Друг познается в еде
«Мы наконец договорились о том, как будем развязывать наши проблемы», - такими словами на V Форуме регионов Беларуси и России подвел черту под девятилетней «молочной войной» между двумя странами Александр Лукашенко. Как удается преодолевать разногласия и так ли все безоблачно на самом деле, разбирался корреспондент «СВ»
На белорусскую продукцию приходится больше 80% всего молочного импорта в России. Фото: БЕЛТА
УДАРИЛИ ПО РУКАМ
Владимир Путин слышал слова белорусского коллеги и отметил, что сегодня Беларусь занимает первое место в СНГ по объему товарооборота с РФ. В 2017 году, по данным Россельхознадзора, на долю Синеокой пришлось 86 процентов от всего российского молочного импорта.
На V Форуме регионов белорусский лидер заверил, что обе страны «договорились однозначно, и это поддержано правительствами двух стран». Балансы взаимных поставок продовольствия на будущий год на 3 миллиарда долларов стороны подписали на площадках могилевского форума. А уже в ноябре Минсельхозы РФ и РБ договорились подписать прогнозные балансы Союзного государства на 2019 год отдельно по молоку и молокопродуктам.
- Впервые у нас заранее подписаны балансы на грядущий год. Балансы выстроены помесячно, они будут исполнены, - пообещал министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев.
ДОРОЖНАЯ КАРТА
Важный шаг к примирению сторон был сделан 9 июня, когда Россельхознадзор и Минсельхозпрод Беларуси после долгих споров подписали дорожную карту по процедуре снятия взаимных ограничений. В сентябре в Сочи прошли переговоры президентов.
«Длились шесть часов, даже больше. И если откровенно, то это были даже не сложные, а тяжелые переговоры. Но результативные», - сказал после встречи Александр Лукашенко и обнадежил, что на прилавки российских магазинов белорусское молоко скоро вернется. Президент поручил Кабмину «обсудить итоги переговоров с Россией», чтобы уточнить, как будут реализовываться сочинские договоренности.
В результате консультаций 16 и 30 октября Россельхознадзор снял запреты на поставку продукции белорусских предприятий. На резолюцию повлияли в том числе гарантии Минсельхозпрода РБ. Профильные ведомства продолжают вести масштабную работу, по результатам которой ограничения на ввоз белорусской молочной продукции постепенно снимаются.
- Уже отменены ограничения на поставки с 22 предприятий, восьми из которых разрешено поставлять продукцию наливом, двум - сухую деминерализованную молочную сыворотку, двум другим - питьевое молоко, одному - пастеризованное молоко наливом, - рассказали «СВ» в пресс-службе российского ведомства.
БЕЗДОННЫЙ КИТАЙСКИЙ РЫНОК
Представитель белорусского Минсельхозпрода заверил, что во второй половине 2018 года удалось «переломить ситуацию и выйти на конструктивный диалог, разобраться со многими спорными вопросами». Пара конкретных примеров: в конце ноября Россельхознадзор отменил запреты на поставки сыра и масла с предприятия «Беловежские сыры», а 7 декабря ограничения сняты с продукции Молодечненского молочного комбината и Глубокского молочно-консервного комбината.
- Наша претензия к Россельхознадзору в том, что ведомство подчас просто не реагирует на наши проверки. Как запрещать - так быстро, как разрешать - так, к сожалению, медленно, - сказал «СВ» начальник Главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ Алексей Богданов. - Хотя ради справедливости: в нашем Союзном договоре никаких сроков не прописано. Хорошо бы принять такое дополнение. Сейчас над этим работаем.
По мнению декана экономического факультета БГУ Михаила Ковалева, вряд ли «конкурентные затруднения» прекратятся раз и навсегда:
- Ведь при том количестве плодородных пахотных земель, которые есть у России, она рано или поздно перейдет на самообеспечение агропродукцией, как это уже произошло с птицей и сахаром, - пояснил известный экономист. - Поэтому Беларусь наращивает поставки в Китай, - сказал эксперт из Минска. - Уже в этом году молочный экспорт в КНР достиг 100 миллионов долларов.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Аркадий Пономарев, председатель Совета Российского Союза предприятий молочной отрасли:
Фото: er.ru
- Взаимообмен товарами выгоден и нам, и Беларуси. Правительство должно четко определить условия доступа белорусского импорта на свой внутренний рынок. Объемы поставок по согласованным ценам необходимо распределить по месяцам. При этом методики определения качества и порядок маркировки товаров должны быть единообразно стандартизированы, чтобы избежать политизированной подоплеки.
история конфликта
ИДЕТ ВОЙНА МОЛОЧНАЯ…
С чего, собственно, все началось? Споры возникли в декабре 2008 года после того, как в РФ ввели новые требования для ввозимой продукции.
СОБЛЮДАЕМ РЕГЛАМЕНТ, ТОВАРИЩИ!
В России вступил в действие техрегламент, согласно которому молоком может называться только «продукт нормальной физиологической секреции молочных желез сельскохозяйственных животных, без добавлений к нему или извлечений веществ из него». Продукт, который произвели из концентрированного, сухого цельного или обезжиренного молока и воды, стал называться «молочным напитком». Соответствие продукции этим требованиям смогли подтвердить не все белорусские компании.
Запреты стал вводить в 2009 году главсанврач России Геннадий Онищенко. Как объяснила «СВ» эксперт Росстандарта Лариса Абдуллаева, в некоторых пробах молока находили остатки ветеринарных препаратов, антиокислители и дрожжи.
В 2016 году глава Россельхознадзора Сергей Данкверт публично упрекал сябров в недобросовестности, мол, белорусы хотят воспользоваться ситуацией, когда российский рынок закрыли для поставок из ЕС и с Украины. Речь шла о ввозе «санкционных» товаров транзитом через Беларусь в Россию из Польши и других стран. В ответ Лукашенко даже потребовал завести на Данкверта уголовное дело из-за ущерба, якобы причиненного республике действиями главы ведомства. Россельхознадзор отреагировал остановкой поставок говядины и говяжьих субпродуктов из Минской области.
Острая фаза торгово-молочного противостояния выпала на первую половину 2018 года. В феврале Президент Татарстана Рустам Минниханов пожаловался премьеру Дмитрию Медведеву на избыточный завоз импортного сухого молока и попросил вмешаться. В конце февраля Россельхознадзор решился на новые ограничения на товары белорусских производителей. Под запретом оказались сухое молоко и сливки. А летом запретили молоко и сливки пастеризованные, стерилизованные и ультрапастеризованные в таре от 2,5 литра и некоторые другие категории молочки.
- Минсельхозпрод Беларуси со многими претензиями был категорически не согласен. Особенно в отношении тех, что касались качества и безопасности продукции. Мы перепроверяли сыры одной нашей компании, к которой были вопросы, но нарушений не нашли. Уведомили об этом российскую сторону, однако, увы, ответа не последовало. И такое молчание было регулярным, - сказал начальник ГУ ВЭД Минсельхозпрода РБ Алексей Богданов.
КОНКУРЕНТЫ И ЛОББИСТЫ
У российско-белорусского торгового спора, вероятно, есть и другая причина.
- Много лет Беларусь поставляла в Россию молоко сверх оговоренных квот, - пояснил «СВ» владелец воронежской компании «Молвест» (бренд «Вкуснотеево») и депутат Госдумы РФ Аркадий Пономарев. - Оно дешевле российского. Наши производители не выдерживали конкуренции, теряли позиции на своем рынке.
По словам основателя нескольких агрохолдингов и зампреда Комитета ГД РФ по аграрным вопросам Айрата Хайруллина, в феврале 2018 года российские сельхозпроизводители вынуждены были продавать молоко почти на 30 процентов дешевле, чем годом ранее.
- Этот год оказался самым неудачным для российских молокозаводов за последние десять лет, - сказал парламентарий. - С декабря 2017 года стали резко падать закупочные цены на молоко. Зависимая от импорта молока Россия вдруг оказалась в ситуации огромного его перепроизводства.
Впрочем, с аграриями-депутатами согласны далеко не все. У директора Молочного союза России Людмилы Маницкой своя точка зрения на происходящее:
- В России есть лоббисты, которые не любят конкуренцию: нам не нужна, мол, ничья продукция, и мы сами здесь будем делать, что захотим.
По ее мнению, белорусов отчасти пытались вытеснить с рынка намеренно.