29 Апреля 2019 года / Текст:  Михаил ПОТАПОВ / К номеру: 18  (841)

Сябры строить и жить помогают

Липецкая область расширяет связи с Беларусью. «СВ» узнало, что уже сделано, какие есть планы и проблемы

Сябры строить и жить помогают

- Наша область очень заинтересована в развитии контактов с Беларусью. Особенно в сферах ремонта дорог, обновления пассажирского транспорта, строительства жилья и особенно сельхозтехники, - без вступительных реверансов начал наш разговор генеральный директор «Липецкоблснаба» Владимир Сенчеков. - Лично мне тема сельхозмашин, в частности комбайнов, крайне близка и в определенной степени даже болезненна. А так, если брать в целом: Липецкая область отправляет в Беларусь продукцию черной металлургии, масла, а также бытовую технику - стиральные машины, морозильники и холодильники. Из Беларуси поставляют пластмассу, плиты ДСП. Активно участвуют наши братья по Союзному государству и в дорожном строительстве. Результаты можно увидеть на улицах Липецка. Еще 2,5 года назад дороги были просто ужас, пока не приехали белорусы. Я лично стоял у истоков, чтобы их позвать.

- Кого конкретно?

- ДСУ-1 из Рогачева в Гомельской области. Они входят в холдинг «Автодор». Тут же дали «добро». Приехали и показали, как должны работать настоящие дорожники. Их взяли на субподряд и поручили привести в достойный вид центральную улицу города Советскую. До них ее ремонтировали чуть не каждый год. И латали без конца. Белорусы все сделали на высшем уровне. Конфетка, а не улица. До сих пор ни единой трещинки.

- Слышал, что они и завод свой асфальтовый у вас построили?

- Хороший завод: небольшой, но очень производительный - 150 тонн в час. Самим хватает и другим продают. Могут и больший объем делать, и везде - надежность и качество. Но всегда возникают разные «но». В этом году, например, они выиграли тендер на один из лотов по дорожным работам в Липецке. Однако результаты конкурса отменил УФАС. Дело в том, что на конкурс заявилось девятнадцать (!!!) фирм. И цены сбивали. На мой взгляд, законы наши российские надо менять, чтобы отсеять таких вот «сбивателей». Основные критерии допуска к конкурсам должны быть совершенно четкими - наличие необходимой техники, опытных специалистов и качественных материалов. Чтобы тендеры не превращались в цирк, когда у остальных претендентов на всех всего одна ручка, как было в этот раз.

- Короче, с белорусами работать легко?

- Приятно, я бы так сказал. Одна культура. Один менталитет. Один язык. Никакой таможни. Недавно нашу область посетила представительная делегация во главе с министром антимонопольного регулирования и торговли республики Владимиром Колтовичем. Обсуждали перспективы. Например, поставки пассажирской техники. Во второй по величине город области Елец сейчас стопроцентно идут белорусские автобусы «МАЗ». Вот-вот ждем с визитом Посла Беларуси в России Владимира Семашко. Будут обсуждаться серьезные темы. Например, об участии белорусских фирм в завершении строительства проблемных домов в Липецке по теме обманутых дольщиков. И больше - о строительстве целых микрорайонов. За основу взят опыт Калуги, где белорусы возвели уже несколько современных жилых комплексов.

КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ

ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ ПОЛЕЙ

Почему на российском рынке союзный комбайн проигрывает в цене своим конкурентам?

- Теперь, собственно, о наболевшем. Вот посмотрите, - Владимир Сенчеков достал из папки и положил передо мной на стол карту-схему зерноуборочного комбайна (см. графику). - Машина называется «Десна-Полесье». Разработали на «Гомсельмаше». В России ее выпускают на «Брянсксельмаше». У них совместное предприятие с 2005 года. Один из самых успешных проектов интеграции наших стран.

- Наболело-то что?

- Наш «Липецкоблснаб» - дилер белорусов. По нашей же инициативе в Елецком госуниверситете оборудовали спецкласс, где студенты изучают устройство и эксплуатацию сельхозмашин. Занятия ведут эксперты из Беларуси, в том числе с «Гомсельмаша», специально приезжают. Кстати, больше половины агротехники в Липецкой области - белорусская. Людям нравится на ней работать. Плюс - с запчастями никаких проблем. Конкретно этот комбайн «Десна-Полесье», о котором речь, почти на 90 процентов состоит из материалов и комплектующих, произведенных российскими и белорусскими предприятиями: 70 процентов - Россия, 16 - Беларусь. Только в России различные детали для него поставляет 138 организаций.

- То есть его с полным правом можно назвать нашим союзным комбайном?

- Именно! Казалось бы, все двери перед ним распахнуты. Но все не так просто. На российском рынке также представлен комбайн ростовского «Ростсельмаша». В принципе две эти машины на одной планке качества и могут конкурировать только между собой. Прежде всего ценой. И тут начинается самое интересное. Ростовский комбайн, по нашим подсчетам, на сорок процентов - это импортные материалы и комплектующие: Италия, Германия, США, Дания. Тем не менее ростовчанам удалось включить свои машины в программу по государственному субсидированию производителей сельхозтехники. В итоге на рынке их комбайн дешевле где-то на пятнадцать процентов. Брянскому заводу пробиться в эту программу никак не удается. И союзный комбайн оказывается в заведомо неравных условиях.

- Что же делать?

- Обращаемся с письмами к руководителям Союза промышленников, Торговой палаты, Росагропромсоюза. Брянский завод - российский, все налоги платит здесь. Комбайн - союзный, наш, общий. А по факту выходит - чужак. Надо восстановить справедливость. Дать производителям равные условия, а народ, селяне сами выберут, что им больше по сердцу.

СЛОВО ДЕПУТАТУ

Николай Арефьев, член Комиссии ПС по бюджету и финансам:

Сябры строить и жить помогают

Фото: kprf.ru

- Тема по комбайнам довольно интересная. Во-первых, у нас Союзное государство и единый рынок, значит, и цены должны быть едиными. Действия Минсельхоза надо было сбалансировать с Беларусью, которая открыла в Брянске свое производство. Раз комплектующие и запчасти делаются на территории России, то Брянский завод тоже должен был попасть в программу. Это обязательное условие, поскольку у нас - единое экономическое пространство. И когда один завод попадает в программу, а другой нет, становится непонятно: чем он провинился? Нужны равные условия для всех, тем более что мы - Союзное государство и наши рынки должны идти на сближение. Мы, парламентарии, как раз и работаем, чтобы было единообразное законодательство, льготы, в том числе по производству комбайнов. Если же оставим ситуацию на откуп Минсельхоза, ничего хорошего не получится. Нам не воевать надо, а решать, как сделать белорусские и российские комбайны конкурентоспособными на мировых рынках.

ЗВОНОК КОНКУРЕНТУ

Корреспондент «СВ» обратился к Директору департамента маркетинга компании «Ростсельмаш» Максиму Нахабо и узнал, как на предприятии относятся к борьбе на рынке с «союзным комбайном»:

- Мы не против любой конкуренции. Напротив, здоровое соперничество на рынке является неотъемлемой частью сильного предприятия. При добросовестной борьбе, компании используют повышение качества и характеристик продукта, который производят. Мы активно внедряем новые маркетинговые стратегии и стараемся постоянно совершенствовать технику.

Комментарии


Другие статьи раздела

Экономика: интеграция

Куда кривая линия вывезет

Белорусские деньги теперь «чеканят» в России

«Конкурируем в разных, а не в равных условиях»

В этом году в программу форума впервые включили совместное заседание национальных деловых советов. Какие вопросы будут обсуждать представители бизнес-сообщества, «СВ» рассказал председатель Белорусской торгово-промышленной палаты (БелТПП) Владимир Улахович

Летят «Журавли», бьют рекорды «Чижики»

Белорусы перенимают у Северной столицы опыт в образовании и здравоохранении, а минские архитекторы проектируют жилые кварталы в городе на Неве. В каких еще сферах есть общие интересы?

Точки роста найти просто

Беларусь - один из ведущих торговых партнеров России. Экономические связи по линии регионов стали реальной движущей силой интеграции в Союзном государстве. Однако потенциал взаимоотношений далеко не исчерпан. «СВ» разбиралось, в каких регионах и в каких сферах есть перспектива для развития кооперации

От экологии до IT - технологий

Руководитель отделения Посольства Республики Беларусь в РФ в Казани Олег Исаев - о современной технике, учебных классах МТЗ и новых направлениях в сотрудничестве

Зона особого назначения

Презентация особой экономической зоны «Бремино-Орша» прошла в поселке Болбасово. На ней побывал госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота. Он познакомился с мультимодальным промышленно-логистическим комплексом, который управляет ОЭЗ

Читайте также

Общество

Мэр Сочи Анатолий Пахомов: На месте Олимпийского парка были избушки на курьих ножках и болото

С чем столкнулся город после Игр-2014? Зачем пляжам на Черном море нужен Голубой флаг? И что случилось с лыжами Президента Беларуси в Красной поляне?

Союзное государство

Владимир Путин: Отношения России и Беларуси строятся с учетом интересов друг друга

18 июля в последний день VI Форума регионов России и Беларуси прошло пленарное заседание, на котором выступили президент России Владимир Путин и белорусский лидер Александр Лукашенко. О чем договорились президенты и какие соглашения подписали Беларусь и Россия, расскажет «СВ»

Культура

Найди десять отличий от шедевра

Знаменитая картина Валентина Волкова «Минск. 3 июля» хорошо известна белорусам, знатокам живописи. А теперь сравните это полотно и… картину Сэндоу Бирка, созданную в 2009 году по мотивам американской военной операции в Ираке

Экономика: интеграция

Куда кривая линия вывезет

Белорусские деньги теперь «чеканят» в России

Туризм

Пять причин поехать в Кличев

В письменных источниках Кличев впервые упоминается в конце XVI столетия. Тогда это была деревня Кличево Витебского воеводства. С середины XIX века и до революции местечком и окружающими его землями владели графы Потоцкие

Трибуна депутата

Сенатор Сергей Калашников: Экономики без доверия и дружбы не бывает

Накануне VI Форума регионов Беларуси и России, который проходит в Санкт-Петербурге, председатель Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике рассказал за что готов поставить Союзному государству пятерку, про ауру Петербурга и о том, чему учится у молодежи



Союзное государство

Владимир Путин: Отношения России и Беларуси строятся с учетом интересов друг друга

18 июля в последний день VI Форума регионов России и Беларуси прошло пленарное заседание, на котором выступили президент России Владимир Путин и белорусский лидер Александр Лукашенко. О чем договорились президенты и какие соглашения подписали Беларусь и Россия, расскажет «СВ»

Союзное государство

Совместные фильмы, лифты и образование: На VI Форуме регионов заключены первые соглашения

В Санкт-Петербурге во вторник стартовал VI Форум регионов России и Беларуси. Гости из республики и предприниматели из РФ проводят в Северной столице встречи и участвуют в мероприятиях, чтобы найти потенциальных партнеров. Уже в первый день работы форума были заключены несколько соглашений о сотрудничестве. Подробнее о событиях расскажет «СВ»

Политика

Разговор на святой земле

Президент России провел день на Валааме, после чего отправился на Форум регионов

Политика

Александр Лукашенко: «Славянский базар» - ответ на распад великой страны

Президент Беларуси наградил победителей песенного конкурса в Витебске

Союзное государство

Рай для бизнесменов под Оршей

На знаменитом фестивале искусств радовали не только артисты. Под Витебском в эти дни презентовали еще одну особую экономическую зону, где будут производить товары под маркой «Сделано в ЕАЭС»

Союзное государство

Большой союз для маленьких

VI Форум регионов России и Беларуси в Санкт-Петербурге открыла молодежь. Они предложили рассказывать о Союзном государстве даже самым юным.

Спорт

Из-за парты на пьедестал

Отечественные «мученики науки» в итальянском Неаполе вновь доказали, что наш студенческий спорт - один из сильнейших в мире.

Культура

Найди десять отличий от шедевра

Знаменитая картина Валентина Волкова «Минск. 3 июля» хорошо известна белорусам, знатокам живописи. А теперь сравните это полотно и… картину Сэндоу Бирка, созданную в 2009 году по мотивам американской военной операции в Ираке

Спорт

ПроМАЗАли на повороте

Белорусскому экипажу Сергея Вязовича не хватило чуть-чуть, чтобы финишировать с триумфом на ралли «Шелковый путь-2019»

Общество

Мэр Сочи Анатолий Пахомов: На месте Олимпийского парка были избушки на курьих ножках и болото

С чем столкнулся город после Игр-2014? Зачем пляжам на Черном море нужен Голубой флаг? И что случилось с лыжами Президента Беларуси в Красной поляне?