Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России
На этой неделе завод компании «Омск Карбон Групп» в Могилеве выпустил первую партию технического углерода. Это знаковое событие в сотрудничестве обоих государств. Фото: БЕЛТА.
ГИГАНТСКИЙ ЗАМАХ
Россия и Беларусь начали выстраивать единую промполитику около двадцати лет назад. Любопытный факт: правительства наших стран подписали соглашение о проведении единой структурной промышленной политики буквально за несколько месяцев до визирования президентами Договора о создании Союзного государства в 1999 году.
Первыми отношения начали выстраивать крупные предприятия. Промышленные гиганты-металлурги стали базовыми поставщиками металлопроката и металлопродукции для ключевых производителей в Беларуси. Укрепляли свои позиции химические компании. К примеру, товарооборот «ФосАгро» с предприятиями Беларуси через шесть лет после начала сотрудничества достиг 100 миллионов долларов. «Нижнекамскнефтехим» наладил поставки синтетических каучуков для белорусского гиганта «Белшина», а готовые покрышки шли обратно в Татарстан на «КамАЗ». В российских регионах построили сборочные цеха. В Оренбургской области открыли линию выпуска коммунального навесного оборудования и прицепной сельхозтехники. В Череповце Вологодской области локализовали производство тракторов, теперь там собирается каждый третий «стальной конь» в стране. «Могилевлифтмаш» за время интеграции обзавелся долями в трех совместных предприятиях и открыл семь сборочных производств в России.
- Основным инструментом промышленной политики Союзного государства является развитие кооперации. Сегодня кооперация между российскими и белорусскими предприятиями серьезно развивается - в этом процессе участвует больше восьми тысяч компаний в Союзном государстве. Мы прекрасно понимаем, что она основывается на устойчивых связях еще советского периода. Каждое второе белорусское предприятие связано с российскими партнерами, а в некоторых отраслях этот показатель достигает 80 процентов. Примеры - машиностроение, производство резины, пластмасс, текстильное и кожевенное производство, - рассказывает сенатор Совета Федерации Алексей Дмитриенко.
ОДНИ И ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ
Огромное значение для развития промышленных комплексов двух стран имеют союзные программы.
- Прорыв мы сделали в области космических технологий, лазерной техники, оптоэлектроники, фотоники, новых материалов, - говорит руководитель аппарата НАН Беларуси Петр Витязь.
Хотя за последние 20 лет удалось реализовать около сорока совместных проектов в промышленности и смежных отраслях, все шло далеко не идеально.
- Одна из проблем - долгое согласование программ. Сначала надо получить все подписи от министерств, выбрать головную организацию, исполнителей, потом провести тендеры, а финансирование не выделяют из бюджета, пока он не утвержден. Заказчик готов работать, но юридически не может это делать. Иногда на запуск проекта уходит несколько лет. За это время ноу-хау устаревают. Если мы не изменим законодательную базу, не упростим процесс, будем все время наступать на одни и те же грабли, - сетует Петр Витязь.
РАВНЕНИЕ НА ПРАВО
Несколько лет назад депутаты скорректировали порядок согласования союзных программ. Уже есть решение, чтобы любая концепция обсуждалась не больше полугода. Но этого, как выяснилось, недостаточно.
- Трудности в том, что на национальных уровнях как России, так и Беларуси долгое время не была сформирована всеобъемлющая правовая основа того, что мы называем промышленной политикой, хотя элементы ее и в правовой сфере, и на практике, конечно, присутствовали. В последние годы приняты важные документы: в России - закон о промышленной политике, в Беларуси - постановление Совмина о программе развития промышленного комплекса республики до 2020 года, - говорит Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота.
Российский закон о промполитике был принят только четыре года назад. В Беларуси пока разрабатывают подобный документ, и необходимо, чтобы он был максимально похож на уже существующий в РФ.
- Белорусам целесообразно использовать наши наработки. Например, в России закон предусматривает налоговые льготы для проектов по импортозамещению, обеспечение доступа предприятий к долгосрочным займам на специальных условиях и установление им льготных налоговых режимов, - говорит Алексей Дмитриенко.
Пока же различия в правовых системах приводят к тому, что белорусские производители оказываются в неравных условиях с соседями.
- Белорусские компании нередко относят к числу иностранных, в итоге появляются ограничения в допуске продукции, сделанной в Беларуси, на российский рынок. Яркий пример - легкая промышленность, которая столкнулась с ограничениями на поставку продукции в рамках гособоронзаказа РФ. Также «иностранными» предприятиями оказались представители машиностроения, - говорит зампредседателя Могилевского облисполкома Виктор Некрашевич.
ОЖИВИМ ЦЕПОЧКИ
Промышленность Союзного государства сталкивается с разными вызовами - санкции, недобросовестная конкуренция.
- Важнейшим направлением промполитики Союзного государства становится «выращивание» крупных транснациональных компаний хотя бы в некоторых отраслях промышленности, способных на равных конкурировать с ведущими мировыми игроками, - считает замглавы Минпромторга РФ Виктор Евтухов.
Подобную модель запустили в станкоинструментальной отрасли. Три года назад была создана инжиниринговая компания - союз «Станкоинжиниринг». В ее задачи входит координация вопросов развития отрасли, наращивание научно-технического потенциала, содействие внутреннему потреблению и, самое главное, экспорту произведенной совместно продукции. Компания-интегратор уже разместила первые заказы на производство современного станочного оборудования на белорусских мощностях для российских предприятий.
Чтобы взрастить холдинги и оживить производственные цепочки, нужен четкий план развития. Посол России в Беларуси Михаил Бабич предлагает создать основной документ, где прописать главные этапы, как нашим предприятиям совместно увеличить свои показатели:
- Необходимо еще больше интегрироваться и разработать совместную стратегию. Это очень важно. Мы должны добиться синергии в научном потенциале, промышленном, чтобы конкурировать на внешних рынках.
В Постоянном Комитете Союзного государства считают, что в такой документ могут войти приоритеты развития России и Беларуси на 2018 - 2022 годы, разработанные этим ведомством, где акцент сделан именно на создании единой промполитики, развитии агропромышленного комплекса.
Денис МАНТУРОВ, министр промышленности и торговли РФ:
- Одним из важнейших направлений для приложения совместных усилий является сложение индустриальных потенциалов России и Беларуси. В этой части существенный импульс задан совместными программами. В их реализации было задействовано порядка ста предприятий, НИИ, вузов наших стран, которые приняли участие в создании новых технологий, оборудования, материалов и освоении серийного выпуска конечных изделий. В частности, в рамках программы по разработке инновационных полимеров и композитов, химических волокон и нитей получено 42 новых материала и 117 опытных образцов оборудования. Эта работа позволила организовать свыше тридцати производств. Что особенно важно - уже после завершения программы на основе сформированного задела предприятия самостоятельно развивают данное направление, совершенствуя технологии и расширяя линейку инновационных продуктов. Этот опыт обязательно необходимо использовать в дальнейшей работе, особенно в тех сегментах, где у наших стран уже выстроено индустриальное партнерство, имею в виду прежде всего сельскохозяйственное машиностроение, легкую промышленность, автомобилестроение, фармацевтику, радиоэлектронику и металлургию.