Рогатый рейс
В агрогородке на Сахалине, построенном с помощью белорусов, со дня на день ждут первых удоев
К новому месту работы венгерских буренок доставили в контейнерах на самолете. А так их выгружали в аэропорту, Южно-Сахалинска. Фото: Пресс-служба Администрации Сахалинской области.
ВДОЛЬ ПО МИНСКОЙ
Когда на Марсе будут яблони цвести, поди еще угадай, а вот в агрогородке в селе Раздольном совхоза «Корсаковский» они покроются белыми, нежными цветочками точно по расписанию - в начале июня. И не простые деревья - белорусские.
Саженцы яблонь и груш привезли сюда и помогали высаживать специалисты Минского института садоводства. Потом несколько раз приезжали проверить, как чувствуют себя в здешнем не по-детски суровом климате их фруктовые питомцы. Да и сам агрогородок в Раздольном - ни дать ни взять кусочек Синеокой на самом краю России-матушки.
Пятьдесят новеньких, с иголочки коттеджей с цветными веселенькими крышами и огромными окнами, чтобы людям в них жилось светлее. Дома образуют несколько улиц - Минская, Белорусская, Союзная. А рядом - корпуса животноводческого комплекса. Когда проект поселка только замышлялся, белорусы сразу сказали: нужно строить компактно, современно и комфортно для людей, которые будут здесь жить и работать. Сказано - сделано. Причем многое - руками белорусов с использованием технологий из Синеокой.
Домашнему быту раздольнинцев позавидуют иные горожане. Каждый коттедж жилой площадью больше ста метров. Настоящий дворец. Недавно подключили интернет и телевидение. Живи и радуйся.
Совсем скоро в Раздольном грядет историческое для поселка событие - пойдет первое большое молоко. В дойном стаде четыре сотни племенных буренок.
- Уже запустили доильную систему «Параллель» производства гомельского завода «Гомельагрокомлект», - рассказал корреспонденту «СВ» генеральный директор акционерного общества «Совхоз Корсаковский» Сергей Шаманаев. - Как раз сейчас бригада мастеров из Гомеля гоняет «Параллель» в тестовом режиме. Первый отел ожидаем где-то в конце февраля. Тогда и пойдет молоко.
ДВА «БОИНГА» МЫЧАЩИХ ПАССАЖИРОВ
- Почему же коровы у вас вдруг не белорусские, а венгерские голштинки?
- Белорусский скот очень хороший, подходящий нашему климату. Будь только наша воля, с удовольствием взяли бы, конечно, белорусских коров. Но все определялось конкурсными процедурами согласно 44-му федеральному закону, который регулирует закупки. Когда ознакомили с этими условиями наших белорусских коллег, они сказали, что у них нет финансов, чтобы обеспечить закупку. Поэтому коров везли из Венгрии сразу на двух транспортных «Боингах».
- Как рогатые мадьярки переносят сахалинский климат?
- Нормально. Вполне адаптировались. К тому же они живут не на улице, а в современном коровнике, где в любую стужу поддерживается постоянный, комфортный микроклимат. Оборудовать коровник нам тоже помогали специалисты из Беларуси. В частности, светопрозрачные коньки, шторы и многое другое смонтировала одна компания из республики. Они, хочу сказать, вообще молодцы в том, что касается сельского хозяйства. Это мы сначала все разрушим до основания, а затем начинаем строить заново. Они в отличие от нас оказались куда прагматичнее. Белорусы сохранили весь тот базис, который остался от советских времен. Плюс взяли европейский опыт и технологичность.
- Какие планы на 2019-й?
- От каждой коровы планируем получать в год по семь тонн молока. В 2020 году запланирован выход животноводческого комплекса на проектную мощность - 7,2 тысячи тонн молока и 300 тонн мяса в год. То есть сможем вполне обеспечить весь юг Сахалина качественной молочкой. Скоро начнем строительство цеха по переработке молока и выпуску кисломолочной продукции. Сейчас идет подготовка проекта. Не исключено, что в его реализации примут участие белорусские компании, правда, все будет зависеть опять же от конкурса, но мы были бы только «за».
ЗИГЗАГ СУДЬБЫ
ЛЮБОВЬ-МОРКОВЬ НА КРАЮ ЗЕМЛИ
Комфорту местных селян позавидуют иные горожане. Плюс – прекрасная природа и чистейший свежий воздух. Фото: Пресс-служба Администрации Сахалинской области.
Дмитрия Быркова раздольненцы зовут лаконично - Дима-белорус.
И признаются: без него как без рук. Не механик, а золото, надо что-то починить, наладить из оборудования, сразу зовут его. Еще он человек по-хорошему рисковый, романтичный. Не испугался однажды круто изменить свою жизнь и махнуть из родного Гомеля на край земли.
Было так. Трудился Дмитрий инженером-наладчиком на заводе «Гомельагрокомлект», жил не тужил, в будущее особо не заглядывал, а тут ему предлагают: «Хочешь поехать в командировку на Сахалин? Там купили наше оборудование, надо на месте наладить». Согласился, не раздумывая - край далекий, интересно поглядеть, как там люди живут. А дальше завертелась уже другая история.
- Человека тут встретил хорошего. Женщину. Любовь-морковь, решил остаться, - рассказывает Дмитрий. - Отработал командировку, вернулся на завод, через пару месяцев уволился и - обратно на Сахалин.
- Долго осваивались - все-таки почти восемь тысяч километров?
- Расстояние - ерунда. И климат здесь почти такой же, как у нас, хотя погода очень переменчивая. Труднее всего привыкал к разнице во времени. Когда у нас в Гомеле только ложатся, я уже встаю на работу. Ничего, через пару недель привык, адаптировался.
- Говорят, вы там незаменимый специалист?
- Ой, да ладно. Просто оборудование машинного доения наше, гомельское, мне хорошо знакомое, кому же еще им заниматься? Здесь с таким никто еще не сталкивался. В дальнейшем надо будет обучить людей, чтобы сами справлялись. На Сахалине-то, конечно, нравится. Люди прежде всего. Ну и природа. Рыбалка - настоящая сказка. Местные ребята уже научили меня ловить кету и морских ежей.
- Ежи вообще-то колючие, их голыми руками не возьмешь.
- Не проблема, перчаточки по локоть надеваешь и на промысел.
- Вы там один белорус?
- В агрогородке пока да. Хотя на Сахалине наших много, есть ребята из Гомеля, минчане. Поддерживаем отношения. Встречаемся. Нормально в общем, не тоскую. В отпуск съезжу к родителям. И обратно сюда. На Сахалин. В Раздольное, ставшее почти родным.
ОБЩЕЕ ЛУКОШКО
ЧЕРНИКА ОБЕЩАЕТ СУПЕРРЕНТАБЕЛЬНОСТЬ
Агрономы из республики помогут и с выращиванием ягод.
- Слышал, намечаются еще кое-какие проекты совместно с сябрами.
- Белорусский фруктовый сад уже плодоносит, - продолжает Сергей Шаманаев. - Теперь хотим расширить ассортимент и посотрудничать в выращивании жимолости и черники. Яблони и груши, возможно, не покажут абсолютную урожайность из-за специфики нашего климата. А вот черника и жимолость должны проявить себя на все сто процентов. К тому же на эти высокоурожайные культуры всегда есть спрос, поэтому рентабельность по ним будет гораздо выше.
- Люди в агрогородок едут охотно?
- Заявок - море. Но пока из пятидесяти домиков заселены только семнадцать. Быстро их раздать, чтобы отчитаться для галочки, что у нас полный комплект, - это неправильно. В домах должны жить не временные постояльцы, а люди, которые хотят будущее связать именно с нашим хозяйством. Заселять агрогородок станем по мере развития комплекса. В основном заявки идут с Большой земли. От сахалинцев очень мало. Время сыграло свою роль. Раньше на острове было много хозяйств, большие надои.
Но когда у нас начался нефтегазовый бум, люди потеряли к сельскому хозяйству интерес. Чтобы восстановить, нужен не год и не два. Главное - нужны люди, которые умеют работать на земле и с животными.
- Если не секрет, какие у вас зарплаты?
- У всех по-разному. Механизатор получает где-то от 60 тысяч рублей. Доярки, в зависимости от надоев, от 45 до 70.
- Для Сахалина деньги нормальные?
- Для сельского хозяйства мы платим, считаю, достойно. Хотя, когда вокруг нефть, газ, все привыкают получать много. Вообще завлечь людей на село сейчас сложно. Необходимо менять психологический вектор. На государственном уровне позиционировать сельское хозяйство, что это не какое-то там вспомогательное производство, а одна из основных отраслей экономики. В Беларуси, например, у людей совершенно иной, правильный взгляд на вещи. Они прекрасно понимают: без села жизни нет. Это неотъемлемая часть комфортной, сытой жизни в городе. Одно без другого невозможно.