Нефтяные маНЕРВЫ
Беларусь просчитывает последствия налогового маневра РФ в топливной отрасли
Пошлина на экспорт нефти из России и Беларуси с 1 июля повысились на 5,5 процента. Было - 131,8 доллара, стало - 139,1. Речь идет о сырье и нефтепродуктах, вывозимых за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.
Тем временем правительство РФ приняло решение о завершении налогового маневра, согласно которому экспортная пошлина на нефть будет снижаться на 5 процентных пунктов в год в течение шести лет. Сейчас экспортная пошлина на нефть в России - 30 процентов. Одновременно будет повышаться НДПИ на нефть (налог на добычу полезных ископаемых), в течение трех лет. Возможен рост внутренних цен на нефтепродукты и даже их дефицит. Чтобы это предотвратить, маневр предусматривает два механизма: обратный акциз на нефть, поставляемую на переработку, и дополнительный демпфирующий акциз, учитывающий выгодность экспорта.
Посол Беларуси в России Игорь Петришенко уже сообщил, что считает чувствительным для Республики Беларусь налоговый маневр в России.
- В первую очередь потому, что в соответствии с договоренностями при переработке нефти экспортные пошлины остаются в бюджете Беларуси. Мы внимательно следим за ситуацией с завершением маневра и, безусловно, готовимся к его возможным экономическим последствиям.
Планируется, что возможные последствия в отрасли попытаются предотвратить, увеличивая эффективность работы нефтеперерабатывающих заводов.
- Именно это должно позволить отрасли оставаться конкурентоспособной на внешних рынках, - сказал Игорь Петришенко.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Бензин будет дорожать
Игорь ЮШКОВ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности:
- Здесь ничего удивительного нет, потому что экспортная пошлина высчитывается исходя из цен на рынке. Соответственно, чем выше цены на мировом рынке, тем больше экспортная пошлина. Логика в том, что чем дороже нефть, тем больше государство забирает у нефтяников природной ренты, взимая тем самым долю за использование ресурсов. И действительно, ежемесячно высчитывается экспортная пошлина, исходя из котировок за прошлый месяц. Это стандартная процедура, и для государства это хорошо, оно получает больше денег, больше доходов в бюджет и может больше расходовать на социальный сектор.
Что это может значить для рынка? Фактически для потребителя размер экспортной пошлины ничего, по сути, не решает, это не изменение пока еще общей системы. Но о чем действительно стоит беспокоиться, так это о налоговом маневре. Для России и Беларуси это одна из важнейших тем. Было принято решение завершить так называемый налоговый маневр в нефтяной отрасли. Это значит, что в России будет понижаться экспортная пошлина на нефть и одновременно повышаться налог на добычу полезных ископаемых. Получается, что вся налоговая нагрузка будет переходить на скважину и стоимость нефти для российских и белорусских НПЗ (нефтеперерабатывающих заводов) будет расти. Естественно, это будет приводить к тому, что стоимость конечного продукта - топлива - тоже будет повышаться.
Это, соответственно, довольно большая проблема, потому что Беларусь получает прибыль за счет того, что закупает российскую нефть по внутренним ценам, примерно на 10 долларов дешевле, чем на мировом рынке за каждый баррель. И получается, что после завершения маневра для Беларуси нефть будет тоже дорогой и Беларусь сократит прибыль от вывоза нефтепродуктов в Европу. Поэтому налоговой маневр ударит не только по российской, но и по белорусской экономике.
Сейчас была масштабная встреча между российским и белорусским руководством, и я думаю, что это стало одной из центральных тем обсуждения, потому что налоговый маневр создает колоссальные риски для белорусской экономики. На это надо обращать внимание, а вот ежемесячное повышение экспортной пошлины - скорее некий рутинный процесс.