Финансы поют балансы
На деньги, которые РФ и РБ заработали на торговле друг с другом, можно «купить» несколько городов
Чтобы продать что-нибудь нужное, важно сначала это запланировать. Фото: Белта
САЛЬДО ВДВОЕМ
Между Россией и Беларусью такие крепкие экономические связи, что не разорвать. РФ для Синеокой - главный торговый партнер, а та для России - один из первых (после Китая, Германии и Нидерландов).
В прошлом году товарооборот между странами достиг 35,5 миллиарда долларов. На эти деньги можно купить примерно сорок миллиардов упаковок молока, шесть миллионов тонн мяса. Или тысячи квартир!
- Средняя стоимость недвижимости в Москве составляет около двенадцати миллионов рублей. Двух триллионов хватит на 167 тысяч таких объектов, - подсчитывает управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая. - С каким-нибудь небольшим областным центром цифры еще больше впечатляют. Во Владимире на два триллиона можно купить восемьсот тысяч квартир. Хватит сразу на несколько провинциальных городов.
По данным Посольства Беларуси в РФ, в прошлом году Россия продала братской республике товаров на 23 миллиарда долларов, а купила на 13 миллиардов (см. графику). То есть для РФ торговое сальдо было положительным, а у РБ - наоборот. Впрочем, сальдо не отражает силу или слабость экономики.
- У Китая с Туркменией сальдо отрицательное, - привела пример завсектором Центра постсоветских исследований РАН Елена Кузьмина. - А все лишь потому, что Туркмения продает углеводороды и ничего не покупает у Поднебесной.
В целом же товарооборот между Россией и Беларусью растет. За 2018 год прибавил почти десять процентов.
- Развитие интеграционных процессов привели к кратному росту объемов взаимной торговли, показатели которой с 2000 по 2018 годы выросли больше чем в три раза, - прокомментировал замначальника Департамента экономики и отраслевых программ Постоянного Комитета СГ Олег Леснов.
По объемам сельхозпродукции Беларусь для России давно на первом месте. За 2018 год Синеокая поставила соседям продуктов на пять миллиардов долларов.
- Но Беларусь - это не только молоко и мясо. В последние годы быстро растут поставки в машиностроительной отрасли: автомобили «МАЗ», трактора МТЗ, комбайны, автобусы, - дополняет Олег Леснов.
Основной российский экспортный товар - нефть. На втором месте - машины с оборудованием. Эту структуру торговли в ближайшее время вряд ли можно кардинально поменять.
- Для этого придется полностью модифицировать экономику стран, что быстро сделать нереально, - объясняет Елена Кузьмина.
МОЛОЧНЫЕ БРАТЬЯ
Даже небольшие магазинчики составляют планы торговли, а уж государства тем более. Это называется прогнозными балансами. В Союзном государстве их каждый год разрабатывают профильные ведомства Беларуси и России. Расчеты делают не на коленке. Учитывают предыдущие объемы, потенциальные возможности потребления и производства, спрос.
В то же время балансы - не заданная константа, а некие ориентиры. На практике можно продавать или покупать больше, чем запланировано, и никаких санкций за это.
В Союзном государстве на этот год утвердили около двух десятков балансов по разным категориям: молочка, мясо, автобусы, холодильники, шины, цемент, сахар и т. д. Первыми еще осенью прошлого года Россия и Беларусь подписали прогнозные документы по молоку и мясу.
- Они предусматривают свободное взаимное перемещение белорусской сельхозпродукции на российский рынок, а продукции РФ - на белорусский, - подчеркнул министр сельского хозяйства и продовольствия РБ Леонид Заяц.
Республика хочет поставить в РФ 320 тысяч тонн мяса и 3,7 миллиона тонн молочки (на 11 и 3 процента больше, чем в прошлом году).
- Предпримем все меры, чтобы выдержать цифры, которые прописаны в документе, - отметил замминистра сельского хозяйства РФ Иван Лебедев.
Беларусь готова увеличивать поставки картофеля, яиц, рыбы. А Россия может нарастить продажи фуражного зерна, семян рапса, кукурузы.
- Развивать партнерство, тем более торговое, с самым близким по «духу» государством, необходимо во всех направлениях. На рынок РФ перспективны поставки сельхозмашин, станков и оборудования. В этих направлениях белорусские предприятия выпускают востребованную продукцию. Есть и новые направления: техника на сжиженном природном газе (МАЗ), электромобили («Белкоммунмаш»), дорожные и строительные машины («Амкодор»). Белорусский рынок важен для российских производителей комплектующих, для металлургов и производителей товаров повседневного спроса.
КСТАТИ
Откуда креветки? Из Беларуси, вестимо
Корреспондент «СВ» задал экспертам несколько наивных вопросов об общем рынке.
- Кому нужны торговые прогнозы?
- Балансы помогают управлять макроэкономическими показателями. Здесь правительство можно сравнить с пилотами, не видящими ни земли, ни звезд. У них перед глазами только приборы, по которым они летят. Балансы - это как раз такие приборы, помогающие ориентироваться и принимать правильные решения, - приводит сравнение экономист, гендиректор консалтинговой компании «Неокон» Денис Ракша.
Каждая страна составляет балансы с другими государствами. Все вместе они дают прогноз торговли с внешним миром. Кстати, от того, каким будет сальдо (положительным или отрицательным), зависит курс национальной валюты. Профицит баланса ее укрепляет, а дефицит ослабляет.
Вот мы увидели, например, что в этом году торговое сальдо было положительным, а в следующем может быть отрицательным. Значит, это ударит по рублю. Следовательно, надо менять балансы. Например, начать меньше импортировать. И это необходимо запланировать уже сейчас, - поясняет Денис Ракша.
- Влияют ли на соблюдение документов запреты на ввоз товаров?
- Безусловно. Если мы запланировали некие объемы двусторонней торговли, а потом решили не пустить что-то в страну, то балансы начинают разъезжаться. И дальше нужно или идти на компромисс и открывать свой рынок, или все пересчитывать. Балансы можно изменить в любой момент. Это как с бюджетом: в середине года происходят его корректировки на вторую половину. С балансами можно делать то же самое, - уточняет Денис Ракша.
- Можно ли увеличить квоты на поставку?
- Теоретически да, но на практике добиться этого может быть нелегко. Здесь нужны двусторонние договоренности. Предположим, одна страна хочет поставлять в другую больше колбасы. Но там знают, сколько местное население покупает, откуда их завозят. Если торговый партнер захочет поставлять больше, то на рынке возникнет избыток, что повлияет на цены и на ситуацию с другими импортерами. А еще могут пострадать местные производители, ведь это снизит стоимость их продукции. Поэтому часто можно услышать такой ответ: «Мы договаривались о конкретных квотах и увеличивать их не будем».
- Откуда в Беларуси креветки?
- Можно ли под видом белорусского провезти в Россию чужой товар? Ни в коем случае! По законам Евразийского союза поставлять можно только то, что произведено в стране. Перепродажу устраивать нельзя, - отвечает Елена Кузьмина. - А как же тогда белорусские креветки? Откуда они там, спросите вы? Дело в том, что даже если креветки выловили в другом месте, привезли на территорию страны, а там термически обработали или что-то из них приготовили, то это получается уже белорусское производство, и никаких тут нарушений нет.