На вас пахать надо!
Россия и Беларусь поддержат союзное сельхозмашиностроение
СТУПАЙ СВОЕЙ ДОРОГОЙ
Разговоры о том, чтобы объединить потенциалы двух стран в постройке «железных покорителей полей», ведут уже с десяток лет. На последнем июньском заседании Группы высокого уровня Союзного государства министры двух стран обсудили программу кооперации российского и белорусского сельхозмашиностроения.
- Чтобы обеспечить продовольственную безопасность Союзного государства, необходимо снизить зависимость аграриев двух стран от импорта технологий, машин, оборудования и запустить совместные проекты, - считает профессор Брянского государственного аграрного университета Леонид Гамко.
Пока же каждая страна идет своим путем. В России еще семь лет назад приняли стратегию развития отрасли до 2020 года. Результаты не заставили себя долго ждать. По данным Ассоциации «Росспецмаш», производство отечественной сельхозтехники за последние четыре года увеличилось в три раза (с 35 до 107 миллиардов рублей).
Однако специалисты не спешат радоваться успехам.
- Пока обеспеченность российских фермеров техникой совершенно не сопоставима с показателями развитых стран. Да и большая часть тех, что есть, - «старички», средний возраст которых перевалил за четверть века, - говорит ведущий аналитик Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Александр Бутов.
Сами производители клянутся, что готовы обновить весь модельный состав на российских полях, но к этому не готовы аграрии.
- Сегодня российские заводы могут дать почти в два раза больше машин, чем требуется пиковым спросом. Парк техники в наших хозяйствах изношен донельзя, но платежеспособность хозяйств довольно низкая, - рассказали «СВ» в пресс-службе «Ростсельмаш».
Фермеры отвечают - производители за последние годы несколько раз поднимали цены на технику, поэтому трудягам из села приходится экономить. Для поддержания спроса на тракторы, сеялки и комбайны по линии Минсельхоза действует программа льготного кредитования (ставка не более пяти процентов), но деньги в этом году задержали - субсидии пришли только в апреле. Поэтому в начале года впервые за шесть лет российское производство тракторов и комбайнов показало спад.
ДЕВЯТЬ БОГАТЫРЕЙ НА ГЕКТАР
В Синеокой прошлый год назвали удачным. Белорусский экспорт тракторов по итогам января - сентября увеличился на четырнадцать процентов.
Самый популярный сегмент - стальные кони мощностью от 50 до 100 лошадиных сил. Их продали больше двадцати тысяч. Примерно треть экспорта пришлась на Россию.
Вторыми по объемам поставок стали тракторы до 175 л.с. Вывоз за границу составил около 3,5 тысячи. Половина экспорта пришлась на РФ.
Машины хорошо покупают и в самой Синеокой. В Беларуси на тысячу гектаров пашни приходится 9,3 трактора.
- Выпускаем больше 350 моделей техники для агропромышленного комплекса, - рассказали в Министерстве промышленности РБ. - Делают их на 80 предприятиях, где трудятся 55 тысяч человек. На базе «Минского тракторного завода», «Гомсельмаша» и «Белагромаша» производят также оборудование для переработки сельхозпродукции.
Флагман тут «Минский тракторный завод». Он выпускает с полсотни моделей тракторов, современные плуги, погрузчики, лесозаготовительную и коммунальную технику. Объединение входит в число самых крупных экспортеров тракторов в мире.
БОДАТЬСЯ ИЛИ СДАТЬСЯ
Если бы не амбиции отдельных хозяйствующих субъектов, то шесть лет назад появился бы первый союзный холдинг.
В 2012 году белорусское правительство предложило объединить силы двум ведущим предприятиям - российскому «Ростсельмашу» и белорусскому «Гомсельмашу».
Линейка техники, которую выпускают предприятия, во многом пересекается. Такой «брак» добавил бы устойчивости двум гигантам и позволил выстроить единую экспортную политику. Но свадьба не состоялась. Сегодня ни «Гомсельмаш», ни «Ростсельмаш» не верят в дружбу и даже затаили друг на друга некую обиду.
- В Беларуси присутствуем чисто номинально, - возмущается директор Департамента маркетинга компании «Ростсельмаш» Прохор Дармов.
Российские продавцы машин жалуются, что последние восемь лет проигрывают все тендеры в Синеокой, зато побеждает их конкурент - «Гомсельмаш». В этом многие видят недобросовестную конкуренцию.
Белорусы тоже недовольны. В прошлом году из-за протекционистских мер произошло резкое снижение продаж продукции холдинга «Гомсельмаш» и совместного предприятия «Брянсксельмаш» на рынке России. Убытки последнего составили до сорока процентов.
После этого премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков призвал «Гомсельмаш» и «Ростсельмаш» к перемирию.
- Думаю, что нам нужно все-таки окончательно договориться и прекратить в некоторых элементах нездоровое соревнование, - отметил Андрей Кобяков.
Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с губернатором Ростовской области Василием Голубевым повторил, что «Гомсельмашу» и «Ростсельмашу» надо дружить, а не конкурировать:
- Это наш общий рынок. Давить друг друга не надо. Если «Ростсельмаш» не видит возможности договориться, что нам остается делать? Конкурировать не только на наших рынках, но и за пределами. К чему это приведет? Возьмите МАЗ и КамАЗ - один хромает в Беларуси и второй почти остановился, работает ни шатко ни валко. Вот к чему привела конкуренция.
Между тем мировые экспортеры сельхозмашин не дремлют: такие «монстры» индустрии, как John Deere (США), Case New Holland (США), AGCO Corporation (США), Claas (Германия), не собираются сдавать лидирующих позиций по объемам годового оборота. К Германии и США потихоньку подбирается Китай, занимая третью строчку в мировой доле экспорта. Последний особенно успешно продает за рубеж колесные тракторы небольшой мощности.
Удастся ли россиянам и белорусам за ними угнаться? Принятая Правительством РФ Стратегия развития экспорта в отрасли сельскохозяйственного машиностроения на период до 2025 года выглядит весьма амбициозно. Согласно ей через семь лет экспортные продажи российской сельхозтехники должны вырасти до тридцати миллиардов рублей.
- В этом году впервые вышли на рынки Австралии и ЮАР, уже пошли первые продажи, заключены контракты с дилерами. Причем техника разнообразная - инновационные фотосепараторы, зерноуборочные комбайны, энергонасыщенные тракторы и другая номенклатура. Задача - увеличить количество стран в среднем с 30 до 65 к 2025 году, - говорит директор Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга Евгений Корчевой.
Между тем политолог Геннадий Марченко советует не развивать российский экспорт в одиночку, а подключить к нему всех партнеров по Евразийскому союзу. Тем более что в прошлом году Евразийская экономическая комиссия предложила развернуть производство тех комплектующих, которые сегодня закупают за рубежом. Речь об изготовлении на территории «пятерки» элементов дизельных двигателей, гидравлических систем, трансмиссий, подшипников, а также электронных компонентов и спутниковой навигации.
- Это поспособствует увеличению экспорта сельхозмашин на рынки третьих стран, стимулированию спроса на сельхозтехнику, произведенную на территории Союза, за счет повышения ее эффективности и конкурентоспособности, - считает министр ЕЭК Сергей Сидорский.