Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Экономика


«Сябробус» до Сибири довезет

Автобусы, трамваи и троллейбусы с брендом made in Belarus давно уже прописались на дорогах больших и малых городов необъятной России от Калининграда до Новосибирска

Белорусский пассажирский транспорт давно стал своим на российских дорогах. Фото: Евгения Гусева/ kpmedia.ru

Пассажиры довольны комфортом и дизайном «сябров» в стиле хай-тек. Завидев на улице автобус или трамвай с характерными фамильными чертами, без ошибки скажут - «белорус» поехал. Технику из Синеокой ни с какой другой не спутаешь. Довольны и ремонтники. К тому же белорусские заводы-производители при продаже своей техники в обязательные опции непременно включают так называемый «сервисный пакет». С запчастями, извечной головной болью эксплуатационников в советское время, проблем нет никаких.

Более того, с белорусских предприятий периодически приезжают бригады мастеров - проведать, как себя чувствуют в России их изделия на колесах. Непременно проводят всю необходимую диагностику. В общем - сервис на высшем уровне. Все для того, чтобы у пассажиров не было проблем и транспорт ходил точно по расписанию. Народ по утрам не опаздывал на работу. Влюбленные по вечерам - на свидание.

Во многих российских городах продвижению белорусской техники помогает специальная программа «Сбербанк-лизинг». Совместно с Министерством промышленности Беларуси один из финансовых титанов предоставляет льготные кредиты для покупки белорусской пассажирской автотехники в России. И не только автобусов, но и троллейбусов и трамваев. Кредит предоставляется на пять лет в размере 85 процентов от стоимости того или иного вида техники. Выгодно? Не то слово. Для многих провинциальных городов это просто спасение для обновления уже порядком изношенного пассажирского транспорта.

НАСЛЕДИЕ ЧМ-2018


По Казани гоняют новые «МАЗы»

В отличие от предшественников, они низкопольные и очень надежные.

Около сотни новых автобусов модели «МАЗ-203» город получил перед чемпионатом мира по футболу. В Казань они примчались, что называется, с пылу с жару, прямиком с конвейера Минского автомобильного завода в дополнение к и так уже солидному парку белорусских машин. В столице Татарстана их эксплуатируют вот уже более десяти лет. Сейчас на маршрутах Казани работают автобусы только двух марок - «МАЗ» и «НЕФАЗ».

- Новая модель технически и по дизайну гораздо более продвинутая, и во многом отличается от предшественников в лучшую сторону, - рассказал корреспонденту «СВ» водитель Альфред Абдуллин. - В первую очередь эта модель полностью низкопольная, на входах - раскладные пандусы, что удобно для родителей с колясками и инвалидов, также здесь удобные мягкие сиденья и более совершенная система вентиляции, хоть кондиционера и нет, зато форточки стали больше. Есть видео-камеры, благодаря которым я прекрасно вижу все, что происходит в любом уголке пассажирского салона.

- И ездит он очень мягко, прямо плывет по дороге. Плюс - надежный. Гарантийный миллион километров. Но думаю, что и эту внушительную цифру он перекроет без поломок. Замена накладок, масла - это мелочи. Капитальный ремонт не понадобится, двигатель здесь вечный - марки Mercedes - и автоматическая коробка передач. 

В автобусе 28 сидений, а общее количество мест, со стоящими у поручней, - 105 человек.

sv8-2510-avtobus1-190.jpg
Вот такой крепкий "скелет" скрывается под обшивкой каждого минского автобуса. Фото: БЕЛТА

Больше всего новинке обрадовались пенсионеры. Теперь, слава богу, пожилым людям не надо больше, скрипя суставами, карабкаться в салон по ступенькам. Подножка автобуса тютелька в тютельку на уровне тротуара. Достаточно сделать один шаг и - поехали.

Для мамаш с колясками вообще хорошо:

- Очень удобно сейчас стало заезжать. Не надо просить кого-нибудь из пассажиров- мужчин помощь поднять коляску в салон, - рассуждает Елена Мезинова, пока мы вместе с ней ожидаем на остановке очередного белорусского красавца. Подъехал точно по расписанию. Минута в минуту. И Гульнара легко вкатила «колыбель» с малышом в салон просторного «МАЗа». В общем, с появлением на маршрутах новых автобусов из Синеокой жить пассажирам стало лучше и веселее, а главное - комфортнее.

- За годы, прошедшие с появления в Казани первого «МАЗа», автобусы этой марки стали лицом нашего пассажирского транспорта, - говорит мэр города Ильсур Метшин. - Хочу поблагодарить наших белорусских партнеров за долгое сотрудничество, которое, надеюсь будет продолжаться еще многие годы. Автобусы «МАЗ» последних моделей - это совершенно новый стандарт качества обслуживания пассажиров.

МИНУС 50 С ВЕТЕРКОМ


Горец Маклауд уехал на пенсию

На Крайнем Севере «минчанин» - король маршрутов.

Еще один город, где в этом году опробовали минскую новинку, - Архангельск. В феврале сюда своим ходом прямо из ворот завода прибыла колонна из десяти новеньких, с иголочки, автобусов «МАЗ».

Все машины без единого косяка преодолели путь длиной две тысячи километров и с тех пор резво бегают по городским маршрутам. Комфортные, а главное, просторные. Они пришли на смену видавшим виды «пазикам»: кто хоть раз в жизни ездил в этой тесной коробчонке на жесткой подвеске, тут же поймет разницу. Это все равно что из запорожца пересесть в «Мерседес». Впрочем, не будем обижать заслуженного старичка. 

«Пазик», несмотря на свой неказистый вид, вечен, как горец Маклауд. Проселочные дороги с их вытрясающими душу ухабами никуда в России не денутся. «Пазик» на них как рыба в воде - его стихия. А вот в городе «МАЗ» - теперь всему голова. Дороги стали лучше, под стать им и новая техника. «МАЗ» - настоящий пассажирский спецназовец. Не страшны жара и холод. Зимой температура в Архангельске нередко опускается до минус 25 - «МАЗам» все нипочем. Даже в условиях Крайнего Севера он не подводит. Глядя на архагелогородцев, их соседи из Северодвинска также прикупили себе колонну «белорусов».

НОУ-ХАУ


Продай рога. Купи батарейки

На столичных проспектах могут появиться сябры-электробусы.

Ну а что же Москва? Мегаполису с населением больше пятнадцати миллионов человек наземный транспорт нужен позарез. Белорусский след можно отыскать на столичных трассах.
Первыми на них в начале 90-х годов уже прошлого века въехали 40 троллейбусов марки «АКСМ-100» минского «Белкоммунмаша». Они понравились москвичам, и последовали новые заказы уже на более продвинутые модели - «АКСМ-101ПС» с улучшенной ходовой частью закупили двести штук, затем «АКСМ-201», машину совершенно новую, ни в чем не уступавшую на тот момент лучшим европейским образцам. Их приобрели почти три сотни. Причем по желанию московских заказчиков минчане внесли в модель кое-какие доработки - сделали более жесткие поручни и установили в салонах антивандальные сиденья. Добавили также моноблочный кондиционер с разводкой. В московскую жару он был для пассажиров настоящим спасением.

Далее последовал еще более модерновый «АКСМ-321», двухосный, первый в Москве низкопольный троллейбус вместимостью 115 человек. Надежная машина так хорошо себя зарекомендовала, что Москва купила у белорусов лицензию и наладила их производство на старом добром Сокольническом вагоноремонтном заводе, где они выпускались под маркой «СВАРЗ-6235» на протяжении нескольких лет, начиная с 2001 года. То золотые времена белорусской техники в Москве. Вместе с троллейбусами по столичным улицам бегали автобусы «МАЗ».

- Подвижной состав Мосгортранса постоянно обновляется - закупки проходят в строгом соответствии с законодательством (по закону о закупках 44-ФЗ). Что касается транспорта белорусского производства, то сейчас на балансе Мосгортранса около 400 автобусов и троллейбусов, произведенных в Беларуси, - сообщили нам в Мосгортрансе.
Сухо и лаконично. Словно телеграмму отбили. Но и на том спасибо. Понятно: на балансе - не значит эксплуатируются. Да и что такое четыре сотни машин для такого монстра, как Москва.

Впрочем, столичные виды для белорусских производителей, как представляется, видятся достаточно перспективными. Дело в том, что уже с 2021 года Москва планирует полностью отказаться от закупок дизельных автобусов, заменив их, в частности, электробусами. Белорусам здесь есть что предложить.

«АКСМ-Е420» и «Е433» VitovtElectro и VitovtMaxElectro - новый тип продукции «Белкоммунмаша». Всего салон может вместить 153 пассажира. Внешне напоминает троллейбус, но где же рога? Спилили за ненадобностью. И заменили их батарейками. Точнее, по науке, суперконденсаторами. Машина способна без проблем работать весь день, подзаряжаясь электричеством на конечных остановках. Удобно. А главное - экологично. Для каждого крупного города это сверхактуальный вопрос. Подзарядка занимает от силы десять минут. И машина вновь готова отправиться в путь.

Один такой минский «элетроник» сейчас испытывается в Питере. Бегает по маршруту от Автобусной улицы до станции метро «Пионерская». Пассажиры в восторге. Просторный. Бесшумный. В салоне можно говорить даже шепотом. Плюс - низкопольный. Но особенно их восхищает внешний дизайн.

sv9-2510-elektrobus-OBTR-140.jpg
Гордость белорусского автопрома - электробусы. Фото: Евгения Гусева/ kpmedia.ru

- Есть в нем что-то фантастическое. Похож на космический корабль, прилетевший к нам с другой планеты, - улыбается студент Егор Алексеев, который каждый день ездит из дома в институт, причем только на электробусе. - За такой техникой будущее. Белорусы всегда найдут, чем удивить. Творчески подходят к делу. Ау, Москва! Не дело отставать от питерских коллег. 

Никто не отстает, просто везде свои порядки:

- Закупки пассажирской техники проходят в виде электронных аукционов. В конкурентных процедурах могут принять участие любые физические и юридические лица, отвечающие требованиям аукционной документации. Это полностью конкурентная процедура, в ходе которой победителем признается участник, предложивший наименьшую цену, при условии, что его документация соответствует требованиям российского законодательства, - отчеканили нам в Мосгортрансе.

Для справки: один электробус стоит около двадцати миллионов российских рублей, одна зарядная станция - тридцать миллионов.