Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Экономика


Спорт высших вложений

Россия с Беларусью вошли во вкус в проведении масштабных соревнований. Да и международные спортивные власти с радостью доверяют нам эти турниры. Такой маркетинг на государственном уровне дорогого стоит. Но сколько именно? И в каком виде будут возвращаться инвестиции? «СВ» с олимпийским спокойствием разбиралось во всех нюансах

Для атлетов и фанатов главная ценность – кубок победителя. А вот власти рассчитывают еще и на экономическую отдачу. Фото: Владимир Веленгурин/kpmedia.ru

ИМИДЖЕВЫЙ ЭФФЕКТ

Олимпиада в Сочи, чемпионат мира по хоккею и континентальное первенство по фигурному катанию в Минске, Универсиады в Казани и Красноярске, футбольный мундиаль в одиннадцати российских городах. Организация подобных событий влечет, с одной стороны, огромные расходы, с другой - обещает дать импульс к развитию и торговли, и туризма.

Последний яркий пример - только что закончившиеся II Европейские игры в белорусской столице. По словам министра финансов РБ Максима Ермоловича, всего республика потратила на проведение турнира 265 миллионов долларов. В том числе из бюджета - 130 миллионов.

- По итогам Игр мы сможем оценить, насколько возросла торговля, использование услуг, туристические доходы города. Когда появятся эти данные, будем точно знать, сколько город заработал. Но для меня более важен другой эффект - имиджевый. Он даже сильнее в итоге повлияет на экономические показатели, чем первый, - пояснил глава Минфина Беларуси. - Еще один фактор - внешнетуристический, внешнеэкономический. Именно такой уровень проведения Игр создает определенный инвестиционный эффект, открывает страну для широкого круга внешних инвесторов. Это сложно оценить в деньгах, но это значительно расширяет инвестиционную привлекательность. Такие масштабные мероприятия очень сильно способствуют тому, чтобы открыть страну.

«СДЕЛАЕМ ПО-ХОЗЯЙСКИ»

Крупные турниры во всем мире давно перестали быть чисто спортивными мероприятиями. Это и огромные инвестиции, и инструмент политики. При умелой организации такого рода события могут дать импульс для развития всей экономики страны.

Во-первых, на этапе подготовки. На некоторых аренах и объектах инфраструктуры прошла реконструкция, другие возводились с нуля. Строительство - один из главных экономических драйверов. Оно создает тысячи рабочих мест и высокий спрос на материалы и услуги подрядных организаций.

Во-вторых, появляются объекты, которых раньше не было и которые будут использоваться в дальнейшем. Например, в Минске появился Дворец гимнастики, который специалисты уже назвали одним из лучших в мире, арена для пляжного футбола и Республиканский научно-практический центр спорта. А знаменитый минский стадион «Динамо» полностью обновили. Все постройки делались с прицелом не только на сами Игры. По задумке организаторов и площадки, и оборудование, и инфраструктура после спортивного форума будут продолжать служить белорусам.

- Все должно быть по-хозяйски. Мы люди не бедные, но и не богатые, чтобы добром разбрасываться. Тут это проработает две недели, а потом годы должно служить нашим детишкам, - заявлял перед началом Игр Президент Беларуси Александр Лукашенко.

1.png

И в-третьих, проведение Игр отражается на других отраслях экономики. В основном на сфере туризма. Власти республики даже ввели для болельщиков безвизовый режим, чтобы упростить въезд и увеличить число иностранных гостей. Подобная схема работала на мундиале по футболу в России и полностью себя оправдала. Остались наработки и в Беларуси. К чемпионату мира по хоккею 2014 года в Минске случился настоящий отельный бум. Появилось сразу четырнадцать новых гостиниц. И все эти годы пустыми они не стоят.

ИСПОЛЬЗОВАЛИ ОПЫТ РОССИИ

В Беларуси к проведению прошедших Игр тоже активно готовились, изучали российский и зарубежный опыт.

- Создали специальную организацию - Дирекцию по подготовке к Европейским играм. В ней большой штат сотрудников и специалистов - профессионалов в различных сферах деятельности, в первую очередь в маркетинге. В прошлом и позапрошлом году они часто ездили в Москву, общались со своими коллегами, которые работали на подготовке к ЧМ по футболу в РФ. Получали бесценный опыт от наших российских друзей, - поясняет Андрей Молчан, директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь.

Перед каждым крупным турниром раздаются предостережения: мол, нагрузка на экономику слишком большая - не выдержим, надорвемся. И доля правды тут, конечно, присутствует. Но проходят соревнования, финансовая система не рушится, при этом в наследство от турниров мы получаем десятки современных арен, аэропорты, новые дороги и многое другое. С этой точки зрения для наших стран действительно главное не победа, а участие. Сам факт проведения масштабных спортивных состязаний дает повод активно развивать собственную инфраструктуру согласно лучшим мировым стандартам.

И кстати. Если сравнивать с предыдущими Европейскими играми, которые четыре года назад прошли в Баку, то Беларусь потратила в четыре раза меньше денег (расходы Азербайджана тогда составили миллиард долларов). А полученный мультипликативный эффект корректнее можно будет оценить лишь спустя несколько лет. К примеру, наплыв туристов в Россию уже через год после проведения чемпионата мира по футболу вырос на десять процентов.

КОМПЕТЕНТНО

Олег Куралех, старший преподаватель факультета менеджмента спортивной и туриндустрии Института отраслевого менеджмента РАНХиГС:

- Большие спортивные события часто сопровождаются рассуждениями, могут ли такие масштабные инвестиции окупиться и принести выгоду или эти мероприятия дают скорее имиджевые дивиденды. Но фокус в том, что здесь есть и то и другое. Спортивные соревнования охватывают многие вопросы. Объекты, маркетинговые исследования, развитие транспортной инфраструктуры и системы гостеприимства и еще многое, что может быть сопряжено с вопросами развития региона и государства. Положительная сторона любого спортивного мероприятия - это развитие территорий.

Возникает и другой вопрос: как загрузить гостиницы и стадионы, которые рассчитаны на огромный наплыв болельщиков, чтобы они не пустовали в будущем? Это главный момент любой программы наследия. Конечно, думать об этом нужно до того, как мероприятие начинает проводиться. Продумывать на несколько лет вперед, определить бюджет. И самое главное - чтобы была привязка ко всей инфраструктуре, которая его окружает.