Льготы для резидента
Впервые после двух лет моратория в России создают новую Особую экономическую зону. В Воронежской области обеспечат льготные условия для компаний по развитию атомной энергетики
ПОДМОЧЕННАЯ РЕПУТАЦИЯ
Это может открыть второе дыхание для всей системы ОЭЗ в стране, репутация которой пострадала, когда в 2016 году Счетная палата проверила эффективность работы в особых зонах и прослезилась: рабочих мест в большинстве из них создавалось мало, а расходы на управление росли. Тогда из 33 восемь закрыли, остальным дали время исправиться.
Сейчас в российских «налоговых гаванях» разобраться непросто. Те первые 33 - словно по числу богатырей из сказки Пушкина - открыли в 2005 году. Правда, судя по официальной статистике, флагманы бизнеса заходили в них не слишком охотно, так, мелкие рыбешки в основном. Портовые и туристические оазисы оказались самыми неудачными. Турзоны располагались в дотационных регионах - инфраструктуру там построили, а инвестора привлечь не получалось. В Минэкономразвития настаивали, что отрицательный опыт тоже полезен. Но звучало это неубедительно.
Свято место пусто не бывает. На смену ОЭЗ пришли ТОРы - территории опережающего развития. А этой осенью в стране запустили еще и экономические зоны с особым налоговым режимом: специальные административные районы на островах Русский во Владивостоке и Октябрьский в Калининградской области - своего рода российские оффшоры.
- Возможности развития инновационных предприятий в ОЭЗ остались, никто закон и льготы для них не отменял, - заявил декан факультета инновационно-техно-логического бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Владимир Зинов. - Хорошо знаю, как функцио-нирует зона в Дубне, в Томске, блестяще работает «Иннополис» в Татарстане - площадка, которая привлекает инновационные предприятия. Помню, было предприятие в петербургской экономической зоне, которое создавало уникальные модели управления в портах. Потом читал, что его перекупили то ли шведы, то ли финны. Значит, оно работало, приносило прибыль.
ВЫСОКИЕ ПОРОГИ
Как признают экономисты, главная проблема свободных экономических зон в стране (и неважно, как они называются) - отсутствие четко сформулированной задачи их создания.
- Особые зоны обычно организуют, преследуя две основные цели: создать рабочие места и поднять регион, находящийся в не самом хорошем экономическом состоянии, - пояснил член президиума Общероссийской общественной организации «Опора России» Юрий Савелов.
Как правило, руководители регионов видят только одну привлекательную сторону - перспективу получения налоговых льгот для местных предприятий - и полагают, что они помогут им решить проблемы, с которыми сами не в состоянии справиться.
- Существование ОЭЗ укладывается в повестку развития и локальной экономики регионов, и государства в целом, - рассказал ведущий научный сотрудник Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук Владимир Климанов. - Главное, чтобы правила игры в экономических зонах были понятны для всех участников и административные процедуры не препятствовали стать резидентом.
Условия в общем и целом достаточно прозрачные. Предприятие, которое приходит в особую зону, практически освобождается от налогов на землю и имущество. Отчисления государству с прибыли - не стандартные двадцать процентов, а в районе пяти (в зависимости от типа зоны), а после первой пятилетки работы - десять процентов. Казалось бы, бизнесмены должны бежать в эти оазисы сломя голову.
- И вот тут вопрос: бежать-то к чему? Ведь бизнес считает, что ему выгодно, - поделился мнением Юрий Савелов. - У нас есть процветающие ОЭЗ, но это те территории, где предприятия работали еще до введения особого режима. Они получили льготы, и эффект, конечно, виден. А туда, где строили с нуля в чистом поле, за госденьги проводили коммуникации, в большинстве случаев предприятия просто не пошли, даже учитывая все преференции. Просчитывали, сколько стоит переехать, устроиться на новом месте, и понимали, что выгоду если и получат, то нескоро.
Есть и еще одно «но». Чтобы стать резидентом, нужно прийти не с пустыми руками.
- Пороговые значения, с которыми можно войти, довольно высокие, - рассказала директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Ирина Ильина. - Нужно вложить инвестиций на миллион евро в первый год после заключения договора. То есть это почти автоматически отсекло малый и даже средний бизнес. Такой «входной билет» могут осилить только крупные игроки. Они, конечно, приходят в ОЭЗ, но это единицы. Понизить порог было бы неплохо в первую очередь для предприятий, которые осваивают новые отрасли, идя на риски, развивают предприятия на новых территориях.
Сказано
Вадим Живулин, заместитель министра экономического развития РФ:
- Сегодня формирование и развитие особых экономических зон рассматриваем как один из ключевых инструментов развития экономики и привлечения инвестиций. Наши ОЭЗ представляют собой инфраструктурно обеспеченные площадки, которые подходят для воплощения практически любых проектов в приоритетных отраслях промышленности. Поскольку видим, что глобальная конкуренция за привлечение инвестиций постоянно растет, Правительство РФ продолжит придерживаться данного курса. Будем стараться и дальше совершенствовать этот инструмент по развитию экономики нашей страны.
Только цифры
Всего в РФ 25 оэз:
9 туристическо-рекреативных, 9 промышленно-производственных, 6 технико-внедренческих, 1 логистическая.
Самые обаятельные и бизнес-привлекательные
Лучшей ОЭЗ признали татарстанскую «Алабугу».
Рейтинг инвестиционной привлекательности по традиции составляют в конце года. Помимо чисто экономических результатов, специалисты оценивают, сколько отечественных и заграничных резидентов пришло в зону, насколько обеспечена она инфраструктурой и землей. Также смотрят на активность предприятий и информационную открытость.
По итогам этого года первое место заняла татарстанская «Алабуга», поднявшаяся по сравнению с 2017 годом на одну строчку. Второе место досталось «Дубне». Подмосковная ОЭЗ второй год подтверждает статус самой инвестиционно привлекательной технико-внедренческой зоны. На третьем месте - «Технополис Москва».
Замыкают пятерку лидеров «Липецк» и «Санкт-Петербург».
- Одно из основных преимуществ этих ОЭЗ для инвесторов - наличие абсолютно новой, современной инженерной и транспортной инфраструктуры, позволяющей значительно ускорить воплощение проектов. ОЭЗ должны стать драйверами роста для различных отраслей промышленности России, - отметил директор Ассоциации развития кластеров и технопарков России Андрей Шпиленко.