Легки на подъем
В России и Беларуси активно идут разговоры про программы замены лифтов. При этом в конце прошлого года подъемники резко подорожали. Что происходит с отраслью, выяснило «СВ»
«Могилевлифтмаш» большую часть продукции делает на экспорт, и почти вся она отправляется в Россию. Фото: Белта
В ШАХТУ СО СКРИПОМ
Каждый день все лифты в мире перевозят треть населения планеты. В России чуть больше 400 тысяч подъемников. Это не очень много. В Европе они часто есть и в трехэтажных зданиях, у нас еще недавно ставили только в домах выше пяти этажей. В Беларуси ситуация схожая.
И как бы ни были крепки и надежны эти аппараты, свой срок службы у них есть. В среднем - 25 лет. После чего их положено менять. Сейчас в РФ каждый четвертый лифт уже перешагнул этот рубеж. По данным Минстроя, на замену агрегатов, поднимающихся по своим шахтам уже со скрипом, нужно примерно 150 миллиардов рублей.
А тут еще в декабре впервые с 2015 года цены на подъемники выросли сразу на четырнадцать процентов. По данным аналитического агентства Alto Consulting Group, сейчас средняя цена за пассажирский лифт - примерно 851 тысяча рублей.
- Новое оборудование - это повышенная безопасность, экономия электроэнергии, увеличение скорости и комфорта. Но подорожание практически никак не отразится на кошельке потребителей. Если разницу разделить на всех жильцов дома, получится совсем немного, - уверен член президиума «Опоры России» Евгений Шлеменков.
Ничего удивительного в росте цен нет. Повысились налоги, стоимость металла и электричества, вырос спрос на лифтовое оборудование. Впрочем, эксперты считают, что для развития лифтовой отрасли это даже хорошо.
СВОИМИ СИЛАМИ
Преимущественно в России используются отечественные лифты. Доля импорта в 2018 году составила 37,4 процента. И львиную долю привозных аппаратов делает белорусский холдинг «Могилевлифтмаш». Есть еще несколько брендов, продукция которых изготавливается в Китае.
- Много разговоров о том, что Поднебесная собирается активно выходить на наш рынок, а на самом деле у нас единицы лифтов оттуда, и их используют преимущественно на Дальнем Востоке. Наши потребности успешно закрывают российские и белорусские предприятия, - отмечает Евгений Шлеменков.
В России больше ста специализированных производителей. Один из крупнейших - Щербинский лифтостроительный завод. Объемы производства большинства предприятий небольшие. Некоторые выпускают всего по 200 - 250 машин в год. Больше им и не надо, потому что они работают на конкретные регионы. Это в Москве потребность - несколько десятков тысяч лифтов в год, а в других городах их нужно гораздо меньше.
- Везти несколько штук с Щербинского на Чукотку смысла нет. Зато у маленьких предприятий - высокая степень локализации, и вся продукция востребована, - рассуждает Шлеменков.
По той же причине на экспорт российские лифтостроительные предприятия почти не работают. Совсем немного идет в страны бывшего соцлагеря: например, на Кубу. Они покупают кабины из РФ, потому что если сменить поставщика, придется изменять конструктив шахты, а это дело затратное. К тому же наши подъемники в сегменте эконом-класса вполне конкурентоспособны на мировом рынке.
ДОРОГАЯ АЛЬТЕРНТИВА
По словам Евгения Шлеменкова, белорусские лифты очень схожи с российскими и по качеству, и по цене. «Могилевлифтмаш» работает в Беларуси уже больше 50 лет. Сейчас в холдинге около 6,5 тысячи сотрудников. Производят больше ста серийных моделей: пассажирские, грузовые, для лечебных учреждений, обзорные со стеклянной кабиной...
- Наш грузовой лифт стоял в здании Большого театра в Москве, в сочинском ресторане «Плакучая ива», в Университете горной промышленности в Санкт-Петербурге, - перечисляют в «Могилевлифтмаше».
После развала СССР свои связи с Россией завод не потерял.
- Мы экспортно ориентированное предприятие. Емкость рынка Беларуси составляет всего 1,5 - 2 тысячи лифтов в год. А производим ежегодно больше двенадцати тысяч. Основной рынок сбыта - соседи по Союзному государству, - рассказывает начальник отдела маркетинга «Могилевлифтмаша» Антон Бельский.
Белорусские лифты во многом «роднее» для России, чем даже оборудование местных производителей. Все сырье для производства Могилевский завод покупает в РФ: на Липецком и Череповецком металлургических комбинатах. Белорусский лифт больше чем наполовину - российский.
Почти в каждом российском областном центре у «Могилевлифтмаша» есть торгово-сервисные центры. Уже больше десяти лет работает совместное производство в городе Кстово Нижегородской области. До конца этого года планируется открыть еще одно, в Санкт-Петербурге. Его плановая мощность - несколько тысяч кабин в год. Это совместное предприятие «Могилевлифтмаша» и «МЛМ Нева Трейд» в поселке Металлострой. Завод уже построен, первый пробный пуск пройдет в апреле.
- Альтернатива нашим лифтам - импортные, например, китайские, но они дороже на 10 - 15 процентов. Покупать их к тому же рискованно: срок службы лифта 25 лет, и все это время его надо обслуживать, то есть искать запчасти, комплектующие, и тут могут возникнуть проблемы. Китай конкурирует с российскими производителями лифтов разве что на Дальнем Востоке и в Сибири, - комментирует Бельский.
Кроме России, «Могилевлифтмаш» поставляет лифты в Казахстан, Армению, Грузию, Азербайджан. Были заказы из Венесуэлы и Сирии. Скоро первый лифт из Беларуси должен отправиться в Нигерию.
СЛОВО ДЕПУТАТУ
Ольга Политико, член Комиссии ПС по бюджету и финансам:
Фото: Василий Малашенков
- Финансовые возможности мировых лидеров в производстве лифтового оборудования несопоставимы с белорусскими и с российскими. Ведь транснациональные компании часто имеют свои банки, которые могут представлять клиентам долгосрочное финансирование и льготы. Чтобы оставаться конкурентоспособным, могилевское предприятие постоянно совершенствует модельный ряд, осваивает производство новой продукции, в том числе эскалаторов и траволаторов.
В наших странах стоит задача заменить в многоэтажках старые лифты. В Беларуси с 2016 года в рамках государственной программы «Комфортное жилье и благоприятная среда» реализуется подпрограмма «Безопасный лифт», которая предусматривает замену до конца 2020 года больше 13,6 тысячи подъемников. А сколько строится жилья, производственных и торгово-развлекательных зданий! И везде нужен современный, надежный, энергоэффективный, удобный в монтаже и обслуживании лифт.
КСТАТИ
БОЛЬШАЯ СТРОЙКА
В последнее время спрос на лифты в России растет. Одна из причин - запуск в Москве программы реновации жилья и обновления подъемников во время капремонта домов.
- Долго пользовались тем, что осталось еще с советских времен. Очень много кабин устарело и морально, и физически. Сейчас идет активный процесс по замене их на новые, но старых еще много, - подтверждает Евгений Шлеменков.
Спрос на лифты и дальше будет расти. К 2024 году рассчитывают строить до 120 миллионов квадратных метров в год (сейчас этот показатель гораздо ниже: 80 - 85 миллионов). Плюс продолжат менять старые лифты. Программа ускоренной замены датируется за счет местного бюджета и действует примерно в двадцати регионах.
- В прошлом году по этой программе заменили около семнадцати тысяч лифтов. В 2019-м будет не меньше, - комментирует Шлеменков.
Работает похожая программа и в Синеокой.