Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Экономика


Нефтяная мгла

К 2024 году в России обнулят экспортные пошлины на «черное золото» и повысят пошлины на добычу полезных ископаемых

«Отравленное» хлорорганикой «черное золото» добавило работы белорусским и российским ремонтникам. Фото: druzhba.transneft.ru

Неудивительно, что белорусские нефтепереработчики и эксперты всерьез задумались о том, как снизить риски.

ТАНКЕРЫ ИЗ РАЗНЫХ ПОРТОВ

Цены на российское «черное золото» для Беларуси сравняются с мировыми, маржа от переработки снизится. Перспектива нерадостная, а с учетом недавнего инцидента с нефтепроводом «Дружба» вдвойне тревожная. Но есть ли достойная альтернатива российскому «черному золоту»?

Зарубежные аналитики придерживаются на сей счет компромиссного мнения. Быстро переориентироваться на другие источники не получится, но постепенно диверсифицировать поставки нефти вполне реально. Тем более что немало пробных шагов Минском уже было сделано.

С мая 2010 года венесуэльскую нефть доставляли в Беларусь двумя-тремя танкерами в месяц: поначалу в порты украинской Одессы, эстонской Муугу и литовской Клайпеды, а затем по железной дороге. В октябре 2016 года в Одесском морском порту разгрузили танкер с азербайджанской нефтью для Беларуси. А в 2017-м две партии пришли из Ирана. Танкером до Одессы, а оттуда железнодорожными цистернами на Мозырский НПЗ.

Возможными источниками в Белорусской нефтяной компании называют также Саудовскую Аравию и Нигерию и заявляют о планах начать импорт нефти не из России до конца 2019 года.

Эксперт по вопросам энергетики из Стратегической группы советников правительства по поддержке реформ на Украине (SAGSUR) Карел Фирман видит и альтернативу без железнодорожной составляющей:

- В технологическом плане маршрут транспортировки нефти от Одесского порта и далее по нефтепроводу Одесса - Броды до НПЗ в Мозыре вполне осуществим. А на нефтяном рынке можно найти сорта, которые по качеству и цене будут соответствовать российской Urals.

ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков, признавая, что на сегодняшний день наиболее премиальна российская нефть, считает нужным действовать на перспективу:

- Из года в год она будет терять эту премиальность, приходить к мировой цене. В концерне создана рабочая группа, которая на постоянной основе ведет переговоры по различным поставщикам, по различным сортам нефти и так далее. Этот вопрос у нас всегда в горячем резерве.

Вряд ли в этом стоит усматривать некий кризис союзных отношений. Само Союзное государство создавалось прежде всего на фундаменте экономического взаимодействия двух стран, и было бы нелепо игнорировать объективные экономические предпосылки.

Тем более что недавняя история отравленной «Дружбы» - попадания ядовито-агрессивного дихлорэтана в нефть, которую перекачивают из России в Беларусь и Восточную Европу, стала своеобразным моментом истины, сорвавшим многие маски. В ней увидели то, что хотели. Недружественно настроенные к Москве западные страны - необходимость срочной диверсификации поставок энергоносителей на свой рынок. Конспирологи - подтверждение теории мирового заговора. Внутренние критиканы - разгильдяйство, халатность и варварскую нефтедобычу. Зарубежные конкуренты - имиджевую несостоятельность России.

По сути, только Беларусь, несмотря на серьезный ущерб от некондиционного сырья, вновь продемонстрировала приверженность союзническим отношениям. Не бросилась в крайности, не поддержала мировой хор негодования, а попыталась спокойно и взвешенно разобраться в случившемся. Точно так же намерена действовать и впредь.

МНЕНИЯ

ТРУБОПРОВОДОМ ВСЕ РАВНО ДЕШЕВЛЕ

Несмотря на выравнивание цен до общемировых, такой транзит будет стоить меньше доставки сырья комбинированными маршрутами.

Директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн убежден, что Беларуси не стоит и сегодня отказываться от диверсификации закупок на переработку давальческой нефти. Он видит в украинско-белорусском сотрудничестве взаимный интерес. Белорусы получат гарантии бесперебойной работы НПЗ, а украинской стороне обеспечено снабжение белорусскими нефтепродуктами.

Однако политолог, доцент Белорусского государственного экономического университета Алексей Беляев считает, что вопрос, есть ли реальная альтернатива российскому нефтяному сырью для белорусского рынка, не такой простой:

- Необходимо учитывать, что переработка и продажа нефти и нефтепродуктов - процесс технически сложный. НПЗ ориентированы на переработку определенных типов нефти, и попытки загрузить их сырьем другого качества могут привести к порче оборудования или ухудшению состава конечной продукции.

По утверждениям заместителя гендиректора «Белорусской нефтяной компании» Сергея Гриба, диапазон переработки нефтяного сырья белорусскими предприятиями достигает восемнадцати сортов.

Однако требуется некоторая переналадка оборудования и более-менее объемные партии нефти для однократной переработки.

При этом цены на сырье и прибыль от его переработки корректируются с учетом стоимости транспортировки.

- Учитывая, что российская нефть поставляется в Беларусь в рамках двусторонних договоренностей по ценам ниже мировых, да еще и по трубопроводам, являющимся самым дешевым видом транспортировки, то любые альтернативные источники априори будут дороже, - говорит

Сергей Гриб. - Правда, предпринимаемый Россией налоговый маневр в нефтегазовой сфере в перспективе может привести к удорожанию нефти для белорусских НПЗ практически до мировых цен.

Однако даже в этом случае трубопроводный транзит будет дешевле доставки сырья комбинированными маршрутами. Танкерами до прибалтийских или украинских портов, а оттуда либо по трубопроводам (такая логистика возможна через Литву или Латвию), либо по железной дороге (украинский вариант). Через Украину также имеется возможность трубопроводного транзита по ветке Одесса - Броды и далее на Мозырь, но, чтобы этот маршрут был рентабельным, необходима его загрузка не менее чем на пять миллионов тонн нефти. Сейчас таких объемов не предвидится.

В перспективе, по мнению Алексея Беляева, рост стоимости российской нефти в результате снижения вывозной пошлины и увеличения внутренних налогов может привести к тому, что покупка сырья на мировом рынке станет рентабельной.

Пока единственным поставщиком сырой нефти в Беларусь на долгосрочной основе является Россия. И тому, подчеркивает доктор геолого-минералогических наук Роман Айзберг, есть три причины: высокий уровень добычи нефтяного сырья, разветвленная система нефтепроводов, а также территориальная близость.

Хотя жизнь не стоит на месте. На фоне падения мировых цен на сырье ряд стран Европы уже стал договариваться с Саудовской Аравией и Ираном. Известно, что Беларусь ведет переговоры о покупке терминала в Литве или Латвии, способного принимать нефть с моря.

СПРАВКА «СВ»

По данным Международной ассоциации транспортировщиков нефти, мощность нефтепровода «Дружба» составляет от 1,2 до 1,4 миллиона баррелей нефти в сутки и может быть увеличена до двух миллионов баррелей. Он является жизненно важным средством поставок нефти на НПЗ, расположенные вдоль его маршрута в Польше, Германии, Венгрии, Словакии и Чехии.

Следственный комитет России назвал имена подозреваемых в деле загрязнения в трубопроводе «Дружба». Всего шесть подозреваемых. Среди них генеральный директор компании «Нефтеперевалка» Светлана Балабай, ее заместитель Рустам Хуснутдинов, генеральный директор «Петронефти Актив» Владимир Жоголев, заместитель директора компании «Магистраль» Сергей Баландин. Все они - участники преступного сообщества, с августа 2018-го по апрель 2019 года совершили многократные хищения нефти на сумму не менее миллиона российских рублей. В марте-апреле 2019 года, чтобы скрыть недостачу, в узел слива нефти, расположенный у села Николаевка Волжского района, добавили суррогат. Четверо подозреваемых взяты под стражу, еще двое находятся в розыске.