Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Экономика


Новый тренд - единый бренд

Болевые точки сотрудничества, переход на национальные валюты, единый рынок капитала обсуждали на международной конференции «Евразийская экономическая интеграция»

Фото: eurasiancommission.org

Пять стран - Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан - объединились несколько лет назад в союз (ЕАЭС), чтобы обеспечить свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Интеграция уже принесла определенные плоды.

- Потенциал эффекта взаимодействия в рамках ЕАЭС оценивается порядка одного процента роста ВВП. Но еще существуют ограничения, которые мешают свободному перемещению товаров на наших рынках. Сегодня в «Белую книгу» о препятствиях включено больше шестидесяти барьеров, - заявил Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тигран Саркисян.

Чтобы ЕАЭС вышел на новый уровень, страны должны запустить совместные мегапроекты.

- Мы должны позиционировать себя третьим странам как единое целое, - считает Саркисян.

ЕЭК в помощь придумала механизм - «технологические платформы». Пока их двенадцать. Они включают в себя такие направления, как космос, медицина, информационно-коммуникационные технологии, фотоника, добыча природных ресурсов, экология, сельское хозяйство, промышленные технологии и другое. Благодаря платформам легче налаживать кооперационные связи, чтобы реализовать масштабные проекты.

Поддержать произведенную в рамках кооперации продукцию должен бренд ЕАЭС.

- Нужно использовать на нашем рынке единое понятие «сделано в Евразийском экономическом союзе», - заявил директор Департамента промышленной политики ЕЭК Николай Кушнарев.

Возможно, в скором времени такой бренд появится на ювелирных изделиях. Уже идут переговоры, чтобы продвигать изделия роскоши на рынки третьих стран совместными усилиями. Кроме того, формируется евразийский бренд в светотехнической сфере.

Все больше становится стран, которые хотят сотрудничать с ЕАЭС. Подписаны меморандум о сотрудничестве с АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), торгово-экономическое соглашение с Китаем, временное Соглашение о зоне свободной торговли с Ираном. В дверь к евразийцам стучится Египет, Индия, Израиль, Сербия. Проведены пять раундов переговоров с Сингапуром.

ЕВРАЗИЯ ПРОСИТ РУБЛЯ
Нужна ли дедолларизация экономикам наших стран? Аналитики считают, что Беларусь лучше других научилась снижать валютные риски.

Глава Счетной палаты Алексей Кудрин предупредил о рисках, которые могут возникнуть в случае полного перехода России на рубли:

- В мировых расчетах требуется более стабильная единица измерения. 

В этом смысле рубль, падая два раза за год, не имеет такого свойства. Поэтому переход на расчеты в рублях - это дополнительные валютные риски и, по сути, дополнительный налог.

При этом Кудрин оговорился, что сегодняшняя геополитическая ситуация заставляет разворачиваться в сторону рубля:

- Согласен, что нужно усиливать роль национальной валюты. Я за то, чтобы предоставить предприятиям право самим выбирать валюту для расчетов. Пусть каждый выбирает сам тот инструмент, который ему более удобен и создает меньше затрат.

Каждый год из-за скачков курса доллара экономики стран Евразийского союза теряют от двух до пяти процентов ВВП. Аналитики считают, что лучше всех снижает валютные риски Беларусь. Это связано с успешной политикой Нацбанка и правительства. Удачным назвали опыт изменений в Налоговом и в Гражданском кодексах, где сокращены возможности расчетов в долларах.

Председатель правления Евразийского банка развития Андрей Бельянинов считает, что необходимо как минимум разработать нормативную базу, которая регламентировала бы переход компаний на расчеты внутри ЕАЭС в рублях.

Также, по его словам, для расчетов в национальных валютах надо создать систему передачи финансовых сообщений, то есть аналог SWIFT (международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей), что поможет усилить роль национальных валют и дедолларизации экономики в евразийском пространстве.

- Специалисты Евразийского союза уже изучают опыт европейских стран, которые создают собственную систему расчетов с Ираном, отключенным от SWIFT, - рассказал Бельянинов.

Кроме того, ЕАБР планирует развивать сотрудничество с Банком развития Беларуси. При участии евразийских финансов построена Полоцкая ГЭС, в проект инвестировано восемьдесят миллионов долларов. Также банк предоставляет в лизинг самосвалы «БелАз» для рынка России.

Официально

Сергей СТОРЧАК, заместитель министра финансов РФ:

- На евразийском пространстве нет необходимости создавать искусственную валюту, поскольку такую роль уже сейчас выполняет российский рубль. Не вижу необходимости стесняться продвигать его как средство расчетов и платежей в ЕАЭС. Дело не в национальных преференциях. Россия - крупнейший рынок среди стран ЕАЭС, поэтому логично привлекать расчеты в российских рублях.

Нужно работать над тем, чтобы рубль оставался стабильным, предсказуемым, чтобы развивались институты хеджирования рисков, которые связаны с проведением трансграничных и торговых операций. Российский рубль доминирует более чем в восьмидесяти процентах расчетов по экспорту и импорту. Фактически задачи дедолларизации на евразийском пространстве решены.


Александр СТОППЕ, руководитель отдела аналитики Организационно-аналитического департамента Постоянного Комитета СГ, профессор МГИМО:

- Союзное государство - часть евразийского пространства. И поэтому правила игры, особенно в экономической сфере, должны быть одинаковые. Наша интеграция - блестящий полигон для обкатки тех задач, которые еще не решены ЕАЭС. Или, наоборот, надо взять опыт Союзного государства для решения разных проблем на площадке ЕАЭС.

Возьмем чисто математически. Если из пяти государств два уже согласовали свою политику и являются тесными партнерами, то евразийская интеграция уже наполовину состоялась! У нас в Союзном государстве даже чиновники мыслят по-другому, они знают, что мы не только партнеры, но и союзники. Поэтому тезис, что Союзное государство - локомотив интеграции, редко кто оспаривает.

Есть, конечно, скептики, которые говорят, что наше объединение нельзя назвать государством. А я всегда объясняю им, как своим студентам: государство - это территория, власть, народ. Территория у нас общая - нет границ, таможни. Власть - общая военная группировка, каждые два года МИДы утверждают согласованную внешнюю политику, работает Парламентское Собрание, которое гармонизирует законы, Постоянный Комитет разруливает сложные вопросы. И, наконец, третье - народ имеет равные права. Значит, Союзное государство выполняет свои функции.

Мне противники говорили, что не все проблемы решены. Может быть. Но задумайтесь, сколько Союзному государству лет? В следующем году юбилей - всего двадцать. Посчитайте, сколько топал к своему успеху Евросоюз?

Опять же можно возразить, что ЕС с нуля начинал, а мы оттолкнулись от СССР. Так нам сложнее было! Сначала все разбежались, потом собрались. Тяжелее дом восстановить, чем новый построить. Поэтому в Союзное государство я верю. Когда идешь в гору, чем выше - тем труднее. Также и у нас в Союзе остались самые сложные и трудные вопросы.