САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Уйти от топливной зависимости

Тот на встречу к Александру Лукашенко не попадет, кто своими глазами землю белорусскую не видал. Поэтому российским журналистам, приглашенным к президенту, показали страну такой, какая она есть - с большими победами и немалыми проблемами, которые в том числе возникают из-за действий партнера по Союзному государству

Современная операторская – часть модернизации НПЗ в Новополоцке. Фото: Светлана Камека.

«ТРУБА» ПРОСИТ РУБЛЯ

Около сотни репортеров и редакторов пригласили из разных регионов России - чтобы сами посмотрели, как живет республика, и другим рассказали. Один из самых интересных визитов - на нефтеперерабатывающий завод «Нафтан» в Новополоцке.

Почти вся продукция идет отсюда на экспорт, в том числе и в РФ. Нефть, поступающая сюда, в основном российская. Хотя ежегодно тут обрабатывается и два миллиона тонн белорусских углеводородов, но это, признаем, капля в море. Сейчас, когда в России начинается завершающий этап налогового маневра в «нефтянке», который предусматривает обнуление экспортной пошлины на нефть к 2024 году - с 1 января она уже снизится на 46,1 доллара до 89 долларов за тонну - цена на поставляемую для белорусских НПЗ горючку, наоборот, поползет вверх. Постепенно она вырастет почти на треть. А значит, и НПЗ придется повысить стоимость своей продукции. Пока что белорусский бензин - один из самых дешевых. Поэтому на местных заправках часто можно встретить поляков и прибалтов.

Уйти от топливной зависимости

Сборка поездов на заводе "Штудлер" под Минском: доедут ли они до России? Фото: Светлана Камека 

СПАСЕТ МОДЕРНИЗАЦИЯ

Как «Нафтан» собирается «уворачиваться» от этого маневра? На заводе идет активная модернизация. Вся нефть поступает на современные установки, что позволяет увеличить глубину ее переработки, что важно для НПЗ в рамках российского налогового «виляния». Ну и улучшает экологию. В феврале 2017 года здесь ввели в строй новую установку по первичной обработке нефти АТ-8. Построена она фактически с нуля.

- Это сердце предприятия, отсюда обработанные нефтепродукты поступают на другие производства, - рассказывает начальник АТ-8 Виталий Данишевский. - Отдельный блок - газофракционирование - служит для разделения смеси легких углеводородов на индивидуальные, или технически чистые, вещества. Раньше такого производства на заводе не было.

Холодильное и теплообменное оборудование, насосы и даже арматура тут российские.

- От тридцати до сорока процентов материалов и оборудования поставляют из России. Это минимум, что мы имеем для наших объектов, для нашего развития, - признается Демидов.

Еще одна стройка - комплекс замедленного коксования, который состоит из пяти отдельных установок. Параллельно сейчас идет возведение сразу всех его объектов. В этом году уже сдали комплекс «Гидроочистка №2», которая позволяет получать дизельное топливо класса Евро-5. Благодаря ему, по словам Демидова, производство дизеля выросло в полтора раза. Экономический эффект от проекта составляет порядка двадцати миллионов долларов в год.

Следующая установка - по производству водорода. Готовность ее практически сто процентов, уже в начале года она заработает на полную мощность. А вот главная «кормилица», где будет выжиматься гудрон и производиться кокс, пока только строится.

- Что дает эта модернизация? Она позволят увеличить глубину переработки нефти до 90 процентов за счет вовлечения сырья вторичных процессов - сейчас эта глубина всего 73 процента, - пояснил Александр Демидов. - Отбор светлых нефтепродуктов повысится до уровня 65 процентов. Будет больше дизельного топлива, бензина. Ожидаем, что в конце следующего года завершится строительство всей установки замедленного коксования и ее пуск состоится в ноябре 2019-го.

Виталий Данишевский, начальник АТ-8 компании «Нафтан»:

- Были определенные договоренности с Россией - чуть выше шести миллионов тонн поставляемой нам нефти идут на внутреннее потребление. Плюс те продукты, что перерабатываются из белорусской нефти, поставляются на российский рынок. Продукты качественные, потому что они соответствуют Евро-5. Проходят по всем стандартам, в том числе и экологическим. Россияне всегда рады заправляться как местным бензином, так и дизелем.

Как будем работать, если что? Беларусь добывает и свою нефть - чуть больше двух миллионов тонн в год. Мы ее у себя тоже обрабатываем. И те продукты, которые производятся из нее, можем экспортировать, причем без пошлин. Пока спада поставок из-за налогового маневра не чувствуется. По балансам с РФ договоры всегда подписываются в январе.

Не всегда выгодно перерабатывать большие объемы нефти. Можно зарабатывать больше, перерабатывая и средний объем. Выгодно - значит эффективно. А эффективно будет с наименьшим количество выбросов. Нужны максимально светлые нефтепродукты и минимальное количество мазута.

 

Уйти от топливной зависимости

Установка по обработке на заводе "Нафтан" даже в новых условиях простаивать не будет. Фото: Светлана Камека

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Акция «Компенсация»

В РБ придумали, как восполнить часть потерь - на четверть снизят ставки акцизов на нефтепродукты.

Замминистра финансов Беларуси Дмитрия Кийко заявил, что его ведомство в дальнейшем будет рассматривать дополнительные меры, чтобы снизить потери для экономики страны от «налогового маневра» в российской «нефтянке».

Суммы вывозных таможенных пошлин на 2019 год запланированы с учетом этого маневра. Что касается белорусских НПЗ как в Новополоцке, так и в Мозыре, то для того, чтобы удержать их на плаву в новых условиях, предусмотрено снижение ставок акцизов на нефтепродукты на 25 процентов.

По словам Кийко, Беларусь предлагала России рассчитать компенсацию за маневр исходя из условий в нефтяной сфере, которые действовали до последнего времени:

- При подписании Договора о Евразийском экономическом союзе определены базовые условия в области поставки и переработки нефти. Первое - зачисление в белорусский бюджет вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродуктов в размере до полутора миллиардов долларов, второе - беспошлинная поставка до 24 миллионов тонн российской нефти в Беларусь.

СТРАТЕГИЯ

Пятно в отношениях. Нефтяное

Развитие высокотехнологичных производств - еще один из способов удержаться на плаву.

Есть в составе «Нафтана» и химическое предприятие - завод «Полимир».

- Рынок будет меняться. Уже видим переизбыток бензина и дизеля. Поэтому дальнейшее развитие пойдет в нефтехимическом варианте, - поделился планами Александр Демидов.

На «Полимире» выпускают полиэтилен высокого давления, материалы для производства кабеля, пленочные изделия. Отдельное направление - мономеры, производство акриловой, синильной кислоты для сельского хозяйства, автомобильной и текстильной промышленности. Еще один перспективный вектор - выпуск синтетических волокон, единственное на постсоветском пространстве подобное производство.

- Они используются даже в шерстяных тканях, которые идут на пошив костюмов, - рассказал директор завода Олег Жебин. - Технологии, которые у нас применяются, я бы назвал «сборной мира»: это и российские, и японские, и европейские.

Еще раз о близости с Россией и нефтяном маневре, куда уж без него, разговор зашел на совместном предприятии завода «Нафтан» и российского «ЛУКОЙЛа» - «ЛЛК-Нафтан». Оно специализируется на производстве присадок и пакетов присадок к смазочным маслам различного назначения.

- «ЛЛК-Нафтан» - российско-белорусская компания. Вместе с «ЛУКОЙЛом» мы сделали четкий прибыльный проект. За двенадцать лет сумели войти в десятку мировых лидеров. Планируем попасть в пятерку, - похвалился генеральный директор Александр Демидов. - В 2006 году начинали с четырнадцати наименований, сейчас их больше ста.

- Что касается налогового маневра, тут мнение общее: чтобы его всем наименее безболезненно перенести, нужны равные условия для предприятий, работающих в России и Беларуси, - считает гендиректор «ЛЛК-Нафтан» Андрей Звонцов. - Потому что в связи с возможным повышением цены на нефть изменится цена и на нашу продукцию. Надеемся, что вопрос решится для нас положительно.

НЕ НАДО ДУБЛИРОВАТЬ ДРУГ ДРУГА

Уйти от топливной зависимости

Погрузчик «Амкодор» - пример регионального сотрудничества. Ему нет равных от Бреста до Владивостока. Фото: Светлана Камека

Игорь Летов, генеральный директор Минского завода колесных тягачей:

- 85 процентов продукции уходит в Россию - для нас это почетно. Это товарооборот порядка 120 миллионов долларов в год. 70 процентов всех комплектующих - российские. В лучшие годы, уже в постсоветское время, мы поставляли до четырехсот машин.

 

Уйти от топливной зависимости

Фото: mzkt.by

Ракетные войска стратегического назначения полностью оснащаются нашими машинами. Правда, министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил недавно, что модернизация Российской армии практически завершена - значит, заказов будет меньше. Кстати, на заводе работает военная приемка из России. Это группа из сорока человек, без внимания которой ни один болт не перемещается из цеха в цеха.

Военная продукция - не единственный источник контрактов. Это и оборудование для нефтегазовой отрасли - мобильные буровые установки. МЗКТ принадлежит сто процентов рынка тягачей для тяжелых установок свыше 140 тонн. Плюс мы освоили и уже выпускаем вместе с Галичским автокрановым заводом краны грузоподъемностью 60 и 70 тонн. Но товар этот штучный.

Когда в 1991 году мы отделились от МАЗа, то поставляли на рынок хозяйственную технику. Она не сильно отличалась от военной, была покрашена в другой цвет, другие кабины - более облегченный вариант. Занимали приличную долю на рынке строительной техники, создали четырехосный самосвал, который был популярен. Но потом этот сектор потеряли. Если с Россией контакты нарушатся, придумаем что-то и в этот раз.

В России есть предприятия, подобные нашему. Это Курганский и Брянский автомобильные заводы. Брянский - выходец с нашего «конвейера». Директора, работавшие на МЗКТ, помогали поднимать производство и там. Сейчас его приобрел концерн «Алмаз-Антей», началась модернизация. Но им не хватает опыта, потеряна конструкторская школа. Я на всех уровнях предлагаю: давайте сотрудничать! У нас отличная база, порядка 250 конструкторов, 150 человек - исследовательский центр, который проводит любые виды испытаний.

Российских производителей мы не называем конкурентами - у каждого есть своя ниша на рынке. Также мы не называем конкурентом КамАЗ. Все говорят о платформе «О» для ракетной техники на базе КамАЗа. У нас в музее стоит машина 1986 года - ее прототип. Она должна была ездить между шахтами под землей, перевозить ракеты, чтобы их нельзя было засечь со спутника. Но тогда проект был похоронен. Знаете, почему я этот пример про двойные производства привел? Не надо дублировать друг друга! Неужели нам не на что тратить деньги?

Валерий Иванкович, генеральный директор холдинга «АМКОДОР»:

 

Уйти от топливной зависимости

Amkodor.by

- Россия - верный соратник, наш основной партнер, мы работаем во всех регионах. Больше двадцати лет развиваем собственную товаро-производящую сеть в стране. Отработана единая программа сервисной поддержки и обеспечения запчастями. Подписано глобальное соглашение со «Сбербанк-лизингом», которое помогает с финансированием потребителя в ситуации с дефицитом оборотных ресурсов.

Выпускаем самую разнообразную продукцию, но сконцентрировались на трех глобальных сферах. В Брянске производим фронтальные погрузчики. Есть большой план по модернизации и реконструкции производства, существует инвестиционный план развития. Согласована с Министерством торговли и промышленности программа локализации. Брянск выступает там генеральным импортером техники.

Перспективное направление - строительство в Карелии завода по производству лесозаготовительной техники, что позволит занять доминирующую роль в России в данном секторе. Чтобы это было современное предприятие, готовы проинвестировать около трехсот миллионов долларов. На полную мощность предприятие выйдет в 2021 - 2022 году.

Новое направление - приобретение завода сельскохозяйственного машиностроения в городе Петровск Саратовской области. Это очень важно, учитывая большие территории России, отведенные под сельское хозяйство. Рассчитываем в конце следующего года начать выпуск техники.

Идет серьезное сотрудничество с Дальним Востоком, Новосибирской областью, Башкирией. Татарстан покупает только наши машины. В Москве работают амкодоровские фронтальные погрузчики. А когда снег выпадает, улицы столицы выходит чистить наша техника.

Филипп Бруннер, генеральный директор компании «Штадлер Минск»: 

Уйти от топливной зависимости

Фото: Светлана Камека

- Надеемся, что появится возможность собирать вагоны для московского метро. Но пока нет конкретных тендеров на поставку наших электропоездов в Россию. Одиннадцать аэроэкспрессов, которые перевозят пассажиров во «Внуково» и «Домодедово», уже привезли. И все. Если говорить о трамваях «Метелица», то пока есть заказы только из Санкт-Петербурга. Сейчас там заканчивается строительство третьей линии.

Российский рынок - большой и перспективный. Будем ли строить свой завод в России? Если получим достаточное количество заказов, тогда об этом можно говорить. Это большие инвестиции, большие расходы. Надо понимать, насколько сможем загрузить производство.

Кто снимет сливки?

Уйти от топливной зависимости

«Софийка» - в этом бренде «зашифрованы» имя девочки и главный храм Полоцка – Софийский. Фото: Светлана Камека

Полоцких молочников отрезали от российского рынка, но они надеются вернуться обратно.

- Раньше пятьдесят процентов нашей продукции производили для россиян - это 2,2 тысячи тонн. А сейчас возим только творожные сырки в Смоленскую, Ленинградскую и Московскую области - всего двадцать тонн. Вот так теперь сотрудничаем с Россией... - тяжело вздохнул директор Полоцкого молочного комбината Владимир Яцкевич.

В марте этого года Россельхознадзор запретил ввоз молока с комбината на территорию РФ.

- Как это было? Внезапно. Днем мы наливаем десять тонн молока, чтобы везти в Россию, а в десять вечера узнаем, что торговать запретили. Причина - нашли остаточный медпрепарат сульфаметазин. К слову, в наших пробах его содержится в сотни раз меньше нормы. Закрыли российский рынок и для сухого молока, - говорит Яцкевич. - Нам с трудом удалось реализовать складской запас в другие страны. Заработали меньше значительно, ведь с РФ нет налоговых пошлин.

В поисках новых рынков сбыта полоцкие молочники вышли даже на Египет и Китай. Особенно китайцам понравились глазированные сырки «Ми-Шу!» - на них изображена панда: «О-о-о, надо и к нам такие поставлять!» До Пекина вкуснятину не довезли пока, срок годности не позволяет - всего пятнадцать суток. Но белорусы уже придумали, как выкрутиться, - будут замораживать по специальной технологии, так «жизнь» творожка можно продлить до 120 суток.

Самая же известная марка комбината - «Софийка» («Сафiйка». - бел.). Бренд со славной девчонкой внедряют второй год. Название получилось хитрое - в Полоцке есть Софийский собор, в народе его как раз называют Софийка, ну и заодно это имя девочки.

- Продажи растут, значит, с названием и дизайном не ошиблись, - радуется Владимир Яцкевич.

На предприятии работают около девятисот человек, много молодежи. Журналистов на входе встречали парни лет двадцати трех. Девушкам улыбались «во все тридцать два» и даже подмигивали.

- Видно, что хорошее молоко тут, - пошутили, глядя на это, гости-мужчины.

- «Снежок» и йогурты тоже ничего, - парень, косящийся на девчонок, явно засмущался, но честь родного предприятия решил поддержать. - Все натуральное, свое местное!

- Да мы вас угостим, сами попробуйте, - пригласила к столу заместитель директора по производству Татьяна Кунцевич.

- Удаль молодецкая после этого попрет?

- А куда ж без нее...

«Временные ограничения» на молочку Россельхознадзором не сняты до сих пор. Тем не менее полоцкий комбинат надеется вернуться в российские магазины - «заточили» все производство под обновленные техрегламенты.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  2. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  3. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину
  4. Песков: В Европе нет единства мнений об отправке войск на Украину
  5. РФ и Беларусь продлевают соглашение о сотрудничестве в нефтяной отрасли
  6. Власти Киева рекомендуют жителям не выходить на улицу из-за ухудшения состояния воздуха
  7. Часть россиян покинула аэропорт Антальи, где загорелся самолет Superjet
  8. Руководители авиастроительных компаний «Яковлев» и «Туполев» покидают свои посты
  9. Александр Лукашенко направился с официальным визитом в Пакистан
  10. В Беларуси установят самую большую в Европе новогоднюю ёлку
  11. Вячеслав Володин: Родители школьников жалуются на чрезмерную учебную нагрузку
  12. За ночь 23 украинских беспилотника уничтожили над четырьмя регионами РФ
  13. Владимир Путин: РФ будет продолжать испытания новейших ракет, в том числе в боевых условиях
  14. Александр Лукашенко дал политическое убежище польскому экс-судье Томашу Шмидту
  15. Дмитрий Мезенцев принял участие в заседании коллегий МИД Беларуси и России

Парламентское Собрание

Союзные парламентарии обсудили вопросы тарифов мобильной связи и единого медиапространства

В Минске союзные парламентарии обсудили вопросы гармоничных тарифов мобильной связи для граждан наших стран, и вопросы единого медиапространства

Политика

Боевики из числа беглых планировали захватить Беларусь, но обломились

Александр Арлукевич, наемник запрещенного в РБ террористического формирования «Полк Калиновского». Его позывной - «Вацлав».

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также