Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Экономика


Карьерный рост

В эти дни БелАЗ празднует 70-летие

За 70 лет конструкторы БЕЛАЗа создали больше 550 модификаций самосвалов.

«ЛЕГО» ДЛЯ ВЕЛИКАНОВ

 Завод похож на небольшой город с магазинами, столовыми и производственными цехами-«высотками». Даже свой общественный транспорт есть. Да и сам городок Жодино вырос уже вокруг автогиганта. Если «БелАЗ» перешагнул за седьмой десяток, то населенному пункту на пятнадцать лет меньше. За полвека предприятие превратило его в крупный промышленный центр. При населении всего в 60 тысяч он закрывает треть мирового рынка карьерных самосвалов, соревнуясь с американским «Катерпиллером» и японским «Камацу».

В честь дня рождения нас пустили в самое сердце производства - на сборочный конвейер. В воздухе характерный запах металла и машинной смазки. Вдруг земля под ногами задрожала, как при землетрясении балла эдак в четыре. Оказалось, запустили очередной двигатель для машин-великанов. Рев разносится по всей округе. Помещение конвейера похоже на огромный набор конструктора «Лего» - колеса в два человеческих роста, циклопические детали кабин и кузовов, выкрашенные в фирменный желтый цвет... Посреди этих гор медленно движутся остовы будущих покорителей карьеров - 200, 300 и даже 450-тонников.

- Это, конечно, уже не те первые жодинские машины, которые выпускали под маркой «МАЗ-525», - хвастаются рабочие у сборочной ленты. - У тех конструкция была упрощена до предела. Жесткий приварной мост, никаких гидроусилителей и пневмоподвесок не было и в помине. При езде по скальным карьерам трясло так, что шоферы крутили баранку стоя. Под нагрузкой горели тормозные накладки, от вибрации выходили из строя приборы.

НАЧИНАЛИ С МАЛОГО

В собранном виде эти богатыри впечатляют еще больше. Они тут везде. Уже рядом с проходной на постаменте установлен настоящий самосвал. Первая машина, выпущенная под собственной маркой, 27-тонный «БелАЗ-540». Из заводских ворот он выехал в сентябре 1961 года и почти двадцать лет был визитной карточкой не только производителя, но и всех больших советских строек.

Тогда рабочими лошадками были в основном семитонники. А тут грузоподъемность почти в четыре раза больше! Без «БелАЗа» невозможно представить ни возведение многочисленных ГЭС, ни прокладку крупных магистралей, ни карьерные работы. Даже в кино снимался. Помните сцену из «Королевы бензоколонки», где Людмила Добрыйвечер залила в бак грузовика 370 литров, а водитель уехал, не заплатив? Это как раз был белазовский 27-тонник. Он же стал первым самосвалом СССР, который получил Государственный знак качества.

Оригинальный дизайн красавца-великана - разработка художника-конструктора Валентина Кобылинского.

- Всегда уважал в форме «рабочесть» и старался выявить ее красоту. Для меня «540-й» - это карьерный корабль, - рассказывал Кобылинский, показывая на кабину, похожую на капитанскую рубку. - Сначала всегда делали модели 1:10. На заводе был хороший модельщик-«деревянщик», красивый кучерявый парень, но совершенно неграмотный, чертежей не понимал. Я ему объяснял на пальцах, что и как надо сделать. Но, как ни странно, все получалось.

ОТ ЗИМБАБВЕ ДО ФИЛИППИН

Мировой успех к БелАЗу пришел в 1957 году, когда карьерный самосвал из Жодина привезли на международную выставку в Копенгаген. Известная датская газета Politiken вышла тогда с фотографией на обложке, где бизнесмен Генри Форд II с интересом рассматривает железного гиганта. Под снимком короткая ироничная подпись: «Западу, бесспорно, приходится поднять свой взор на Восток».

За прошедшие десятилетия «БелАЗ» вырос по грузоподъемности с 27 до 450 тонн. Создано более 550 модификаций самосвалов, которые знают на всех континентах. Мексиканский национальный институт маркетинга в 1995 году присудил «БелАЗу» «Международную бриллиантовую звезду качества».

Только за последние неполные пять лет завод отгрузил продукции на три миллиарда долларов. Белорусские богатыри добывают алмазы, уголь и другие полезные ископаемые в Зимбабве, Марокко, Бангладеш, на Филиппинах. После некоторого перерыва желтые большегрузы с радостью встречают в Грузии, Румынии, Иордании.
Но главный рынок для «БелАЗа» - Россия: к соседям направляется около 65 процентов продукции.

- В этом году планируем выйти на рекорд, - делится планами директор завода Петр Пархомчик. - Превысить показатель в один миллиард долларов по экспорту, а по объему продаж карьерных самосвалов грузоподъемностью 90 тонн и выше выйти на уровень не меньше 800 машин.

ЖОДИНСКИЙ «БЕСПИЛОТНИК»

Последняя новинка прошла испытания совсем недавно. Погрузчик грузоподъемностью в 136 тонн гонял по полигону, с легкостью набирал в ковш грунт в карьере, высыпал его в другом месте. Со стороны выглядело не так внушительно, как представление 450-тонника. Но была одна деталь. Вернее сказать - не было! В кабине пусто. Машина работала на полигоне в Жодине без водителя, а управлял ею оператор из… Екатеринбурга за 2,5 тысячи километров!

Высокую точность движений «беспилотника» обеспечивает система GPS-ГЛОНАСС. Она позволяет работать в любых погодных условиях. Первые беспилотные самосвалы до конца года уже отправят в Россию. Проект можно смело назвать союзным. Сердце белорусского карьерного самосвала - российский 12-цилиндровый двигатель нового поколения, изготовленный Уральским дизель-моторным заводом. Кабины будут окрашены в российский триколор.

- Открыт первый заказ. Две машины грузоподъемностью 136 тонн отправятся в октябре-ноябре в Сибирскую угольную энергетическую компанию, - заверил Петр Пархомчик. - Роботизированный самосвал стоит на 200 - 250 тысяч долларов дороже обычного, но эти деньги окупятся в течение полугода. Работа в горнодобывающих компаниях - не из простых. Карьеры расположены в экстремальных зонах, на удаленных территориях. Это риск для водителей.

Проводить диагностику и выдавать рекомендации по своевременному ремонту и обслуживанию техники специалисты тоже смогут по «удаленке». Такой подход снизит расходы на техобслуживание.

ПАПА - СВАРЩИК, МАМА - У СТАНКА

На стендах заводского музея вся история предприятия. Черно-белые фотографии, портреты стахановцев, макеты ретро-самосвалов, награды легендарного завода.

- На предприятии работали мои родители и братья, - рассматривая фотографии, рассказывает 65-летний Николай Агейчик. - Папа трудился в комплексной бригаде электросварщиком, собирал карданные валы. Специалисты тогда были мастерами на все руки - умели очень многое. Мама стояла за станком.

В то время энтузиазм был в чести. Если просили выйти на смену в субботу, воскресенье - никто никогда не отказывал. По стопам родителей пошли братья - Саша и Володя. Работали и токарями, и фрезеровщиками. Горели делом. К тому же на каждую деталь были расценки. Больше сделаешь - больше заработаешь. Помню, как они ни свет ни заря уходили, на обед перекусить бегали домой - и обратно в цех.

Для нашей семьи этот завод - часть семейной истории. Хотя вначале я отучился в мурманской мореходке, затем судьба забросила в Кривой Рог, где четверть века проработал металлургом, но вернулся в родные края. На День машиностроителя мама накрывала большой стол, вся семья собиралась вместе. Теплые, душевные воспоминания. К сожалению, близких уже нет в живых.

ПРЕДЛАГАЮ СЕРДЦЕ И... ПЛАМЕННЫЙ МОТОР

Производители самых больших в мире карьерных самосвалов активно занимаются не только тяжелой техникой, но и промышленным туризмом.
Гости с восторгом ходят по цехам завода-гиганта. Самые смелые гоняют с ветерком на чудо-машинах по испытательному полигону. Специальное предложение для влюбленных - свадьба на «БелАЗе». Если еще не нашли свою половинку, можно купить сертификат на «покатушки» и отправиться на завод с друзьями. В дни новогодних каникул детвора встретится с белазовским Дедом Морозом. 14 февраля влюбленные могут сделать предложение руки и сердца на палубе многотонника.

Кстати, за рулем автомонстра сидели и российские звезды Наташа Королева, Стас Михайлов, братья Запашные.

Этим летом в Жодине побывали знаменитые спортсмены Уле-Эйнар Бьорндален и Дарья Домрачева. Легенды биатлона посмотрели на производство сверхтяжелых машин и прокатились на самом большом самосвале в мире - «БелАЗе 7571».

- Интересно было вживую пощупать то, что до сих пор видел только по телевизору. Самосвалы впечатляют, удивительно и то, как производят эти великолепные машины. Беларусь может ими гордиться, - с восторгом отметил Уле-Эйнар Бьорндален.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

В 1948 году около железнодорожной станции Жодино возвели первые производственные цеха завода торфяного машиностроения «Торфмаш». Спустя три года начали выпуск дорожных и мелиоративных машин: поливалок и кусторезов. Тогда «Торфмаш» стал «Дормашем».
Первые самосвалы «МАЗ-525» грузоподъемностью 25 тонн сошли с его конвейера 5 ноября 1958 года, аккурат к празднику Октябрьской революции, а их разработка началась еще в 1947 году на Ярославском автомобильном заводе. В апреле 1958 года предприятие получило имя «Белорусский автомобильный завод». 



КСТАТИ

БЕЛОРУССКИЕ ТРАНСФОРМЕРЫ

Конструкторы разрабатывают грузовые электромобили.

Как они будут управляться, пока не известно. Электросамосвал белорусский автогигант делает при поддержке канадского правительства. Кое-какой опыт уже имеется. В 60-х годах БелАЗ выпускал грузовые троллейбусы. Такие вот трансформеры. Но дело все равно непростое. Есть проблема с зарядкой чудо-техники: пока аккумулятор позволяет работать не более четырех часов. Это не удовлетворяет ни производителя, ни потребителя.

Совместно с международной горнодобывающей компанией ArcelorMittal БелАЗ планирует создать аккумуляторные батареи с зарядом на восемь часов. Как раз рабочая смена. При этом процесс «кормления» грузовика будет занимать не более получаса. А это рекорд для такого класса машин.

К слову, БелАЗ уже не раз попадал на страницы Книги Гиннесса. Автогигантом номер один в мире считается 450-тонный карьерный самосвал. Вместе с грузом он весит 810 тонн, а работает на шести двигателях. Но даже на этом здесь не хотят останавливаться. В планах выпускать самосвал грузоподъемностью 550 тонн.

- Ключевой пункт, - говорят конструкторы из Жодина, - производство шин, которые должны выдерживать колоссальные нагрузки. Готовы сделать и тысячетонный грузовик, дайте только шины!

Разработкой покрышек для 550-тонника занимаются в Японии. Готовы они будут через три года.

Новые технологии меняют лицо предприятия. Семь мировых цифровых компаний борются за право создания современной гибкой производственной системы для завода. Подразумевается полностью автоматизированное производство. Что важно, практически безлюдная технология с использованием роботов не уменьшит количество рабочих мест. Однако поспособствует увеличению производительности. За полугодие БелАЗ выпустил 407 машин, к концу года планирует дать жизнь 800 самосвалам, что на 30 процентов больше, чем в 2017 году.


Прямая речь

Петр Пархомчик, генеральный директор управляющей компании «БЕЛАЗ-Холдинг»:

- Среди мировых конкурентов производим самую широкую линейку карьерных самосвалов. За свою историю БелАЗ отгружал продукцию в восемьдесят стран. В наши дни ежегодно поставляем технику больше чем в три десятка государств. Реализуем ряд прорывных проектов, укрепляющих промышленный и технологический потенциал страны. 


sv8-0410-belaz1-100.jpg
1950 год.
Поливочная машина "ПМ-1-50" на базе "ЗИС-150". На таких авто специализировался завод в первые годы работы.

sv8-0410-belaz540-100.jpg
1963 год.
"БелАз - 548" (40 тонн). Эта машина выпускалась в пяти модификациях, в том числе был "северный вариант".

sv9-0410-belazNEW-100.jpg
1970 год.
Дизель-троллейвоз "БелАз-7524-792". Грузоподъемность - 65 тонн. Этих машин выпустили около десятка штук. Их эксплуатация оказалась нерентабельной.
sv9-0410-belaz7550FULL-220.jpg
1990 год.
"БелАз 75501" (280 тонн). Самосвал получил гидропневматическую подвеску всех колес - по показателям плавности хода до сих пор считается одним из лучших.

sv9-0410-belaz240FULL-150.jpg
2001 год. 
"БелАз 75310" (240 тонн). Как и его железные "братья", этот исполин с одинаковой роботоспособностью трудится и при -50, и при +50 градусах.

sv8-0410-belaz75710-OBTR-180.jpg
2013 год.
"БелАз - 75710" (450 тонн). Сейчас это самый большой грузовик в мире.