14 Марта 2019 года / Текст:  Софья Колесова / К номеру: 10  (833)

Легки на подъем

В России и Беларуси активно идут разговоры про программы замены лифтов. При этом в конце прошлого года подъемники резко подорожали. Что происходит с отраслью, выяснило «СВ»

Легки на подъем

«Могилевлифтмаш» большую часть продукции делает на экспорт, и почти вся она отправляется в Россию. Фото: Белта

В ШАХТУ СО СКРИПОМ

Каждый день все лифты в мире перевозят треть населения планеты. В России чуть больше 400 тысяч подъемников. Это не очень много. В Европе они часто есть и в трехэтажных зданиях, у нас еще недавно ставили только в домах выше пяти этажей. В Беларуси ситуация схожая.

И как бы ни были крепки и надежны эти аппараты, свой срок службы у них есть. В среднем - 25 лет. После чего их положено менять. Сейчас в РФ каждый четвертый лифт уже перешагнул этот рубеж. По данным Минстроя, на замену агрегатов, поднимающихся по своим шахтам уже со скрипом, нужно примерно 150 миллиардов рублей.

А тут еще в декабре впервые с 2015 года цены на подъемники выросли сразу на четырнадцать процентов. По данным аналитического агентства Alto Consulting Group, сейчас средняя цена за пассажирский лифт - примерно 851 тысяча рублей.

- Новое оборудование - это повышенная безопасность, экономия электроэнергии, увеличение скорости и комфорта. Но подорожание практически никак не отразится на кошельке потребителей. Если разницу разделить на всех жильцов дома, получится совсем немного, - уверен член президиума «Опоры России» Евгений Шлеменков.

Ничего удивительного в росте цен нет. Повысились налоги, стоимость металла и электричества, вырос спрос на лифтовое оборудование. Впрочем, эксперты считают, что для развития лифтовой отрасли это даже хорошо.

СВОИМИ СИЛАМИ

Преимущественно в России используются отечественные лифты. Доля импорта в 2018 году составила 37,4 процента. И львиную долю привозных аппаратов делает белорусский холдинг «Могилевлифтмаш». Есть еще несколько брендов, продукция которых изготавливается в Китае.

- Много разговоров о том, что Поднебесная собирается активно выходить на наш рынок, а на самом деле у нас единицы лифтов оттуда, и их используют преимущественно на Дальнем Востоке. Наши потребности успешно закрывают российские и белорусские предприятия, - отмечает Евгений Шлеменков.

В России больше ста специализированных производителей. Один из крупнейших - Щербинский лифтостроительный завод. Объемы производства большинства предприятий небольшие. Некоторые выпускают всего по 200 - 250 машин в год. Больше им и не надо, потому что они работают на конкретные регионы. Это в Москве потребность - несколько десятков тысяч лифтов в год, а в других городах их нужно гораздо меньше.

- Везти несколько штук с Щербинского на Чукотку смысла нет. Зато у маленьких предприятий - высокая степень локализации, и вся продукция востребована, - рассуждает Шлеменков.

По той же причине на экспорт российские лифтостроительные предприятия почти не работают. Совсем немного идет в страны бывшего соцлагеря: например, на Кубу. Они покупают кабины из РФ, потому что если сменить поставщика, придется изменять конструктив шахты, а это дело затратное. К тому же наши подъемники в сегменте эконом-класса вполне конкурентоспособны на мировом рынке.

ДОРОГАЯ АЛЬТЕРНТИВА

По словам Евгения Шлеменкова, белорусские лифты очень схожи с российскими и по качеству, и по цене. «Могилевлифтмаш» работает в Беларуси уже больше 50 лет. Сейчас в холдинге около 6,5 тысячи сотрудников. Производят больше ста серийных моделей: пассажирские, грузовые, для лечебных учреждений, обзорные со стеклянной кабиной...

- Наш грузовой лифт стоял в здании Большого театра в Москве, в сочинском ресторане «Плакучая ива», в Университете горной промышленности в Санкт-Петербурге, - перечисляют в «Могилевлифтмаше».

Легки на подъем

После развала СССР свои связи с Россией завод не потерял.

- Мы экспортно ориентированное предприятие. Емкость рынка Беларуси составляет всего 1,5 - 2 тысячи лифтов в год. А производим ежегодно больше двенадцати тысяч. Основной рынок сбыта - соседи по Союзному государству, - рассказывает начальник отдела маркетинга «Могилевлифтмаша» Антон Бельский.

Белорусские лифты во многом «роднее» для России, чем даже оборудование местных производителей. Все сырье для производства Могилевский завод покупает в РФ: на Липецком и Череповецком металлургических комбинатах. Белорусский лифт больше чем наполовину - российский.

Почти в каждом российском областном центре у «Могилевлифтмаша» есть торгово-сервисные центры. Уже больше десяти лет работает совместное производство в городе Кстово Нижегородской области. До конца этого года планируется открыть еще одно, в Санкт-Петербурге. Его плановая мощность - несколько тысяч кабин в год. Это совместное предприятие «Могилевлифтмаша» и «МЛМ Нева Трейд» в поселке Металлострой. Завод уже построен, первый пробный пуск пройдет в апреле.

- Альтернатива нашим лифтам - импортные, например, китайские, но они дороже на 10 - 15 процентов. Покупать их к тому же рискованно: срок службы лифта 25 лет, и все это время его надо обслуживать, то есть искать запчасти, комплектующие, и тут могут возникнуть проблемы. Китай конкурирует с российскими производителями лифтов разве что на Дальнем Востоке и в Сибири, - комментирует Бельский.

Кроме России, «Могилевлифтмаш» поставляет лифты в Казахстан, Армению, Грузию, Азербайджан. Были заказы из Венесуэлы и Сирии. Скоро первый лифт из Беларуси должен отправиться в Нигерию.

СЛОВО ДЕПУТАТУ

Ольга Политико, член Комиссии ПС по бюджету и финансам:

Легки на подъем

Фото: Василий Малашенков

- Финансовые возможности мировых лидеров в производстве лифтового оборудования несопоставимы с белорусскими и с российскими. Ведь транснациональные компании часто имеют свои банки, которые могут представлять клиентам долгосрочное финансирование и льготы. Чтобы оставаться конкурентоспособным, могилевское предприятие постоянно совершенствует модельный ряд, осваивает производство новой продукции, в том числе эскалаторов и траволаторов.

В наших странах стоит задача заменить в многоэтажках старые лифты. В Беларуси с 2016 года в рамках государственной программы «Комфортное жилье и благоприятная среда» реализуется подпрограмма «Безопасный лифт», которая предусматривает замену до конца 2020 года больше 13,6 тысячи подъемников. А сколько строится жилья, производственных и торгово-развлекательных зданий! И везде нужен современный, надежный, энергоэффективный, удобный в монтаже и обслуживании лифт.

КСТАТИ

БОЛЬШАЯ СТРОЙКА

В последнее время спрос на лифты в России растет. Одна из причин - запуск в Москве программы реновации жилья и обновления подъемников во время капремонта домов.

- Долго пользовались тем, что осталось еще с советских времен. Очень много кабин устарело и морально, и физически. Сейчас идет активный процесс по замене их на новые, но старых еще много, - подтверждает Евгений Шлеменков.

Спрос на лифты и дальше будет расти. К 2024 году рассчитывают строить до 120 миллионов квадратных метров в год (сейчас этот показатель гораздо ниже: 80 - 85 миллионов). Плюс продолжат менять старые лифты. Программа ускоренной замены датируется за счет местного бюджета и действует примерно в двадцати регионах.

- В прошлом году по этой программе заменили около семнадцати тысяч лифтов. В 2019-м будет не меньше, - комментирует Шлеменков.

Работает похожая программа и в Синеокой.

 

Комментарии


Другие статьи раздела

Экономика: интеграция

Куда кривая линия вывезет

Белорусские деньги теперь «чеканят» в России

«Конкурируем в разных, а не в равных условиях»

В этом году в программу форума впервые включили совместное заседание национальных деловых советов. Какие вопросы будут обсуждать представители бизнес-сообщества, «СВ» рассказал председатель Белорусской торгово-промышленной палаты (БелТПП) Владимир Улахович

Летят «Журавли», бьют рекорды «Чижики»

Белорусы перенимают у Северной столицы опыт в образовании и здравоохранении, а минские архитекторы проектируют жилые кварталы в городе на Неве. В каких еще сферах есть общие интересы?

Точки роста найти просто

Беларусь - один из ведущих торговых партнеров России. Экономические связи по линии регионов стали реальной движущей силой интеграции в Союзном государстве. Однако потенциал взаимоотношений далеко не исчерпан. «СВ» разбиралось, в каких регионах и в каких сферах есть перспектива для развития кооперации

От экологии до IT - технологий

Руководитель отделения Посольства Республики Беларусь в РФ в Казани Олег Исаев - о современной технике, учебных классах МТЗ и новых направлениях в сотрудничестве

Зона особого назначения

Презентация особой экономической зоны «Бремино-Орша» прошла в поселке Болбасово. На ней побывал госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота. Он познакомился с мультимодальным промышленно-логистическим комплексом, который управляет ОЭЗ

Читайте также

Трибуна депутата

Сенатор Сергей Калашников: Экономики без доверия и дружбы не бывает

Накануне VI Форума регионов Беларуси и России, который проходит в Санкт-Петербурге, председатель Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике рассказал за что готов поставить Союзному государству пятерку, про ауру Петербурга и о том, чему учится у молодежи

Туризм

Пять причин поехать в Кличев

В письменных источниках Кличев впервые упоминается в конце XVI столетия. Тогда это была деревня Кличево Витебского воеводства. С середины XIX века и до революции местечком и окружающими его землями владели графы Потоцкие

Общество

Мэр Сочи Анатолий Пахомов: На месте Олимпийского парка были избушки на курьих ножках и болото

С чем столкнулся город после Игр-2014? Зачем пляжам на Черном море нужен Голубой флаг? И что случилось с лыжами Президента Беларуси в Красной поляне?

Культура

Найди десять отличий от шедевра

Знаменитая картина Валентина Волкова «Минск. 3 июля» хорошо известна белорусам, знатокам живописи. А теперь сравните это полотно и… картину Сэндоу Бирка, созданную в 2009 году по мотивам американской военной операции в Ираке

Политика

Разговор на святой земле

Президент России провел день на Валааме, после чего отправился на Форум регионов

Союзное государство

Рай для бизнесменов под Оршей

На знаменитом фестивале искусств радовали не только артисты. Под Витебском в эти дни презентовали еще одну особую экономическую зону, где будут производить товары под маркой «Сделано в ЕАЭС»



Политика

Разговор на святой земле

Президент России провел день на Валааме, после чего отправился на Форум регионов

Политика

Александр Лукашенко: «Славянский базар» - ответ на распад великой страны

Президент Беларуси наградил победителей песенного конкурса в Витебске

Союзное государство

Рай для бизнесменов под Оршей

На знаменитом фестивале искусств радовали не только артисты. Под Витебском в эти дни презентовали еще одну особую экономическую зону, где будут производить товары под маркой «Сделано в ЕАЭС»

Союзное государство

Большой союз для маленьких

VI Форум регионов России и Беларуси в Санкт-Петербурге открыла молодежь. Они предложили рассказывать о Союзном государстве даже самым юным.

Спорт

Из-за парты на пьедестал

Отечественные «мученики науки» в итальянском Неаполе вновь доказали, что наш студенческий спорт - один из сильнейших в мире.

Культура

Найди десять отличий от шедевра

Знаменитая картина Валентина Волкова «Минск. 3 июля» хорошо известна белорусам, знатокам живописи. А теперь сравните это полотно и… картину Сэндоу Бирка, созданную в 2009 году по мотивам американской военной операции в Ираке

Спорт

ПроМАЗАли на повороте

Белорусскому экипажу Сергея Вязовича не хватило чуть-чуть, чтобы финишировать с триумфом на ралли «Шелковый путь-2019»

Общество

Мэр Сочи Анатолий Пахомов: На месте Олимпийского парка были избушки на курьих ножках и болото

С чем столкнулся город после Игр-2014? Зачем пляжам на Черном море нужен Голубой флаг? И что случилось с лыжами Президента Беларуси в Красной поляне?

Трибуна депутата

Сенатор Сергей Калашников: Экономики без доверия и дружбы не бывает

Накануне VI Форума регионов Беларуси и России, который проходит в Санкт-Петербурге, председатель Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике рассказал за что готов поставить Союзному государству пятерку, про ауру Петербурга и о том, чему учится у молодежи

Экономика: интеграция

Куда кривая линия вывезет

Белорусские деньги теперь «чеканят» в России