Ложка меда в бочке нефти
Столь необходимый финансовой системе России, которая находится под гнетом западных санкций, налоговый маневр в нефтяной сфере подталкивает власти Беларуси к поиску альтернативных вариантов экспорта этого углеводорода
Пока наши страны договариваются, полезные ископаемые все так же добываются. Фото: БЕЛТА
СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕЛЬЮ
Россия стремится прилагать максимум усилий, чтобы налоговый маневр 2019 - 2024 годов не нанес разрушительного удара по экономическому благополучию Синеокой. Нефть сябры в основном закупают в РФ, примерно четверть необходимого объема добывают самостоятельно. Как на своей территории, так и на скважинах в России.
Из-за постепенного повышения цен на российскую нефть прибыли Беларуси от ее переработки резко снизятся. Чтобы этого избежать и пополнить госбюджет, правительству поручено проработать вопрос об альтернативных вариантах поставки нефти в республику - через прибалтийские порты. После того как завершится модернизация двух нефтеперерабатывающих заводов в республике, Синеокая сможет покупать нефть для последующей переработки не только у России.
«Черное золото» можно будет перерабатывать на Новополоцком НПЗ и обеспечивать балтийские республики нефтепродуктами. В обмен на нефть Минск сможет предложить Литве, Латвии и Эстонии нефтепродукты по более выгодным ценам.
Российский налоговый маневр предполагает, что существующие договоренности по «бросовым» закупкам между РФ и РБ должны утратить силу к 2024 году.
Начиная с 2019 года российская сторона начала постепенно снижать с 30 до нуля процентов от цены нефти ставку вывозной таможенной пошлины на этот углеводород. Вместе с тем будут равномерно расти ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче нефти и газового конденсата на величину снижения (с 30 до нуля процентов) вывозных таможенных пошлин на «черное золото» и нефтепродукты.
Минск оценивает свои потери за шесть лет примерно в 11 миллиардов долларов. Эта сумма - годовой бюджет Беларуси (24 миллиардов белорусских рублей, то есть те же 11 миллиардов долларов).
- На самом деле Россия просто поднимает цену на реализацию нефти, приближает цены на нашей границе к стоимости на внешнем рынке. И, соответственно, сябрам одинаково выгодно будет покупать и из Балтии, и из России, - объяснил «СВ» директор Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, член-корреспондент РАН Валерий Крюков. - Единственный вопрос: выдержит ли эти повышения цен белорусская экономика?
Экономист полагает, что перемены могут серьезно ударить по сельскому хозяйству, по транспортной системе и по коммунальной сфере всей Синеокой.
- Делегация из России посетит Беларусь 21 - 23 января, - добавил Крюков. - Чиновники, геологи и специалисты других отраслей поедут, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию, выявить случаи недобросовестного поведения экспортеров нефти. Все эти совместные усилия направлены на то, чтобы мы в конце концов встроились в общий мировой тренд повышения эффективности на рынке нефтедобычи и нефтепродажи.
КОМПЕНСИРОВАТЬ ИЛИ НЕТ - ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС
Как сообщил на недавнем совещании с вице-премьерами Дмитрий Медведев, Россия продолжит сохранять активную кредитную поддержку Беларуси. Российский премьер-министр подчеркнул, что кредитные линии пролонгируются, несмотря на то, что финансовые рынки западных стран для РФ, к сожалению, остаются закрытыми.
Белорусский лидер, конечно, надеется на лучшее, ведь Москва пока не отвергает возможность компенсации Минску финансовых потерь.
По мнению опрошенных экспертов, в полном объеме российская сторона все же не будет компенсировать соседям убытки из-за налогового маневра. Скорее всего, эти издержки будут компенсированы в какой-то другой сфере, поскольку РФ высоко ценит Беларусь как своего тесного союзника и стремится к максимальной интеграции. И какие-то возмещения белорусской стороне будут выплачены уже в этом году. Пока Правительство РФ на этот счет окончательного решения еще не приняло.
Гендиректор Института национальной энергетики Сергей Правосудов напомнил, что сегодня белорусская сторона получает энергоносители от России по феноменально низкой цене.
- К сожалению, рыночная ситуация меняется для нашей страны в худшую сторону, и мы вынуждены идти на повышение цен, чтобы не оказаться в убытках, - сказал российский эксперт. - Хотя при этом РФ активно ищет пути гармоничного разрешения трудной ситуации между странами Союзного государства.
Одним из них может стать единый рынок газа, нефти и нефтепродуктов, о котором участники ЕАЭС планируют договориться уже в самое ближайшее время.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В СИНЕОКОЙ ТОЖЕ ЕСТЬ «ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО»
Между тем «Белоруснефть» наращивает свои объемы добычи. В прошлом году поставила рекорд - 1,67 миллиона тонн.
Нефтяники отмечают, что добыча «черного золота» стала максимальной за всю историю существования месторождения Янгпур, которое находится в Ямало-Ненецком автономном округе, - здесь РБ в своем активе имеет шесть залежей полезных ископаемых. В 2018 году компания смогла увеличить добычу нефти там почти на 28 процентов, до 193 тысяч тонн. Еще на месторождении в ЯНАО извлекли 96 миллионов кубометров попутного нефтяного газа (рост в 1,7 раза) и 153 миллиона кубометров природного газа (рост в полтора раза).
Как сообщили «СВ» в пресс-службе компании, в прошлом году «Белоруснефть» реализовала самую масштабную за последние пять лет программу инвестиций в бурение - построены четыре скважины и восемь боковых стволов.
Планируют наращивать постепенно объемы добычи и разведки, сохранить динамику роста, чтобы прирост запасов углеводородов на территории самой Беларуси полностью компенсировал добычу нефти.
Суммарные геологические запасы на четырех новых белорусских нефтеносных структурах (Пасечной, Ново-Макановичской, Северо-Омельковщинской и Избынской), по данным геологов, превышают пять миллионов тонн нефти.
Белорусские нефтяники тесно сотрудничают по вопросам добычи нефти и газа с Венесуэлой, Эквадором, Ираном, Казахстаном, Азербайджаном и Индией.