Строить или форсировать?
Интеграционный клуб при Председателе Совета Федерации и Российско-белорусский экспертный клуб провели совместное заседание в Москве. Главной темой стала роль Союзного государства как в Евразийском экономическом союзе, так и в сознании обычных граждан
РАЗГОВОР НАЧИСТОТУ
- Пока ничего конкурентного мы не создали, - прямо с ходу огорошил всех участников Григорий Рапота, Госсекретарь Союзного государства. - Если вы меня убедите в противном, я буду счастлив.
Уже по этой фразе стало ясно, что никто не собирался работать по методу «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку». И российские, и белорусские эксперты были заинтересованы в откровенном разговоре, а не в перечислении былых достижений. Неудивительно, что проблемам было уделено гораздо больше внимания, чем победам: заканчивается календарный год, Постоянный Комитет готовит концепцию по гармонизации законодательства, обновляется документ «Приоритетные направления Союзного государства». И на этом фоне важно четко понимать, с какими трудностями мы сталкиваемся:
- Как говорили теоретики марксизма, первое - надо, чтобы идея овладела массами, - вспомнил «матчасть» Григорий Рапота. - Идея строительства Союзного государства иногда будто бы существует сама по себе, а жизнь - тоже сама по себе. И мы это чувствуем. Иногда это проявляется в реакции общественных организаций, федеральных и местных органов власти. Понятно, что не может министр день и ночь думать о российско-белорусской интеграции, если на нем висят проблемы экономического развития своей страны, будь то Россия или Беларусь. В итоге союзная проблематика отходит на периферию сознания, и наша задача - ее оттуда вытащить и поставить
в центр внимания.
И экспертное сообщество, и СМИ были призваны помочь с решением этой непростой задачи. И заодно прояснить очень тонкий момент: есть множество совместных проектов у России и Беларуси, которые вполне могли бы развиваться при любых добрососедских отношениях.
Вопрос в чем: действительно ли такие проекты - доказательство успеха самой идеи Союзного государства? Да, но только отчасти.
- У союзных деятелей есть стремление все сделать более обтекаемо, чтобы потом можно было легко отчитаться о проделанной работе, - посетовал госсекретарь. - Вместо того чтобы взять и решить какую-то определенную задачу, предлагают создать комиссию, обсудить, продумать перспективы. Вообще-то это называется - заменить результат процессом.
Еще важный момент: с учетом углубляющегося с каждым годом сотрудничества в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) в формате пяти стран (России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Армении), не станет ли Союзное государство в конечном итоге неконкурентоспособной организацией?
- Иногда мы сталкиваемся с тем, что называется национальным эгоизмом - и с российской, и с белорусской стороны, - посетовал госсекретарь. - На уровне: «мы для вас сделаем, а вы для нас?» Мелочные торгашеские разговоры приводят в уныние.
ЕСТЬ НАД ЧЕМ РАБОТАТЬ
Довольно жестко выступил и Константин Косачев, председатель Комитета Совета Федерации по международным делам. Сразу он предостерег коллег от «излишнего оптимизма»:
- На мой взгляд, проект Союзного государства реализован не в том объеме, в котором его задумывали в 1999 году. Сам договор, к сожалению, не определяет правовой статус Союзного государства, возникает ряд сопутствующих проблем. Не выполнены такие основополагающие задачи, как создание единой правовой системы, не определен статус собственности СГ. Так и не созданы в полном объеме высшие органы Союзного государства - нет полноценного парламента, есть только Парламентское Собрание, нет суда, нет Счетной палаты.
В результате, как считает Косачев, ЕАЭС сейчас оказывается в более выгодном положении. Евразийская экономическая комиссия, как международная организация, имеет наднациональные полномочия. И даже при рассмотрении каких-то вопросов и в российских, и в белорусских ведомствах, автоматически приоритет при принятии решений отдается аргументам ЕАЭС, а не предложениям со стороны Союзного государства.
- Надо еще раз проанализировать текст Союзного договора по трем параметрам, - предложил Константин Косачев. - Первое: это то, что сделано, здесь мы можем друг другу сказать спасибо. Второе: то, что делается и еще не сделано, здесь должен быть проведен разбор полетов. Наконец, третье: это те позиции, по которым стороны в общем-то и не собираются идти до конца, как это было прописано в Союзном договоре. Этого не надо стесняться: ситуация меняется, и, наверное, не надо преследовать те цели, которые прописывались в 1999 году. Следующим этапом может стать задача адаптации Союзного договора к нынешним условиям. Трудная работа. Я понимаю логику тех, кто призывает относиться к ней с предельной осторожностью.
Среди осторожных, например, оказался Геннадий Давыдько, сенатор Совета Республики. Он призвал не менять правовые основы:
- Нам надо постараться договориться, - считает белорусский политик. - Союзное строительство уникально чем? Тем, что нам важен не результат, а процесс. Процесс строительства как политический фактор важнее. Если мы начнем форсировать процесс, собирать группы, комиссии, мы все поломаем. Работают программы Союзного государства - и работают хорошо.
Одним из локальных, но очень приятных достижений стало проведение конкурса молодых международников Союзного государства: участники из 31 города, от Бреста до Омска, получили возможность обменяться опытом. Предполагается, что в дальнейшем они смогут пополнить ряды Российско-белорусского экспертного клуба.
- Еще пять лет назад мы все время сетовали при встрече с журналистами, что у нас нет постоянно действующего партнера в виде экспертного сообщества и квалифицированного пула журналистов, которые достаточно глубоко знают проблемы интеграции, что позволило бы нам говорить на одном языке. Сейчас уже этой проблемы нет, - отметил Григорий Рапота.
Доклады с заседания попадут в Интеграционный клуб при Председателе Совета Федерации России: их планируют использовать в дальнейшей аналитической работе.