САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Выстрел в девяточку

Наш покупатель почти привык внимательно читать этикетки. На них и литр оказывается не литром, и килограмм теряет в весе. Но новость о том, что яйца теперь будут продавать по девять штук в упаковке вместо десяти, все равно выбила из колеи

Дорогая, все по твоему списку нашел, даже 1467 граммов капусты. Фото: Александр Ромин/ТАСС

МАЛ ПАКЕТИК, ДА ДОРОГ

Обсуждения такие горячие, хоть яичницу жарь. Ведь дело не в «выеденном» из привычного десятка яйце, а в том, что таким образом производители, скорее всего, хотят спрятать рост цен из-за инфляции и повышения НДС. Такой ход конем маркетологи применяют не впервые. Если в сознании людей еще держится аксиома, что молоко продают литрами, гречку килограммами, а шоколадки - стограммовыми плитками, то на практике это уже редкость.

Расчет простой: вот стоит литровая бутылка масла за сто рублей, а рядышком бутылка другого производителя всего за 95. Хватаем, несем на кассу. А уже дома замечаем, что внутри не литр, а всего 900 мл.

И ничего мы не сэкономили.

Маркетинговые исследования подтверждают, что такие уловки срабатывают очень часто, принося предприятиям дополнительную прибыль. При этом буква закона соблюдена.

Самые главные манипуляции происходят на молочном рынке. Какой объем только не встретишь в магазинах: литр, 950 мл, 930 мл, 924 мл и даже 830 мл. А для тех, кто не любит переплачивать за яркую коробку, производители приготовили сюрприз - молоко в полиэтиленовом пакете, который обычно прячут в самом низу - стоит оно дешевле, но тут же обнаруживаем подводный камень - всего 800 миллилитров.

- Если собрать корзину из «усохших» продуктов, то получится, что в сравнении с товарами большего веса покупатели переплачивают в среднем около двадцати процентов, - подсчитали эксперты «Росконтроля».

ВЕС УШЕЛ В МИНУС

Яйца - один самых ходовых продуктов. За год они подорожали на четверть. Вот и приходится продавцам креативить. Выдумывая девяток вместо десятка.

- Кроме девяти мы выпускаем яйца и в классических упаковках по десять и двадцать штук, есть коробки по четыре, по шесть, по восемь, по девять, по двенадцать и по восемнадцать яиц, поэтому в этом нет ничего странного, - говорит представитель удмуртской птицефабрики «Вараксино» Сергей Кириллов.

Производители неохотно рассказывают, почему уменьшается объем продуктов. Так, к примеру, остался без ответа вопрос «СВ» на фабрику «Россия», почему ее шоколадки весят вместо привычных ста граммов всего девяносто.

- Люди не очень любят покупать то, что подорожало, - говорит маркетолог компании «Гола» Дмитрий Голубенко. - Поэтому производители вынуждены идти на различные манипуляции, чтобы не допустить повышения розничной цены, они уменьшают вес товара в упаковке. Получается, что все дорожает, а на определенные товары стоимость как бы заморожена. С точки зрения психологии покупателю приятно, если товар не тянет карман, даже если он потерял в весе, главное - потребителю важно не заплатить больше.

а у вас молоко убежало

Корреспонденты «СВ» прошлись по российским и белорусским магазинам, чтобы понять, какой масштаб приобрел «упаковочный беспредел»

 

Выстрел в девяточку

Главное, не доверять упаковку Кащею Бессмертному, а то получим яйцо в утке, утку в зайце, зайца в ларце на дубе... Фото: Артем Килькин/kpmedia.ru

ПОПАЛИ ПОД АКЦИИ

Иду шопиться за съестными брендами в московскую «Пятерочку».

В отделе круп саммит большой двойки - крупногабаритной семейной пары пенсионеров.

- Смотри, акция на рис. Бери, а то потом дороже будет! - науськивает дед свою благоверную на покупательских распутьях.

Та хаотично перебирает пачки разных производителей - «Кубанский», «Элитный», «Пропаренный», «Для плова», «Золотой шлифованный». Все образцы как на подбор - недобирают до кило порядка 100 - 200 граммов. Осторожно выступаю в роли подсказчика.

- Акционный рис по весу всего 800 граммов, смотрите, есть экземпляры с весом побольше, выгода - 20 рублей…

Но бабуля не внемлет моим «скупердяйским» наветам и отправляет в тележку то, что с желтым ценником.

Дальше отдел с сосисками. Обнаруживаю, что в каждой пачке «Клинских» всего по восемь штук. Но помню времена, когда их было ровно десять.

- Сначала приходили упаковки по девять штук, а теперь восемь, - объясняет менеджер магазина Николай Смаль.

Рассматриваем вместе с ним упаковку. Восемь клинских сосисок тянут на 470 граммов, рядышком молочные «Велкома» - 480 граммов. Добавь парочку - это уже будет 600 граммов и совсем другая цена.

Рядом полка с майонезом. Объем провансаля - 420 мл, а казалось, плачу за пол-литра. Та же история с молоком, из одной пачки убежало сто миллилитров, из другой - 130. Грустно смотрю на пельмени - теперь большинство пачек по 400 граммов. Такой же вес у вареников. Кладу в корзину, но ощущение - словно тебя обвесили на рынке.

Ищу покупательской правды в другой розничной сети. Тут мерчендайзеры решили соригинальничать с ценниками. Хватаю в упаковке санкционнный пармезан в адаптации Воронежской сыродельни. Стоимость для буржуйской снеди просто пролетарская - 129 рублей. И только внимательно присмотревшись к ценнику на полке, вспоминаешь, где бывает «бесплатный сыр» - указан тариф за 100 граммов. На кассе свидетельствую диалог продавца с огорошенной покупательницей.

- Девушка, вы авокадо не завесили.

- А я думала, цена за штуку, - словно снег на голову воспринимает новость молодая хозяйка.

У прилавка с заморским фруктом убеждаюсь, что цена «стограммовая» - 47 рублей. А одна среднего размера «аллигаторова груша» вытягивает уже рублей на 75.

КВЕСТ С КАЛЬКУЛЯТОРОМ ОТМЕНЯЕТСЯ

В минском супермаркете от разнообразия продуктов - глаза разбегаются. Останавливаюсь у холодильника с яйцами. Девяток до Беларуси пока не добрался. Самая популярная фасовка по десять штук. Реже встречаются контейнеры на 15 и 20 яиц. Практически все ценники «двойные». Стоимость товара выделена жирным черным шрифтом. Например, за «Счастливый десяток» просят 2 рубля 55 копеек.

В левом углу замечаю мелкие цифры: 1 штука - 26 копеек. Рядом десяток яиц другой торговой марки стоит три рубля пятнадцать копеек, одна штука - 32 копейки.

Это что же, можно три штучки взять? Подхожу к работнице магазина, чтобы узнать, как достать их из упаковки.

- Поштучно мы яйца не продаем, - объясняет женщина. - Цену за одну штуку высчитывает специальная программа, и дополнительную стоимость мы размещаем только для ознакомления.

Рядом пенсионерка кладет в корзину кусочек развесного сыра.

- Главное, чтобы цена не кусалась, - говорит бабушка. - Беру тот сыр, где вижу цену за килограмм, хоть разглядеть ее можно только в очках. Так не чувствую себя обманутой.

Фасовка сыра «разношерстная»: от парочки тонких ломтиков по 112 граммов до пузатых кусков в полкило.

Напротив стеллажи с молоком. На глаз все белоснежные бутылки одинаковые. Тянусь к первой. Но вовремя обращаю внимание на объем - 900 граммов, а у соседней 930! Хорошо, что на ценниках высчитана еще и цена за литр. Не нужно доставать калькулятор и высчитывать продукт подешевле. Фокусы производителей и продавцов с упаковкой могут запутать любого, поэтому бдительность никто не отменял.

Финальная точка - отдел с крупами. Самая популярная сейчас фасовка гречки и риса - 800 граммов. Но встречаются пакетики по 900 и крохи по 350.

- Сколько здесь... 800? - берет женщина в руку пакет с крупой. - А ты покупаешь и подразумеваешь, что это килограмм. Не каждый посмотрит на вес. Цена, может, и неплохая. Но ровно до того момента, пока не пересчитать ее на килограмм.

Эксперты уверяют: «честные цены» за килограмм или литр не дадут ввести покупателя в заблуждение. Главное, не лениться и внимательно изучать этикетки.

комментарии экспертов

Евгений Иванов, ведущий эксперт российского Института конъюнктуры аграрного рынка:

 

Выстрел в девяточку

Фото: youtube.com

- Это тема появилась не сегодня, а еще в девяностые. Обычно такая практика активизируется в инфляционные пики. Россия здесь не первооткрыватель, вся планета в том же ключе движется. Упаковка из девяти яиц существовала уже давно. Просто она была не очень популярна.

Надо учитывать демографические явления, которые сегодня происходят. Типичная российская семья небольшого города обычно состоит из двух человек. Эти люди не варят варенье и заготовками не занимаются. Они потребляют сахара столько, сколько им удобно. Зачем хранить лишний продукт, чтобы он отсырел? Им удобна упаковка 400 или 500 граммов, а ее либо нет или она нечасто бывает в продаже. Я бы сказал так, линейка упаковок недостаточна в России. На самом деле она должна быть от микро до больших. А пока мы видим двадцать производителей подсолнечного масла на полках, но у всех литр или около того. А меньше придется поискать.

И еще один определяющий фактор - требование розничных сетей, которые в последнее время в РФ имеют невероятную рыночную силу. Если они потребуют килограмм, то вся страна будет фасовать для них килограмм. Закажут объем 0,9 - предприниматели будут использовать эту упаковку. К сожалению, потребители таким влиянием похвастать не могут.

Михаил Орда, председатель Федерации профсоюзов Беларуси:

 

Выстрел в девяточку

Фото: БЕЛТА

- Александр Лукашенко не раз повторял - резких скачков цен на продукты питания в стране быть не должно. Помимо правительства руку на пульсе держат профсоюзы. Каждый месяц информируем Министерство антимонопольного регулирования и торговли и Совмин о том, что происходит на рынке. Сосредоточились на конкретных позициях потребительской корзины. Мы ведь ежедневно покупаем практически один набор продуктов: молоко, кефир, хлеб, мясо. Сразу бросалось в глаза, что цены, например, на говядину в разных регионах существенно отличались. Сигнализировали, когда пошел резкий всплеск стоимости на детское питание. Благодаря такому мониторингу цены, как правило, стабилизировались. Стараемся разбираться по цепочке: от производителя до конечного продавца. И если излишняя норма прибыли закладывается в торговле - это оперативно исправляется. Ключевой тезис, если зарплаты не увеличиваются, то и цены расти не должны. Наш мониторинг дисциплинирует участников рынка. И никакая хитрая упаковка тут не поможет.

Михаил Крихели, эксперт по потребительскому рынку:

 

Выстрел в девяточку

Фото: breadbusiness.ru

- На мой взгляд, игра с объемами - нормальная практика. Но очень важный момент - покупатель не должен быть обманут и введен в заблуждение. Ему об этом должно быть сообщено доступными средствами, а не шрифтом, когда даже лупа цифры рассмотреть не помогает.

Но уменьшение объемов я бы не связывал с каким-то злым умыслом или сговором. Тем более не хотел бы привязывать сюда НДС. Плитки шоколада весом 90 граммов появились не первого января этого года. Все диктует рынок.

Мы же имели обратный пример увеличения упаковок. Когда производитель понял, что пятикилограммовые мешки макарон пользуются спросом, то начал поставлять их в магазины. Надо создавать высокую конкуренцию. Тогда все будут соревноваться не только по цене, но и по объему. Хороший пример, когда фабрики сладких газировок выбросили на рынок бутылочки объемом 0,6 литра. Это не осталось незамеченным. Другие предприниматели невольно должны были увеличить объем своих напитков, чтобы выиграть борьбу за потребителя.

ДОСТОЙНЫЙ ОТВЕТ

ПРИЕМ ПРОТИВ ЛОМА

Выстрел в девяточку

В конце февраля в магазинах Синеокой появятся «честные цены».

Сегодня фасовка отдана на откуп производителю и продавцу. Молоко можно купить в пакете, бутылке, коробке от литра до двухсот граммов. Или взять тот же сыр: обычно берут фасованный, но при желании продавец отрежет нужный по весу кусок. То же и с яйцами: есть магазины, где можно купить не только стандартную упаковку на десять штук, но и по шесть или даже поштучно. Производители хитрят, но против этого лома в Беларуси, кажется, нашли прием.

Бороться с манипуляциями производителей и продавцов, которые меняют тару по своему усмотрению в попытках скрыть необоснованный рост цен в стране, решили еще год назад. С прошлого января Министерство антимонопольного регулирования и торговли РБ рекомендовало магазинам указывать помимо стоимости товара цену килограмма и литра независимо от количества содержимого.

Эксперимент признали удачным. В конце зимы рекомендация превратится уже в требование, обозначенное в Постановлении Совмина № 824. Там черным по белому прописано, что под это правило попадают все магазины, павильоны, авто-, интернет-магазины.

«Честная цена» должна появиться не позднее 21 февраля. Исключение - алкогольные, слабоалкогольные напитки, а также другие продукты, масса или объем которых меньше полусотни граммов или пятидесяти миллилитров.

есть предложение

КИЛОГРАММОВЫЙ СТАНДАРТ

В Госдуме РФ хотят запретить девяток яиц и недолитр молока.

На днях в российском парламенте тоже отреагировали на «упаковочную» тему и предложили ввести единый стандарт фасовки продуктов.

- Маломерные упаковки визуально неотличимы от привычных для потребителей стандартов. Люди, когда обнаруживают, что купили товара меньше, чем хотели, чувствуют себя обманутыми, - обратился глава Комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев к главе Минпромторга РФ Денису Мантурову.

Парламентарий предложил сделать тару более стандартной. Например, фасовка яиц должна быть кратна десяти штукам, молока - кратна 0,25 литра, круп - кратна 0,5 кило. Соответствующие требования он предлагает прописать в специальных нормативно-правовых актах.

АНЕКДОТ

Урок математики в школе.

- Наташа, сколько в десятке яиц?

- Девять, Мариванна!

- Отлично, Наташенька, садись, 4.

- Но, Мариванна, отлично всегда было 5!

- Теперь уже нет...

СЛОВАРИК «СВ»

Явление с уменьшением объемов упаковки распространено во многих странах мира и получило несколько названий:

Шринкфляция - от английских слов shrink - сжиматься и inflation - инфляция.

Даунсайзинг - переводится с английского как «уменьшение размера». Изначально под этим термином подразумевали сокращение персонала. Теперь оптимизация перешла на продукты.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Лукашенко рассказал, что в 2022 году ему звонили украинские генералы, чтобы остановить бои под Киевом и сдаться в плен
  2. Сергей Лавров исключил возможность окончания украинского конфликта ничьей
  3. Сергей Лавров: Беларусь не направляла Украине приглашение на Минскую конференцию
  4. Лавров назвал «формулу мира» тупой, а «план победы» Зеленского шизофреническим
  5. Владимир Путин обсудил с Маратом Хуснуллиным строительство жилья и дорог
  6. Лавров: Беларусь и Россия завершают подготовку двустороннего межгосударственного договора о гарантиях безопасности
  7. Российская армия взяла под контроль Ясную Поляну в ДНР
  8. Олег Гайдукевич подал документы в ЦИК для выдвижения кандидатом в Президенты Беларуси
  9. Лукашенко заявил, что достижение мира на Украине упирается в ее руководство
  10. ЦИК Беларуси: Ольга Чемоданова решила выдвинуться в президенты страны
  11. Набиуллина объяснила, почему ЦБ повышает ключевую ставку
  12. Швейцария присоединилась к ряду санкций Евросоюза против Беларуси
  13. Лукашенко: США, несмотря на свой потенциал, оказались неспособны быть глобальной опорой для всего мира
  14. Госдума направила в Генпрокуратуру материалы о попытках дискредитации казанского саммита БРИКС
  15. Лавров примет участие в конференции по евразийской безопасности в Минске

Парламентское Собрание

Парламентарии убеждены, что на социальные мероприятия нельзя жалеть денег, ведь они – лицо Союзного государства

Парламентское собрание РФ и Беларуси решает социальные вопросы Автор Максим Чижиков

Политика

Константин Сивков: 5 ноября США будут выбирать между глобалистами и антиглобалистами

Военный эксперт, политолог, заместитель президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков о схватке глобалистов и антиглобалистов накануне выборов в США.

МНЕНИЯ

Преднамеренное злодейство

Павел Родионов

Сербы в очередной раз показали, что помнят, кто освобождал Европу от нацизма

Клин клином вышибаем

Олег Зинченко

Когда франко-англосаксоны угомонятся, весь западный мир окажется должным России денег

Западу не нравится «Грузинская мечта»

Анатолий Заусайлов

Вот он и раскачивает лодку протестов в Тбилиси


ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также