по 2024 год будет происходить поэтапное снижение и отказ от акцизов на вывоз нефти и ГСМ за рубеж. В 2024 году ставку акциза должны обнулить, за исключением отдельных видов нефтепродуктов.
Смысл реформы в том, что фискальная нагрузка перейдет с экспорта на внутренний рынок, лишит комфортной ценовой среды НПЗ и вернет часть дохода от беспошлинных поставок внутри Евразийского экономического союза в бюджет РФ. Первыми возмутились российские нефтепереработчики. В ответ правительство посулило для производителей и торговцев ГСМ ввести обратный акциз на топливо. Что, по мнению авторов проекта, должно было устранить риски повышения оптовых и розничных цен.
Однако эти предложения также подверглись критике за то, что рост цен все-таки произошел, хоть и не обвальный. Другое дело - сейчас никто не берется уверенно сказать, когда это ползучее подорожание остановится и прекратится уход с рынка российских ГСМ множества традиционных операторов. Оказалось - в судороге забились отнюдь не только российские производители и трейдеры.
ТЯЖЕЛО, НО НАДО ВЫДЕРЖАТЬ
Александр Лукашенко высказывается о налоговом маневре негативно. При этом не ставится под сомнение суверенное право России внедрять любые схемы налогообложения. Президент Беларуси говорит о том, что республика теряет прибыль и наполнение своего бюджета, которое переносится в российский бюджет.
Общие потери до 2024 года Беларусь оценивает до 11,8 миллиарда долларов. Восполнить прореху в бюджете пока неоткуда.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
КОМПЕНСАЦИЮ ИЩУТ ВСЕ
Как вариант - создание «единого регулятора» рынков газа и нефти.
Если на внутреннем российском рынке с компенсациями более-менее понятно, то с интеграционными проектами на постсоветском пространстве никакой ясности нет. Если до 2018 года в переговорах с Беларусью со стороны России звучали обнадеживающие нотки, то в этом году они прекратились.
Однако механизмы косвенной компенсации могут быть созданы в процессе углубления интеграции. В случае Беларуси - в процессе подписания дорожных карт. Главы правительств Дмитрий Медведев и Сергей Румас 6 сентября парафировали пакет документов по совместным действиям двух стран в рамках реализации договора о Союзном государстве. Документ прямо предполагает создание «единого регулятора» рынков газа, нефти. Однако детальный план по созданию такого регулятора будет опубликован позже.
Очевидная и важнейшая задача создания такого регулятора - исключить недобросовестные монопольные игры, защищенные якобы «суверенным» правом. Это когда закон работает не на пользу граждан страны, а на интересы группы лиц или компаний. Причем эти группы лиц или компаний могут недобросовестно пролоббировать законы и подзаконные акты со специальными прорехами. Через которые и уведут центры образования прибыли в офшорные зоны. И при такой ситуации вполне вероятен конфликт интересов: граждане страны или стран Союзного государства работают и вырабатывают прибавленную стоимость. А прибыль и, соответственно, налоги, призванные этих граждан социально поддерживать, остаются по другую сторону границы.
Интеграционный процесс, если проработку соглашений и механизмов регулирования провести грамотно и скрупулезно, позволит избегать подобных сговоров и непубличных монопольных игр на рынке нефти и газа. При этом важно, чтобы давление на игроков в «монополию» было равномерным везде. Перекосы, локальная сверхконцентрация финансов, создание криминальных очагов утечки капитала не красит никакое государство.
Создание регулятора - это лишь воплощение механизма, однако его одного недостаточно. Россия - не только союзник Беларуси, основной торговый партнер, но еще и главный инвестор. Вкладывать куда-либо деньги, не заботясь об экономическом климате страны, как минимум неразумно.
Самое главное, что можно предложить союзнику и партнеру, - это совместная нефтедобыча на территории России. Собственно, попытки уже были, но разбивались они невозможностью со стороны белорусских фирм участвовать в конкурсах на разработку: финансовые возможности их далеко не столь велики, как у «Роснефти» или British Petroleum. Поэтому необходимо политическое решение. Если Беларусь получит те самые 6 - 8, а может, и 12 миллионов тонн нефти, с учетом мощностей своих НПЗ, Россия сохранит сильного союзника. И переплетет экономики так, что будет уже не разорвать.
кстати
КАК НЕ УВЯЗНУТЬ?
Причины, по которым Россия все-таки пошла на маневр, более-менее ясны. Санкционное давление Запада, нестабильная цена на нефть может довольно быстро скатать в рулон все финансовые «подушки безопасности». Новые правила, по мысли авторов реформ, позволят бюджету снизить зависимость от мировых цен на нефть. То есть обложение налогом идет, по сути дела, до продажи и до образования цены. Но на кого перекладывается вся нагрузка? Ясно, прежде всего на того, кто делает более высокие переделы и создает прибавочную стоимость внутри страны. То есть создает тот самый ВВП. Или же перенос нагрузки идет на круг в той или иной степени экономически интегрированных стран. То есть маневр будет неизбежно снижать эффективность перекрестных инвестиций. Например, Беларусь последние годы инвестировала в нефтепереработку 2,4 миллиарда долларов США, и по старым правилам это были высокодоходные инвестиции. Теперь же эти заводы с современным оборудованием теряют смысл: собственной нефтедобычи республики недостаточно, чтобы загрузить эти мощности.
Во вторую очередь нагрузка от маневра перекладывается на потребителя на внутреннем рынке. То есть налог этот будет ползучим образом поднимать стоимость и буханки хлеба, и бутылки молока. Потому что производитель до получения обратного акциза будет покрывать кассовый разрыв, и цены на бензин, солярку, неизбежно пойдут вверх. Так какой смысл в этой перекройке: забрать, чтобы потом повелительным жестом эти же доходы бюджета давать как пресловутые обратные акцизы и дотации бюджетникам в условиях резко возросшей инфляции? Пока внятного ответа нет. Ясно одно: решая вопросы краткосрочной перспективы, Минфин России может сломать стране перспективу долгосрочную. Но дело все-таки не безнадежно.
МНЕНИЕ
Михаил ДЕЛЯГИН, доктор экономических наук, научный руководитель Института проблем глобализации:
Фото: Владимир Веленгурин/kpmedia.ru
- Налоговый маневр - такое изменение структуры налогообложения в России, которое одновременно обеспечило удорожание бензина. И превращение всей нефтепереработки, то есть всего производства бензина, в убыточное. До такой степени, что всерьез обсуждается вопрос о его дотировании при помощи такого извращенного метода, как обратный акциз. Понятно, что Беларусь, скорее всего, дотировать не будут.