Улыбаемся и пашем
«Беларус» еще с советских времен - основной работник на бескрайних российских полях. Сейчас продукция МТЗ, которую продают в РФ, почти наполовину состоит из российских комплектующих
ВЫРОС В ВОСЕМЬ РАЗ
Этот пилотный проект - новый этап в развитии российско-белорусских отношений. Реализуется он на базе Череповецкого литейно-механического завода (ЧЛМЗ). Восемь лет назад там совместно с минским заводом запустили производство тракторов и специализированной техники. С тех пор с конвейера сошло десять тысяч белорусских тракторов, а само производство выросло почти в восемь раз: с 240 до 1865 тракторов в год. В Череповце собирают сейчас 43 наименования спецтехники, линейка постоянно расширяется. Благодаря этому Вологодская область - лидер в РФ по выпуску тракторов.
- Союзный трактор - это не какая-то модель трактора, - объясняет гендиректор ЧЛМЗ Владимир Боглаев. - Это образное название самого очевидного и уже де-факто существующего российско-белорусского проекта по сборке и выпуску тракторов. Проект «Союзный трактор» - это огранка уже существующей работы. Он расширит наши совместные возможности
в конкурентной борьбе. Не секрет, что многие спорные вопросы в торговле между нашими странами приводят к появлению барьеров на пути наших товаров. Особенно это проявляется в сегменте сельхозмашиностроения. На этом проекте как раз и нужно отработать технологию разрешения возникающих трений.
В начале лета идею выпускать настоящий «союзный трактор» обсудили гендиректор МТЗ Федор Домотенко и губернатор Вологодской области Олег Кувшинников. Договорились, что в Череповце будут делать еще три вида сельхозмашин - универсально-пропашные, специальные и тракторы общего назначения.
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА
- Мы вышли на финишную прямую по согласованию проекта «Союзного трактора». Локализация производства на базе ЧЛМЗ позволит в полном объеме получить меры государственной и региональной поддержки сельскохозяйственного машиностроения, участвовать в программах федерального лизинга и субсидирования производителей сельхозтехники. Это важнейшее конкурентное преимущество, за которым стоит не только увеличение объемов производства, но и развитие дилерских и сервисных центров на территории России, - подчеркнул Олег Кувшинников.
На последнем инвестиционном форуме в Сочи стороны согласовали подробный план действий по локализации производства российско-белорусской тракторной техники.
- Мы проговорили доработки в дорожную карту и отдали ее на согласование Министерству промышленности и торговли России. Если там одобрят, то ожидаем увеличение объемов производства в Череповце в два раза - до трех с половиной тысяч единиц в год. Это позволит повысить рентабельность производства и открыть дополнительные рабочие места в области, - заверил Федор Домотенко.
СЛОВО ДЕПУТАТУ
Александр КОЗЛОВСКИЙ, член Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту:
- Проект дает хорошие перспективы развития в Вологодской области крупнейшего российско-белорусского машиностроительного кластера. Конечно, чтобы он заработал в полную силу, привлек инвестиции, российским и белорусским производителям необходимо решить серьезную задачу: разработать такую модель трактора, которая будет конкурентоспособной для экспортных рынков, в том числе евразийского. Такой «союзный трактор» станет переходом на совершенно новый уровень сотрудничества между нашими странами. Проект выгоден для Союзного государства, он обеспечит новые рынки сбыта и безусловную экономическую выгоду.
Конечно, при создании бренда «Союзный трактор» могут возникнуть проблемы юридического и экономического характера. До сих пор не сформировано единое правовое пространство в СГ. Необходима унификация национальных законодательств, либерализация условий деятельности субъектов хозяйствования. В данном случае можно было бы говорить о расширении возможностей применения специальных правовых режимов свободных экономических зон для промышленных кластеров. Проблемы, безусловно, есть, но они решаемы, нужна только взаимная заинтересованность в конечном результате. Она присутствует.
МНЕНИЕ
«Спад производства в минске больно бьет по российским поставщикам»
Генеральный директор Череповецкого литейно-механического завода, крупнейшего сборочного производства BELARUS в России Владимир Боглаев рассказал в интервью «СВ» о перспективах совместного проекта.
- Почему возникают барьеры на внутреннем рынке РФ для белорусской продукции, ведь мы же строим Союзное государство?
- Надо честно признать: это все проявление конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами. В нее стали активно вмешиваться лоббисты простой перепродажи промышленного импорта из стран, которые сложно назвать нашими союзниками. А нас, отечественных производителей, замаскированные импортеры вытесняют с нашего же общего рынка, прикрываясь псевдороссийским происхождением, лишают и Россию, и Беларусь тысяч рабочих мест. В итоге это может привести к ослаблению промышленного потенциала нашего Союзного государства. Пилотный проект «Союзный трактор» должен создать действующий механизм противодействия такому негативному сценарию.
- Как возник термин «союзный трактор»?
- Впервые его озвучила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко на III Форуме регионов Беларуси и России в Минске. Я рассказывал ей о линейке тракторов, которые производятся в России и Беларуси, показывал, какая модель больше «белорусская», а какая больше «российская». Она поправила: нечего тут делить, это не белорусский и не российский - «это союзный трактор».
- Цифры это подтверждают?
- Вполне. Трактор «Беларус» давно уже союзный. Только в 2017 году на завод МТЗ в Минске свою продукцию поставляли 134 российские компании на сумму больше 130 миллионов долларов. Если же сюда добавить российских поставщиков для белорусских предприятий всего холдинга МТЗ, то эти цифры можно, как минимум, удвоить. Любое снижение объемов производства на МТЗ - это падение производства в России. Сопоставимое.
К слову, не стоит ограничивать понятие «союзный трактор» только брендом «Беларус». Например, один из лидеров российского тракторостроения - «Петербургский тракторный завод», выпускающий колесники высоких тяговых классов, также соответствует этому определению. Среди его поставщиков комплектующих - около 35 белорусских предприятий, и список их постоянно расширяется.
- СП в Череповце получило поддержку Президента Беларуси Александра Лукашенко.
- Во время визита руководства Вологодской области в Беларусь он сказал, что хорошо осведомлен о проекте МТЗ и ЧЛМЗ и считает, что «из него должно что-то стоящее получиться».
- Когда же проект заработает?
- Технически мы уже этой осенью выпустим трактор, полностью соответствующий требованиям Минпромторга. То есть его можно будет отнести к российскому производству и пройти аудит российских контролирующих организаций. Сейчас идет согласование документов между МТЗ и нашим заводом. Тогда сможем выпустить с конвейера «первую ласточку». Мы готовимся к этому событию, так как на встрече с губернатором Олегом Кувшинниковым Александр Лукашенко обещал лично приехать. Это будет высокая оценка многолетнего труда для всего многочисленного коллектива белорусской диаспоры, которая трудится в череповецком машиностроительном российско-белорусском кластере.
КОЛЕСА - BY, МАНЖЕТЫ - RU
В следующем году МТЗ отпразднует важную дату: 70 лет назад с конвейера в Минске сошел первый колесный «землепашец».
ТАБУН ПОД КАПОТОМ
Сам завод появился чуть раньше - сразу после войны, в 1946 году, по указу Сталина. Сначала выпускали гусеничные трактора мощностью 37 «лошадей». Новая колесная модель - более мощная и надежная - стала отправной точкой развития сельского хозяйства в разрушенной войной республике. Главный конструктор МТЗ Иван Дронг предложил назвать новую машину величественно и патриотично - «Беларусь».
С тех пор белорусское предприятие превратилось в мирового производителя сельскохозяйственной техники. Каждый десятый колесный трактор в мире сходит с его конвейера. Сегодня на заводе трудятся больше 17 тысяч человек. В холдинг входит восемь предприятий - Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов, Витебский завод тракторных запчастей, Мозырский машиностроительный завод и другие. Они делают запчасти и комплектующие. Помимо колесников на заводе выпускают гусеничные тракторы, мотоблоки, прицепы и навесы для сельскохозяйственных машин.
На Гомельском мотороремонтном заводе чинят двигатели не только для "Белорусов", но и для советских "Кировцев". И даже американские моторы "Детройт", которыми тоже оснащают сельхозтехнику. ФОТО: БЕЛТА
ОТ ЧУГУНА ДО ПОДШИПНИКОВ
Каждый год МТЗ выпускает около 32 тысяч тракторов. Свыше шестидесяти моделей разных машин мощностью от 9 до 355 л.с. Они экспортируются в 60 стран мира, причем во многих налажено сборочное производство.
Однако основной партнер - Россия. Треть готовой продукции идет на российский рынок (11 135 штук в 2017-м). Но не только по части сбыта.
- В России мы закупаем комплектующие - подшипники, электрооборудование (датчики, спидометры), резино-технические изделия (рукава, манжеты, кольца, патрубки), тормозные диски. В России закупаем и металлы - чугун, ферросплавы, - рассказывает «СВ» Александр Казакевич, заместитель маркетинг-директора МТЗ. - У нас больше сотни компаний-партнеров по производственной кооперации в РФ.
Самый большой спрос на российском рынке на модели Belarus-82.1, Belarus-1221.2, Belarus-1523, Belarus-2022.3, а также на Belarus-225.2, Belarus-952.2 и шасси промышленного назначения Belarus-92П.
Дилерская сеть налажена через торговые дома МТЗ, открытые в 2003 году в пяти городах. У каждого из них есть своя дилерская сеть в регионе. Успешно работают в РФ и сборочные производства (самые крупные - в Татарстане и Череповце), и центры по обслуживанию и ремонту.
- Доля российских компонентов в себестоимости относительно всего модельного ряда тракторов Belarus, реализуемых в РФ, составляет не меньше 45 процентов. Все трактора, которые делаются на совместных сборочных производствах в РФ, продаются только на внутреннем рынке России, хотя и не попадают пока под программу господдержки, - говорит Казакевич.