Меньше рисков - больше свободы
Бизнесу в Беларуси облегчили жизнь. Стоит ли принять похожий закон о развитии предпринимательства в России?
Либерализация экономики. Так большинство экспертов характеризуют то, что произошло в Беларуси в конце прошлого года. 23 ноября президент Александр Лукашенко подписал Декрет о развитии предпринимательства в Республике Беларусь. Он должен упростить ведение бизнеса в стране. Некоторые положения документа уже вступили в силу, а некоторые станут законными с 23 февраля и 23 июля. Что конкретно изменилось для бизнеса в Синеокой? Как это отразится на Союзной экономике? И стоит ли что-то подобное принять в России?
НЕТ ПОВОДОВ
Декрет - не просто общая декларация. Документ создал фундамент, на котором бизнес может работать без лишних препон. Он систематизировал разрозненные нормативные акты, которые частенько противоречили друг другу и давали повод придраться к бизнесу. Теперь этого быть не должно.
Как заявили белорусские власти, декрет охватывает 95 процентов сфер, где сосредоточен почти весь малый и средний бизнес. Это туристические и бытовые услуги, торговля, общественное питание, юридические консультации, перевозки и другие сферы. Для предпринимателей упрощают многие административные и технические барьеры, систему регистрации, создают налоговые послабления. В документе есть и общие положения (см. «Дословно»), и конкретные изменения (см. «Только факты»).
- Поменялись принципы взаимоотношения бизнеса и власти. И главный результат - значительно снижены риски осуществления предпринимательской деятельности, - считает Виктор Маргелов, глава Республиканской конфедерации предпринимательства, член Совета по развитию предпринимательства в РБ. - Судите сами, число санитарных норм уменьшилось в десять раз, противопожарных - в тринадцать раз. Почти наполовину сокращается число лицензий, необходимых для получения. Естественно, это снизило расходы бизнеса. И еще важный пункт - ужесточаются требования к проверяющим, сокращается перечень поводов, по которым они могут прийти к предпринимателю. Если проверяющие пришли по ложным сведениям, руководители этих госорганов будут привлекаться к ответственности.
КОНСУЛЬТАЦИИ ВМЕСТО ШТРАФОВ
Одно из главных достижений - наконец стали историей советские нормативные акты. Теперь они не обязательны для исполнения. А ведь именно эти давно устаревшие догматы часто были поводом, чтобы придраться к предпринимателю.
- Убираются все препоны и заградительные барьеры, которые мешали бизнесу развиваться, - считает Сергей Улюкаев, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Межкафедральной лаборатории финансово-экономических исследований Российской академии народного хозяйства и госслужбы. - Есть декларация о том, чтобы минимизировать уголовное наказание за экономические преступления. Это очень важно. К сожалению, сейчас и в Беларуси, и в России предпринимателю нужно быть отчаянно авантюрным человеком, чтобы начать свое дело. Если власть ему говорит: «Не бойся», - это очень важно.
Теперь проверяющие в Беларуси по закону должны советовать предпринимателю, как привести его деятельность в соответствие с законодательством, а не штрафовать сразу же.
- Начальные этапы бизнеса должны быть проще. Чтобы обеспечить безболезненный штраф. Сокращается перечень поводов для проверок. Первый визит проверяющих - только просьба исправить ошибки, - считает Андрей Пода, член общественной палаты Союзного государства, замглавы подкомитета по промышленности и инновациям, а также член комитета РСПП по международному сотрудничеству.
ВСЕМ ВЫЙТИ ИЗ ТЕНИ
Поблажки для бизнеса - это хорошо для экономики. Но и в России, и в Беларуси это лишь несколько процентов населения. А что облегчение предпринимательской деятельности даст другим гражданам?
- Облегчение жизни для бизнеса постепенно приведет к выходу из тени тех людей, которые работают подпольно, продают товар с рук и не платят налоги, - говорит Андрей Пода.
Общая проблема Союзной экономики - большая доля теневого сектора. Многие предприниматели и в России, и в Беларуси работают нелегально, без оформления юрлица. Это не только бьет по бюджету, но и отражается на конкуренции. Предприниматели, которые работают вбелую, заведомо проигрывают своим «черным» конкурентам.
- Улучшение бизнес-климата может привести к росту доли предпринимателей. Например, она может увеличиться с нынешних 3 - 4% до 7 - 10%, - говорит Сергей Улюкаев. - На экономике это отразится следующим образом. Во-первых, действующие предприниматели начинают больше вкладывать в собственный бизнес, расширяют деятельность. Без инвестиций рост экономики невозможен. А без роста экономики невозможен и рост зарплат. Во-вторых, предпринимательская активность приводит к созданию новых рабочих мест. Это снизит безработицу и увеличит реальные доходы граждан.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
Что изменится для бизнеса
1. Мораторий на повышение налогов и пошлин до 2020 года.
2. Предпринимателям разрешили работать без печатей.
3. Интернет-магазинам можно работать по упрощенной системе налогообложения (УСН).
4. Магазины не должны согласовывать свой режим работы (исключение - торговые точки, работающие с 23.00 и до 7.00).
5. Наружную рекламу и рекламу на транспорте не нужно согласовывать (раньше на это уходило от 10 дней).
6. Некоторые помещения можно использовать не по целевому назначению (например, в офисе можно открыть магазин или кафе).
7. Можно делать ремонт в арендуемых помещениях без разрешительной документации.
8. Процедуру закупок нужно проводить только при строительстве за бюджетные и «околобюджетные» деньги (раньше это делать должны были и частные компании).
9. Власти больше не смогут привлекать бизнес к ответственности за банкротство компании.
10. Нормативные правовые акты СССР и БССР, регулирующие порядок осуществления экономической деятельности, больше не являются обязательными.
Тезисы
Пять главных принципов отношений между предпринимателями и властью
- Презумпция добросовестности субъектов хозяйствования.
- Саморегулирование бизнеса и минимизация вмешательства гос-органов, их должностных лиц в предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
- Заявительный принцип госрегистрации субъектов хозяйствования и уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов экономической деятельности.
- Специальные разрешения (лицензии) нужно получать только для тех сфер, где есть угроза причинения вреда государственным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью и правам граждан.
- Приоритетная направленность работы контролирующих (надзорных) органов на профилактику правонарушений, а не штрафы.
НА РЕЗУЛЬТАТ
Выполним все положения - будет прорыв
Экспертов смущает только один факт. В России за последние годы тоже было принято множество законов и распоряжений правительства, которые на бумаге облегчали жизнь предпринимателей. Но на деле изменения были фрагментарными. Небольшое облегчение бизнес почувствовал, но кардинальных изменений не произошло.
- Если выполнить все положения декрета, это будет прорыв, - считает Сергей Улюкаев. - Но на первых ролях остается вопрос правоприменительной практики.
Сейчас белорусские власти готовят нормативную базу, в которой будет тщательно прописан алгоритм работы госорганов с бизнесом. По мнению экспертов, многие положения декрета Лукашенко можно было бы позаимствовать и для российской практики.
- Белорусские коллеги проделали колоссальную работу, - говорит Андрей Пода. - Для российского бизнеса тоже не мешало бы ввести дополнительные поблажки и льготы. В РФ бизнес находится не в лучшем положении. А больше всего нужно помогать малому предпринимательству. В первые два-три года у них должно быть больше льготных периодов и меньше проверок и требований со стороны чиновников. Тогда это приведет к реальному росту экономики.