24 Октября 2018 года / Текст:  Борис ОРЕХОВ, Лилия Александровна / К номеру: 49  (813)

«Сябробус» до Сибири довезет

Автобусы, трамваи и троллейбусы с брендом made in Belarus давно уже прописались на дорогах больших и малых городов необъятной России от Калининграда до Новосибирска

«Сябробус» до Сибири довезет

Белорусский пассажирский транспорт давно стал своим на российских дорогах. Фото: Евгения Гусева/ kpmedia.ru

Пассажиры довольны комфортом и дизайном «сябров» в стиле хай-тек. Завидев на улице автобус или трамвай с характерными фамильными чертами, без ошибки скажут - «белорус» поехал. Технику из Синеокой ни с какой другой не спутаешь. Довольны и ремонтники. К тому же белорусские заводы-производители при продаже своей техники в обязательные опции непременно включают так называемый «сервисный пакет». С запчастями, извечной головной болью эксплуатационников в советское время, проблем нет никаких.

Более того, с белорусских предприятий периодически приезжают бригады мастеров - проведать, как себя чувствуют в России их изделия на колесах. Непременно проводят всю необходимую диагностику. В общем - сервис на высшем уровне. Все для того, чтобы у пассажиров не было проблем и транспорт ходил точно по расписанию. Народ по утрам не опаздывал на работу. Влюбленные по вечерам - на свидание.

Во многих российских городах продвижению белорусской техники помогает специальная программа «Сбербанк-лизинг». Совместно с Министерством промышленности Беларуси один из финансовых титанов предоставляет льготные кредиты для покупки белорусской пассажирской автотехники в России. И не только автобусов, но и троллейбусов и трамваев. Кредит предоставляется на пять лет в размере 85 процентов от стоимости того или иного вида техники. Выгодно? Не то слово. Для многих провинциальных городов это просто спасение для обновления уже порядком изношенного пассажирского транспорта.

НАСЛЕДИЕ ЧМ-2018


По Казани гоняют новые «МАЗы»

В отличие от предшественников, они низкопольные и очень надежные.

Около сотни новых автобусов модели «МАЗ-203» город получил перед чемпионатом мира по футболу. В Казань они примчались, что называется, с пылу с жару, прямиком с конвейера Минского автомобильного завода в дополнение к и так уже солидному парку белорусских машин. В столице Татарстана их эксплуатируют вот уже более десяти лет. Сейчас на маршрутах Казани работают автобусы только двух марок - «МАЗ» и «НЕФАЗ».

- Новая модель технически и по дизайну гораздо более продвинутая, и во многом отличается от предшественников в лучшую сторону, - рассказал корреспонденту «СВ» водитель Альфред Абдуллин. - В первую очередь эта модель полностью низкопольная, на входах - раскладные пандусы, что удобно для родителей с колясками и инвалидов, также здесь удобные мягкие сиденья и более совершенная система вентиляции, хоть кондиционера и нет, зато форточки стали больше. Есть видео-камеры, благодаря которым я прекрасно вижу все, что происходит в любом уголке пассажирского салона.

- И ездит он очень мягко, прямо плывет по дороге. Плюс - надежный. Гарантийный миллион километров. Но думаю, что и эту внушительную цифру он перекроет без поломок. Замена накладок, масла - это мелочи. Капитальный ремонт не понадобится, двигатель здесь вечный - марки Mercedes - и автоматическая коробка передач. 

В автобусе 28 сидений, а общее количество мест, со стоящими у поручней, - 105 человек.

«Сябробус» до Сибири довезет
Вот такой крепкий "скелет" скрывается под обшивкой каждого минского автобуса. Фото: БЕЛТА

Больше всего новинке обрадовались пенсионеры. Теперь, слава богу, пожилым людям не надо больше, скрипя суставами, карабкаться в салон по ступенькам. Подножка автобуса тютелька в тютельку на уровне тротуара. Достаточно сделать один шаг и - поехали.

Для мамаш с колясками вообще хорошо:

- Очень удобно сейчас стало заезжать. Не надо просить кого-нибудь из пассажиров- мужчин помощь поднять коляску в салон, - рассуждает Елена Мезинова, пока мы вместе с ней ожидаем на остановке очередного белорусского красавца. Подъехал точно по расписанию. Минута в минуту. И Гульнара легко вкатила «колыбель» с малышом в салон просторного «МАЗа». В общем, с появлением на маршрутах новых автобусов из Синеокой жить пассажирам стало лучше и веселее, а главное - комфортнее.

- За годы, прошедшие с появления в Казани первого «МАЗа», автобусы этой марки стали лицом нашего пассажирского транспорта, - говорит мэр города Ильсур Метшин. - Хочу поблагодарить наших белорусских партнеров за долгое сотрудничество, которое, надеюсь будет продолжаться еще многие годы. Автобусы «МАЗ» последних моделей - это совершенно новый стандарт качества обслуживания пассажиров.

МИНУС 50 С ВЕТЕРКОМ


Горец Маклауд уехал на пенсию

На Крайнем Севере «минчанин» - король маршрутов.

Еще один город, где в этом году опробовали минскую новинку, - Архангельск. В феврале сюда своим ходом прямо из ворот завода прибыла колонна из десяти новеньких, с иголочки, автобусов «МАЗ».

Все машины без единого косяка преодолели путь длиной две тысячи километров и с тех пор резво бегают по городским маршрутам. Комфортные, а главное, просторные. Они пришли на смену видавшим виды «пазикам»: кто хоть раз в жизни ездил в этой тесной коробчонке на жесткой подвеске, тут же поймет разницу. Это все равно что из запорожца пересесть в «Мерседес». Впрочем, не будем обижать заслуженного старичка. 

«Пазик», несмотря на свой неказистый вид, вечен, как горец Маклауд. Проселочные дороги с их вытрясающими душу ухабами никуда в России не денутся. «Пазик» на них как рыба в воде - его стихия. А вот в городе «МАЗ» - теперь всему голова. Дороги стали лучше, под стать им и новая техника. «МАЗ» - настоящий пассажирский спецназовец. Не страшны жара и холод. Зимой температура в Архангельске нередко опускается до минус 25 - «МАЗам» все нипочем. Даже в условиях Крайнего Севера он не подводит. Глядя на архагелогородцев, их соседи из Северодвинска также прикупили себе колонну «белорусов».

НОУ-ХАУ


Продай рога. Купи батарейки

На столичных проспектах могут появиться сябры-электробусы.

Ну а что же Москва? Мегаполису с населением больше пятнадцати миллионов человек наземный транспорт нужен позарез. Белорусский след можно отыскать на столичных трассах.
Первыми на них в начале 90-х годов уже прошлого века въехали 40 троллейбусов марки «АКСМ-100» минского «Белкоммунмаша». Они понравились москвичам, и последовали новые заказы уже на более продвинутые модели - «АКСМ-101ПС» с улучшенной ходовой частью закупили двести штук, затем «АКСМ-201», машину совершенно новую, ни в чем не уступавшую на тот момент лучшим европейским образцам. Их приобрели почти три сотни. Причем по желанию московских заказчиков минчане внесли в модель кое-какие доработки - сделали более жесткие поручни и установили в салонах антивандальные сиденья. Добавили также моноблочный кондиционер с разводкой. В московскую жару он был для пассажиров настоящим спасением.

Далее последовал еще более модерновый «АКСМ-321», двухосный, первый в Москве низкопольный троллейбус вместимостью 115 человек. Надежная машина так хорошо себя зарекомендовала, что Москва купила у белорусов лицензию и наладила их производство на старом добром Сокольническом вагоноремонтном заводе, где они выпускались под маркой «СВАРЗ-6235» на протяжении нескольких лет, начиная с 2001 года. То золотые времена белорусской техники в Москве. Вместе с троллейбусами по столичным улицам бегали автобусы «МАЗ».

- Подвижной состав Мосгортранса постоянно обновляется - закупки проходят в строгом соответствии с законодательством (по закону о закупках 44-ФЗ). Что касается транспорта белорусского производства, то сейчас на балансе Мосгортранса около 400 автобусов и троллейбусов, произведенных в Беларуси, - сообщили нам в Мосгортрансе.
Сухо и лаконично. Словно телеграмму отбили. Но и на том спасибо. Понятно: на балансе - не значит эксплуатируются. Да и что такое четыре сотни машин для такого монстра, как Москва.

Впрочем, столичные виды для белорусских производителей, как представляется, видятся достаточно перспективными. Дело в том, что уже с 2021 года Москва планирует полностью отказаться от закупок дизельных автобусов, заменив их, в частности, электробусами. Белорусам здесь есть что предложить.

«АКСМ-Е420» и «Е433» VitovtElectro и VitovtMaxElectro - новый тип продукции «Белкоммунмаша». Всего салон может вместить 153 пассажира. Внешне напоминает троллейбус, но где же рога? Спилили за ненадобностью. И заменили их батарейками. Точнее, по науке, суперконденсаторами. Машина способна без проблем работать весь день, подзаряжаясь электричеством на конечных остановках. Удобно. А главное - экологично. Для каждого крупного города это сверхактуальный вопрос. Подзарядка занимает от силы десять минут. И машина вновь готова отправиться в путь.

Один такой минский «элетроник» сейчас испытывается в Питере. Бегает по маршруту от Автобусной улицы до станции метро «Пионерская». Пассажиры в восторге. Просторный. Бесшумный. В салоне можно говорить даже шепотом. Плюс - низкопольный. Но особенно их восхищает внешний дизайн.

«Сябробус» до Сибири довезет
Гордость белорусского автопрома - электробусы. Фото: Евгения Гусева/ kpmedia.ru

- Есть в нем что-то фантастическое. Похож на космический корабль, прилетевший к нам с другой планеты, - улыбается студент Егор Алексеев, который каждый день ездит из дома в институт, причем только на электробусе. - За такой техникой будущее. Белорусы всегда найдут, чем удивить. Творчески подходят к делу. Ау, Москва! Не дело отставать от питерских коллег. 

Никто не отстает, просто везде свои порядки:

- Закупки пассажирской техники проходят в виде электронных аукционов. В конкурентных процедурах могут принять участие любые физические и юридические лица, отвечающие требованиям аукционной документации. Это полностью конкурентная процедура, в ходе которой победителем признается участник, предложивший наименьшую цену, при условии, что его документация соответствует требованиям российского законодательства, - отчеканили нам в Мосгортрансе.

Для справки: один электробус стоит около двадцати миллионов российских рублей, одна зарядная станция - тридцать миллионов.

Комментарии


Другие статьи раздела

Экономика: интеграция

Не ешьте на здоровье

Россиян взбудоражила новость, что цены на колбасу, сосиски и ветчину могут подскочить более чем на треть. Найдут ли они утешение в ценах на ввозную продукцию из Беларуси?

Диета для доллара

В Союзном государстве американская валюта заметно теряет вес. Зачем наши страны хотят отказаться от ее засилия в финансовой системе?

Учи ученого

Как не тормозить, идти в авангарде мировой науки? Как успевать внедрять открытия в практику? Об этом дискутировали участники конференции «Молодые ученые как приоритет Союзного государства» в Москве

Растим производство большое и малое

Кооперация фабрик, заводов, предприятий двух стран началась задолго до создания Союзного государства. Но стихийные попытки работать вместе не всегда были успешны. Мешали бюрократические препоны, несовершенство законов, таможенные трудности. Однако ситуация сдвигается с мертвой точки

Санкции возвращают в эпоху язычества

В итальянской Вероне 25 - 26 октября прошел XI Евразийский экономический форум. Одним из спикеров стал Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота

Движение вверх

На V Форуме регионов Беларуси и России один из крупнейших контрактов заключил «Могилевлифтмаш»

Читайте также

Политика

Александр Лукашенко: В общем Отечестве нужны равные условия

Президент Беларуси на встрече с главой МИД РФ Сергеем Лавровым предложил создать единые стандарты для работы субъектов хозяйствования

Экономика: интеграция

Не ешьте на здоровье

Россиян взбудоражила новость, что цены на колбасу, сосиски и ветчину могут подскочить более чем на треть. Найдут ли они утешение в ценах на ввозную продукцию из Беларуси?

Общество

ПервоКЛАССНАЯ работа

В Минске наградили учителей начальных классов - финалистов конкурса на лучший урок о Союзном государстве

Культура

Даниэль Ястремский: Сейчас главное - не перегореть

За несколько дней до шоу у юного представителя Беларуси каждая минута на счету. Съемки, репетиции, занятия по вокалу и хореографии, записи, последние примерки… Да и школу никто не отменял!

Туризм

Пять причин поехать в Россоны

Густой бор, болота с алой россыпью клюквы, ожерелье озер - многие едут на невероятно красивый север Витебщины, чтобы отправиться на настоящую охоту

Трибуна депутата

Ольга Политико: Цифровая экономика – не самоцель, а инструмент для роста

Член Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам - о будущем в стиле техно, V Форуме регионов и тренировках с «командой мечты».



Политика

Александр Лукашенко: В общем Отечестве нужны равные условия

Президент Беларуси на встрече с главой МИД РФ Сергеем Лавровым предложил создать единые стандарты для работы субъектов хозяйствования

Экономика: интеграция

Не ешьте на здоровье

Россиян взбудоражила новость, что цены на колбасу, сосиски и ветчину могут подскочить более чем на треть. Найдут ли они утешение в ценах на ввозную продукцию из Беларуси?

Союзное государство

Визы признают, роуминг отменят

Группа высокого уровня Совета министров Союзного государства провела заседание в Минске. Собрались участники на рабочую встречу в новом составе

Союзное государство

Крепость отношений

Союзные депутаты встретились с главой Республики Алания и бизнесменами Северного Кавказа. Во Владикавказе - южном форпосте СГ - они провели заседание Комиссии ПС по информационной политике

Экономика: интеграция

Диета для доллара

В Союзном государстве американская валюта заметно теряет вес. Зачем наши страны хотят отказаться от ее засилия в финансовой системе?

Экономика: интеграция

Учи ученого

Как не тормозить, идти в авангарде мировой науки? Как успевать внедрять открытия в практику? Об этом дискутировали участники конференции «Молодые ученые как приоритет Союзного государства» в Москве

Взгляд из Москвы

Минимальный джентльменский набор

В необходимый перечень продуктов для россиян предложили добавить фруктов и рыбы, а минимальный размер оплаты труда приравняли к прожиточному минимуму. «СВ» разбиралось, как это может сказаться на качестве жизни обычных граждан

Взгляд из Минска

В пакет включили интернет

С 1 ноября в Беларуси пересчитали размер потребительского набора. С недавних пор в него входят мобильная связь и доступ к Всемирной паутине

Общество

ПервоКЛАССНАЯ работа

В Минске наградили учителей начальных классов - финалистов конкурса на лучший урок о Союзном государстве