14 Марта 2019 года / Текст:  Софья Колесова / К номеру: 10  (833)

Легки на подъем

В России и Беларуси активно идут разговоры про программы замены лифтов. При этом в конце прошлого года подъемники резко подорожали. Что происходит с отраслью, выяснило «СВ»

Легки на подъем

«Могилевлифтмаш» большую часть продукции делает на экспорт, и почти вся она отправляется в Россию. Фото: Белта

В ШАХТУ СО СКРИПОМ

Каждый день все лифты в мире перевозят треть населения планеты. В России чуть больше 400 тысяч подъемников. Это не очень много. В Европе они часто есть и в трехэтажных зданиях, у нас еще недавно ставили только в домах выше пяти этажей. В Беларуси ситуация схожая.

И как бы ни были крепки и надежны эти аппараты, свой срок службы у них есть. В среднем - 25 лет. После чего их положено менять. Сейчас в РФ каждый четвертый лифт уже перешагнул этот рубеж. По данным Минстроя, на замену агрегатов, поднимающихся по своим шахтам уже со скрипом, нужно примерно 150 миллиардов рублей.

А тут еще в декабре впервые с 2015 года цены на подъемники выросли сразу на четырнадцать процентов. По данным аналитического агентства Alto Consulting Group, сейчас средняя цена за пассажирский лифт - примерно 851 тысяча рублей.

- Новое оборудование - это повышенная безопасность, экономия электроэнергии, увеличение скорости и комфорта. Но подорожание практически никак не отразится на кошельке потребителей. Если разницу разделить на всех жильцов дома, получится совсем немного, - уверен член президиума «Опоры России» Евгений Шлеменков.

Ничего удивительного в росте цен нет. Повысились налоги, стоимость металла и электричества, вырос спрос на лифтовое оборудование. Впрочем, эксперты считают, что для развития лифтовой отрасли это даже хорошо.

СВОИМИ СИЛАМИ

Преимущественно в России используются отечественные лифты. Доля импорта в 2018 году составила 37,4 процента. И львиную долю привозных аппаратов делает белорусский холдинг «Могилевлифтмаш». Есть еще несколько брендов, продукция которых изготавливается в Китае.

- Много разговоров о том, что Поднебесная собирается активно выходить на наш рынок, а на самом деле у нас единицы лифтов оттуда, и их используют преимущественно на Дальнем Востоке. Наши потребности успешно закрывают российские и белорусские предприятия, - отмечает Евгений Шлеменков.

В России больше ста специализированных производителей. Один из крупнейших - Щербинский лифтостроительный завод. Объемы производства большинства предприятий небольшие. Некоторые выпускают всего по 200 - 250 машин в год. Больше им и не надо, потому что они работают на конкретные регионы. Это в Москве потребность - несколько десятков тысяч лифтов в год, а в других городах их нужно гораздо меньше.

- Везти несколько штук с Щербинского на Чукотку смысла нет. Зато у маленьких предприятий - высокая степень локализации, и вся продукция востребована, - рассуждает Шлеменков.

По той же причине на экспорт российские лифтостроительные предприятия почти не работают. Совсем немного идет в страны бывшего соцлагеря: например, на Кубу. Они покупают кабины из РФ, потому что если сменить поставщика, придется изменять конструктив шахты, а это дело затратное. К тому же наши подъемники в сегменте эконом-класса вполне конкурентоспособны на мировом рынке.

ДОРОГАЯ АЛЬТЕРНТИВА

По словам Евгения Шлеменкова, белорусские лифты очень схожи с российскими и по качеству, и по цене. «Могилевлифтмаш» работает в Беларуси уже больше 50 лет. Сейчас в холдинге около 6,5 тысячи сотрудников. Производят больше ста серийных моделей: пассажирские, грузовые, для лечебных учреждений, обзорные со стеклянной кабиной...

- Наш грузовой лифт стоял в здании Большого театра в Москве, в сочинском ресторане «Плакучая ива», в Университете горной промышленности в Санкт-Петербурге, - перечисляют в «Могилевлифтмаше».

Легки на подъем

После развала СССР свои связи с Россией завод не потерял.

- Мы экспортно ориентированное предприятие. Емкость рынка Беларуси составляет всего 1,5 - 2 тысячи лифтов в год. А производим ежегодно больше двенадцати тысяч. Основной рынок сбыта - соседи по Союзному государству, - рассказывает начальник отдела маркетинга «Могилевлифтмаша» Антон Бельский.

Белорусские лифты во многом «роднее» для России, чем даже оборудование местных производителей. Все сырье для производства Могилевский завод покупает в РФ: на Липецком и Череповецком металлургических комбинатах. Белорусский лифт больше чем наполовину - российский.

Почти в каждом российском областном центре у «Могилевлифтмаша» есть торгово-сервисные центры. Уже больше десяти лет работает совместное производство в городе Кстово Нижегородской области. До конца этого года планируется открыть еще одно, в Санкт-Петербурге. Его плановая мощность - несколько тысяч кабин в год. Это совместное предприятие «Могилевлифтмаша» и «МЛМ Нева Трейд» в поселке Металлострой. Завод уже построен, первый пробный пуск пройдет в апреле.

- Альтернатива нашим лифтам - импортные, например, китайские, но они дороже на 10 - 15 процентов. Покупать их к тому же рискованно: срок службы лифта 25 лет, и все это время его надо обслуживать, то есть искать запчасти, комплектующие, и тут могут возникнуть проблемы. Китай конкурирует с российскими производителями лифтов разве что на Дальнем Востоке и в Сибири, - комментирует Бельский.

Кроме России, «Могилевлифтмаш» поставляет лифты в Казахстан, Армению, Грузию, Азербайджан. Были заказы из Венесуэлы и Сирии. Скоро первый лифт из Беларуси должен отправиться в Нигерию.

СЛОВО ДЕПУТАТУ

Ольга Политико, член Комиссии ПС по бюджету и финансам:

Легки на подъем

Фото: Василий Малашенков

- Финансовые возможности мировых лидеров в производстве лифтового оборудования несопоставимы с белорусскими и с российскими. Ведь транснациональные компании часто имеют свои банки, которые могут представлять клиентам долгосрочное финансирование и льготы. Чтобы оставаться конкурентоспособным, могилевское предприятие постоянно совершенствует модельный ряд, осваивает производство новой продукции, в том числе эскалаторов и траволаторов.

В наших странах стоит задача заменить в многоэтажках старые лифты. В Беларуси с 2016 года в рамках государственной программы «Комфортное жилье и благоприятная среда» реализуется подпрограмма «Безопасный лифт», которая предусматривает замену до конца 2020 года больше 13,6 тысячи подъемников. А сколько строится жилья, производственных и торгово-развлекательных зданий! И везде нужен современный, надежный, энергоэффективный, удобный в монтаже и обслуживании лифт.

КСТАТИ

БОЛЬШАЯ СТРОЙКА

В последнее время спрос на лифты в России растет. Одна из причин - запуск в Москве программы реновации жилья и обновления подъемников во время капремонта домов.

- Долго пользовались тем, что осталось еще с советских времен. Очень много кабин устарело и морально, и физически. Сейчас идет активный процесс по замене их на новые, но старых еще много, - подтверждает Евгений Шлеменков.

Спрос на лифты и дальше будет расти. К 2024 году рассчитывают строить до 120 миллионов квадратных метров в год (сейчас этот показатель гораздо ниже: 80 - 85 миллионов). Плюс продолжат менять старые лифты. Программа ускоренной замены датируется за счет местного бюджета и действует примерно в двадцати регионах.

- В прошлом году по этой программе заменили около семнадцати тысяч лифтов. В 2019-м будет не меньше, - комментирует Шлеменков.

Работает похожая программа и в Синеокой.

 

Комментарии


Другие статьи раздела

Экономика: интеграция

Глобальное охлаждение

Как вскоре изменится экономическая карта мира? Что нового будет в Союзном государстве, и как совместная работа поможет выбраться из кризиса?

Ловись рыбка большая, не маленькая…

Осетров и пушных зверей нужно кормить правильно - тогда и на прилавках деликатесы и шубы будут стоить дешевле

Дело вируса боится

От COVID-19 может пострадать не только здоровье, но и финансы. На себе это почувствовали практически все. Что делают Россия и Беларусь для поддержки своих граждан и бизнеса?

Полевые заботы

Пандемия бьет не только по ресторанному и туристическому бизнесу, но и по куда более важным для жизни страны и людей сферам. «СВ» узнало, как это скажется на фермерах и будет ли нам что есть осенью

Инфляция, стой, раз-два

В последние месяцы ценники в магазинах стали быстро прибавлять в «весе». Опасаться ли жителям Союзного государства резкой прибавки стоимости? Или наши страны сумеют взять ситуацию под контроль?

Упрощенка для удаленки

Пандемия и обвал нефтяного рынка стали самым страшным испытанием. Что делают наши правительства, чтобы преодолеть трудности?

Читайте также

Трибуна депутата

Ямы да ухабы. А нам нужны хабы

Для России качество дорог - давняя проблема. Но вот в 2019 году запущен национальный проект модернизации трасс. Как удалось наладить контроль за качеством, и почему нужно строить трансконтинентальные магистрали вместе с Беларусью? Об этом рассказал член Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью Александр Васильев

Союзное государство

Проверка «идеальным штормом»

Что ждет Союзное государство после испытания пандемией, обсудили депутаты, историки, экономисты из Беларуси и России во время видеоконференции «Четверть века вместе»

Культура

Жи-ши – пиши!

24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. «СВ» выяснило, где с удовольствием и пользой провести день родного языка

Общество

Постояльцы и врачи обсерватора: Родных обнимаем по ватсапу

Прогулки вдоль сигнальной ленты, никакого контакта с людьми. Из развлечений - телевизор, интернет и трудотерапия по собственному желанию. Корреспондент «СВ» посмотрел, как проходят будни изолированных

Политика

Владимир Путин и Александр Лукашенко: Много предстоит сделать, чтобы окончательно победить эпидемию

Президенты России и Беларуси участвовали в заседании Высшего Евразийского экономического совета. Обсуждали, как будут восстанавливать рост экономики и решать вопросы, связанные с возникшими социальными проблемами

Туризм

Пять причин прогулятьcя по мистическим местам онлайн

Ох, и засиделись же мы по домам! Так и хочется вырваться из изученной до миллиметра квартиры в края, окутанные тайнами и легендами. Пока же предлагаем приглядеться к вариантам в Сети



Политика

Владимир Путин и Александр Лукашенко: Много предстоит сделать, чтобы окончательно победить эпидемию

Президенты России и Беларуси участвовали в заседании Высшего Евразийского экономического совета. Обсуждали, как будут восстанавливать рост экономики и решать вопросы, связанные с возникшими социальными проблемами

Трибуна депутата

Ямы да ухабы. А нам нужны хабы

Для России качество дорог - давняя проблема. Но вот в 2019 году запущен национальный проект модернизации трасс. Как удалось наладить контроль за качеством, и почему нужно строить трансконтинентальные магистрали вместе с Беларусью? Об этом рассказал член Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью Александр Васильев

Союзное государство

Проверка «идеальным штормом»

Что ждет Союзное государство после испытания пандемией, обсудили депутаты, историки, экономисты из Беларуси и России во время видеоконференции «Четверть века вместе»

Экономика: интеграция

Глобальное охлаждение

Как вскоре изменится экономическая карта мира? Что нового будет в Союзном государстве, и как совместная работа поможет выбраться из кризиса?

Экономика: интеграция

Ловись рыбка большая, не маленькая…

Осетров и пушных зверей нужно кормить правильно - тогда и на прилавках деликатесы и шубы будут стоить дешевле

Общество

Постояльцы и врачи обсерватора: Родных обнимаем по ватсапу

Прогулки вдоль сигнальной ленты, никакого контакта с людьми. Из развлечений - телевизор, интернет и трудотерапия по собственному желанию. Корреспондент «СВ» посмотрел, как проходят будни изолированных

Общество

Чудо бабушки Пелагеи

По оценкам врачей, в первую очередь рискуют заразиться коронавирусом пожилые люди, те, кому за 65 лет. И тем невероятнее истории стариков, которые смогли вылечиться от недуга

Общество

Перезвон в подарок

Главная православная обитель Беларуси - Свято-Успенский Жировичский монастырь - отмечает 500-летие со дня основания

Общество

Крылатый отец-одиночка и кряканье на самоизоляции

Человек медведю друг, а еще - птицам, тюленям и даже пеликанам. Рассказываем об удивительных случаях, когда люди приходят животным на помощь

Звезды

Маргарита Суханкина: Первые большие деньги спустила на конфеты

С конца 80-х годов ее голос разносился из каждого магнитофона. Звучал на дискотеках. Но… никто не знал о ее существовании. Все думали: поют солистки группы «Мираж» - Овсиенко, Салтыкова и Ветлицкая. О том, почему дарила им голос, а сама оставалась в тени, об интригах в Большом театре и работе на почте артистка рассказала «СВ»