Продуктовый атлас мира
За несколько лет количество идущих из Беларуси на экспорт товаров выросло в 3,5 раза. Сейчас сельхозпродукция республики штурмует рынки в семидесяти странах мира
ЦЕЛЬ-2020
По производству молока, яиц и мясной продукции на одного жителя белорусы опережают не только все постсоветские страны, но даже таких признанных европейских лидеров, как Германия и Франция. И дело не в том, что есть больше стали, просто активно растет экспорт.
Так, в 2017-м в полях, на фермах и в парниках страны вырастили продукции на девять миллиардов долларов. Большая часть этого огромного «пирога» отправилась за рубеж. В 2017-м на внешних рынках наторговали на пять миллиардов, побив прошлый рекорд в 4,2 миллиарда. Если же сравнить цифры последних десяти лет, то экспорт вырос в 3,5 раза. Результат обнадеживающий, но правительство подняло планку еще выше: к 2020 году нарастить внешние продажи продовольствия до 6,2 миллиарда долларов.
Прирастают показатели не только количеством, но и качеством. Еще в начале двухтысячных белорусские сельхозпроизводители могли продавать за границу лишь сырье. Иностранцы закупали дешево и сами перерабатывали.
- За последние пять лет структура товарного экспорта существенно изменилась: сделали ставку на готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью, - говорит замминистра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Леонид Маринич. - В результате доходная часть от реализованной продукции увеличилась в два раза.
ГЕОГРАФИЯ БУДУЩЕГО
Знаковой для белорусского АПК стала цифра 70. Именно во столько стран сегодня поставляют молочку и мясо из Синеокой. За один только прошлый год географию поставок расширили на 18 государств. «Продуктовый» атлас мира пополнился для республики и восточными партнерами: Бахрейн, Йемен, Малайзия, Монголия, Непал, Оман, и западными: Финляндия, Норвегия и другие.
Традиционные уже рынки сбыта тоже показали рост - похоже, иностранцы распробовали белорусское. Турция увеличила импорт аж в сто (!) раз, Грузия - почти втрое. В страны Африканского континента экспорт вырос на одиннадцать процентов. Даже США стали покупать вдвое больше. Сирия, Саудовская Аравия, Катар, Гонконг, Вьетнам тоже подтянулись, перешагнули рубеж продовольственного белорусского импорта в миллион долларов.
Самым труднодоступным рынком по-прежнему остается Евросоюз. Производители то и дело спотыкаются о систему сертификации и высокие таможенные пошлины. Но и здесь удалось нарастить экспорт на четверть. Польша, Литва, Германия, Нидерланды - главные ценители белорусского сухого молока, колбас и масла.
Удивительно, но факт: рост произошел по всем странам и континентам… кроме России. Туда за прошедший год поставки сократились на 1,5 процента. По словам Леонида Маринича, причина в Россельхознадзоре. За 2017 год продукция полусотни белорусских предприятий то и дело попадала под ограничения. В результате российский потребитель недополучил 21,5 тысячи тонн мяса и мясной продукции и 820 тысяч тонн молочных продуктов. Россельхознадзор активно защищает своих производителей, которые также за последние годы заметно наращивают объемы производства - лозунг «Покупайте российское» в действии. И все же РФ остается самым большим торговым партнером Беларуси, намного опережая всех остальных.
Тем не менее белорусы занялись диверсификацией своего экспорта.
- Стали открывать новые направления, - сказал Леонид Маринич. - Наши продукты начали покупать даже Италия и Великобритания. Но основным партнером для нас была и остается Российская Федерация.
УТКА ПО-ПЕКИНСКИ И ХАЛЯЛЬ
Беларусь входит в пятерку мировых лидеров по экспорту молочной продукции и в двадцатку - по мясной. Спрос на них постоянно растет. К примеру, Китай, партнерство с которым начиналось с пробных поставок ультрапастеризованного и сухого молока, сыворотки, сыров и масла. Китайцам понравилось, и в прошлом году экспорт вырос в семь с половиной раз. Бизнесменов из Поднебесной все чаще можно увидеть на переговорах с руководством белорусских мясокомбинатов. Два предприятия уже получили сертификаты и начали отправлять в Китай говядину.
- В 2018 году будем расширять ассортимент: активно продвигать сыры и готовую молочную продукцию, - говорит начальник Главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов. - К середине этого года завершится сертификация мяса птицы. Китай - очень емкий рынок. Но и конкуренция, безусловно, большая. Беларусь достойно представлена: наши молоко и мясо отвечают жестким требованиям китайцев по качеству и безопасности.
Другие страны охотно покупают белорусские яйца, желатин, муку. Растет спрос и на свинину - в прошлом году экспорт этого мяса увеличился почти в два раза.
Белорусские производители стремятся занять свою нишу и на специфических рынках. Получают международные сертификаты качества - как ветеринарные, так и религиозные - «Халяль» и «Кошер». Оперативно подстраиваются под выпуск нетрадиционной продукции: технологи изучают особенности производства, вкусовые предпочтения и создают адаптированные продукты. Например, для Венесуэлы разработали сухое молоко с витаминами.
ВКУСНО И ПОЛЕЗНО
Пейте, дети, молоко
Рекорд 2017 года для агропрома Беларуси - надой на одну корову достиг пяти тысяч килограммов молока в год. Беспрецедентно. Но рано расслабляться.
По плану уже через год эта цифра должна вырасти до 5,8 тысячи, а к 2020-му - до 6,5 тысячи. Как заставить буренок давать больше молока? Есть методы.
- Последние пять лет мы меняем подходы к системе кормления и содержания поголовья, - рассказывает Алексей Богданов. - Белорусский АПК сумел оценить свои резервы и развернуться в сторону интенсивного развития: не за счет увеличения стада, а за счет роста производительности. Будем продолжать работать над улучшением кормовой базы, усиливать ветеринарный и технологический контроль, повышать квалификацию работников. Все это должно привести к нужному результату - больше 9 миллионов тонн молока.