Бизнес - ничего наличного
Поддержка малого и среднего предпринимательства стала национальным приоритетом в России и Беларуси почти одновременно. В ближайшие десять лет вклад небольших компаний в экономику обеих стран должен вырасти вдвое
- Открыла пекарню – и вот я уже новоиспеченная деловая леди. Фото: Олег Золото/kpmedia.ru
ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ДЕЛОВАЯ «РОЖДАЕМОСТЬ»
Проблемы в обеих частях Союзного государства в этой сфере примерно одинаковые. По данным аудиторско-консалтинговой компании FinExpertiza, больше всего в России мешает развиваться бизнесу ухудшение делового климата, проблемы с налоговым администрированием и злоупотребления проверяющих органов.
Схожие данные публикует белорусский Исследовательский центр Института приватизации и менеджмента. Там в топе барьеров для бизнеса - высокие налоги, изменчивое законодательство, большие проценты по кредитам и обременительные административные процедуры.
Как итог - в прошлом году в России прекратили существование шестьсот тысяч фирм, а начали деятельность вдвое меньше - 290 тысяч.
В Беларуси рост хоть и есть, но микроскопический. С такой скоростью достичь целевых показателей точно не получится.
- По данным Белстата, число субъектов малого и среднего предпринимательства в 2018 году увеличилось на 1,3 тысячи, - приводит цифры Ирина Бабаченок, директор Департамента по предпринимательству Минэкономики Беларуси.
Отрицательной деловой «рождаемости» в России тоже нашли рациональное объяснение. По мнению бизнес-омбудсмена Москвы Татьяны Минеевой, в статистику попало много неблагонадежных фирм-однодневок. Борьба с ними усилилась в последнее время. Но полностью безрадостные цифры такой аргумент явно не оправдывает.
- На первое место предприниматели выставляют проблему низкой покупательной способности населения, - уточняет Владимир Карягин, председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Беларуси. - Мы очень заинтересованы в том, чтобы доходы людей повышались.
Один из главных двигателей экономики - высокий платежеспособный спрос со стороны населения. Пока его нет или он стагнирует, начинать новое дело - большой риск. Особенно если не выстроены системы поддержки начинающих и действующих предпринимателей.
МЕНЯЕМ ИМИДЖ
Это в 90-е годы стать бизнесменом мечтал каждый второй мальчишка. Возможности были безграничными. Сейчас выпускники школ хотят попасть в «Газпром» или на теплое место чиновника. Доход высокий и стабильный, рисков - ноль. В отличие от нервной жизни современного владельца фирмы.
В правительствах России и Беларуси решили: нужно срочно исправлять предпринимательский имидж. Мол, тогда больше людей захотят открыть свое дело. И даже записали это в рамочные документы. Популяризация бизнеса - одна из основных составляющих недавно принятой в республике стратегии «Беларусь - страна успешного предпринимательства», а также профильного российского нацпроекта (на него выделено в этом году 750 миллиардов рублей). Жителям обеих стран будут больше рассказывать о новых возможностях и господдержке, проводить обучающие семинары и делиться историями удачных стартапов.
- Власти создают инфраструктуру акселерации бизнеса: промышленные парки, технопарки, региональные экспортные центры. Улучшают финансовую доступность - снижают ставки по кредитам до 8,5 процента годовых. В виде льготных займов только в этом году выделят 1,1 триллиона рублей, - поясняет Александр Калинин, глава «Опоры России». - Кроме того, с сентября по всем телеканалам и в соцсетях пойдет реклама, призывающая идти в малый бизнес. Появятся тренеры, которые будут обучать основам деловой грамотности.
Но это, как говорили еще Маркс с Энгельсом, только надстройка. Базисом должно быть другое.
ХОЧЕШЬ ПОМОЧЬ - НЕ МЕШАЙ
Избитая фраза «Лучшая господдержка - это не мешать». Но, по сути, все так и есть. Один из главных затыков в развитии предпринимательства - административные барьеры. И если зарегистрировать свое дело сейчас довольно просто и в России, и в Беларуси, то соблюсти многочисленные требования надзорных органов нереально. В РФ даже появилось такое понятие, как регуляторная гильотина. Со следующего года она начнет рубить отжившие правила и нормы.
- Уже подготовлен проект нового кодекса об административных правонарушениях. Из репрессивного документа он во многом становится таким, где во главу угла ставится профилактическая работа, а не штрафы, - говорит Александр Калинин. - Кроме того, до конца года планируется внести законопроект об обязательных требованиях. Они будут серьезно ограничены. И процедура их введения будет жестко привязана к мнению бизнеса. К 2021 году сегодняшние правила должны прекратить существование автоматически.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев в начале года заявлял, что в стране действует больше девяти тысяч устаревших норм. Сейчас чиновники Минэкономразвития вместе с деловыми объединениями составляют список того, что попадет под нож реформы. Надзорные органы сопротивляются, но тот или иной эффект от изменений должен быть. «Палочная система» с порочной целью в виде собранных штрафов должна уйти в прошлое.
- Бизнесу в первую очередь нужна стабильность, - подытоживает Владимир Карягин. - Он хочет быть не на коротком поводке, а видеть хотя бы на пять лет вперед. Окупаются ли проекты, инвестиции, есть ли смысл начинать дело, обзаводиться новыми рабочими местами. Вот тогда бизнес готов занимать деньги, входить в отношения с банками. Одним словом, рисковать. Никому не хочется нести риски одному. Государство просто обязано и вдохновить, и героизировать труд предпринимателя, и помочь с развитием инфраструктуры.
По словам эксперта, зачатки правильных отношений между властью и бизнесом уже есть. Осталось только развить их. Тогда, возможно, доля малого бизнеса в наших странах действительно вырастет.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА
В ОДИН КЛИК
Россияне и белорусы могут вести дела в любой части Союзного государства. Преград уже меньше, но они все равно еще остаются.
- Медленно, но верно устанавливаются единые правила. Многие технические регламенты стали наднациональными. Есть четкие даты, когда таможни заработают в едином цифровом пространстве, - говорит Александр Калинин. - Тем не менее проблемы есть. К примеру, до сих пор на национальные рынки пытаются пускать только своих.
По мнению главы «Опоры России», ключевую роль в снятии этих барьеров могут сыграть бизнес-объединения.
- К примеру, белорусское предприятие хочет что-то поставлять в Приморье. Чтобы там найти партнера, проверить его порядочность, нужно потратить огромное количество времени и денег. А мы делаем это за один клик. Пишем письмо руководителю регионального отделения на Дальнем Востоке и все, - объясняет Калинин.
Если хочется не поставлять продукцию, а самостоятельно вести дело на территории другой страны, это тоже возможно.
- Сегодня предпринимательство в Союзном государстве построено на принципах резидентства, - говорит Ирина Бабаченок. - Гражданин РФ может зарегистрировать
бизнес на территории РБ. При этом каких-то особенностей по осуществлению деятельности, по режиму налогообложения либо существенных ограничений по экономической деятельности - у нас почти не существует.
Та же ситуация и в России. Процесс регистрации индивидуального предпринимательства в РФ для белорусов и жителей других стран СНГ мало отличается от процедуры, установленной для российских граждан.