Вино разрешено. Но слишком много «но»
Российским СМИ вскоре могут позволить размещать рекламу вина и шампанского из Беларуси и других стран ЕАЭС. Насколько это поможет производителям Синеокой?
ПЬЕМ ПО НОЧАМ
Поправки в закон о рекламе уже поддержала правительственная комиссия. Скорее всего, с марта объявления можно будет размещать в печатной прессе, на ТВ и радио (с 23.00 до 7.00). Но с одной оговоркой - вино должно быть из местного винограда. Предприятия РФ с этими ограничениями могут рекламировать свою продукцию уже сейчас.
- Доля вина и шампанского из стран ЕАЭС пока невелика, - говорит директор Ассоциации производителей игристых вин Алан Соколов. - Из Армении в основном приходит коньячная продукция, виноградного вина из Беларуси мало, чаще это фруктово-ягодные напитки. Товара такого рода из Киргизии и Казахстана почти не сыскать.
В Минэкономразвития РФ обратили внимание на то, что в законопроекте не оговорено, как будут проверять, что напитки изготовлены из своего сырья. В России ведется реестр виноградных насаждений, в рамках ЕАЭС такой практики нет.
- К сожалению, денег на рекламу у виноделов, как российских, так и белорусских, зачастую просто нет, - сказал глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. - В России тем временем планируют разрешить интернет-торговлю слабоалкогольными напитками. Вот как раз в Сети реклама могла бы сработать.
Несмотря на то, что белорусские вина пока малоизвестны для россиян, у них есть определенный потенциал на рынке РФ.
- Белорусы делают отличный алкоголь, ведь их система гос-контроля сохранилась с советских времен, - продолжает Дробиз. - Там качество продукции, которым восхищаются все страны СНГ. Белорусы научились делать даже джин, текилу и виски из западного сырья. Кроме того, сейчас в России настоящий бум фруктовых вин - их производство выросло в разы. В Беларуси виноградников почти нет, а ягоды и фрукты - в наличии. Напитки из этого сырья могут оказаться в тренде. Но перспективы пока очень туманны.
КАПЛЯ В МОРЕ
В декабре правительство Беларуси установило ограничения на производство алкоголя в 2018 году для своего рынка. Квоты на выпуск ликеро-водочных изделий увеличили на два процента, а вин - сразу на восемьдесят.
Сырье импортируют из Молдавии, других стран Европы, Грузии, Чили. По закону то, что выращено за пределами Беларуси, должно маркироваться как «виноматериал». Благодаря ему на прилавках появились белорусские совиньон, шардоне, саперави, каберне…
Государственная политика такова: ввозить в страну только дорогой алкоголь. А масс-маркет делать самим. Импортеры, конечно, опечалились, а местные производители, засучив рукава, принялись совершенствовать технологии.
Если сравнивать с прошлыми годами, то наблюдается прорыв - экспорт вина в Россию увеличился в несколько раз. Но все равно в море алкогольной индустрии это капля (см. инфографику). Того же пива за год Беларусь экспортировала в РФ 50 миллионов литров и 33,5 миллиона - водки.
Белорусское виноградное вино для России - затея невыгодная: проще закупить виноматериалы у той же Молдавии напрямую и разлить у себя самостоятельно. Виноделы республики по поводу своих перспектив в РФ иллюзиями себя не тешат, пока стремятся осваивать рынки «дальней дуги».
Иван Троцкий, гендиректор «Минского завода виноградных вин»:
- Появилась новая отрасль в отечественном пищепроме, которая оказалась вполне конкурентоспособной. Молдавские и белорусские виноделы создали совместную замкнутую технологическую цепочку - от выращивания лозы до бутилирования готового продукта. В Россию поставляем в основном водку, настойки, бальзамы и ликеры. Они подпадают под закон о рекламе и в принципе не рекламируются в РФ. В целом же продвижением нашей продукции на иностранных рынках занимаются компании-импортеры. Что касается рекламы вина, то это может быть интересно скорее производителям Армении и южных регионов России, которые имеют собственные виноградники. Белорусских же виноделов изменения в российском законодательстве вряд ли заметно коснутся.
БАРЬЕРЫ
Налейте бокальчик из танкера
Есть три «болезни», которые мешают честным производителям.
1. Это прежде всего нехватка своего сырья, недостаточные площади виноградников. Гораздо выгоднее гнать виноматериал из-за границы по бросовым ценам, разливать его по красивым бутылкам и выдавать за «первый сорт». Так и представляется картина: модная девушка откупоривает бутылку французского вина и мыслями переносится в Бордо. Но проза жизни такова: в европейском порту стоит большой танкер, куда фермеры сливают низкокачественное вино - балк. Потом он плывет до Санкт-Петербурга, где его переливают в цистерны и отправляют по регионам.
Минсельхоз сообщает, что четверть произведенного в России вина и больше восьмидесяти процентов игристого (шампанского) изготовлены
с применением подобной технологии. Причем нередко на таком продукте пишут, что оно краснодарское или крымское.
- Необходимо отучать виноделов от халявы, добиваться, чтобы они вкладывали собственные средства в виноградники! - заявил недавно министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев.
В конце прошлого года Госдума приняла в первом чтении законопроект «О развитии виноградарства и виноделия в РФ», правительство вносит поправки для второго чтения. Поддержку отрасли увеличат, но изменения россияне почувствуют лишь через несколько лет.
2. Те, кто разбирается в вине, обратили внимание, что на прилавках появилось слишком много ГВН. Это не то, что вы подумали, а газированные винные напитки, также есть и негазированные.
В них доля вина составляет лишь пятьдесят процентов, остальное - добавки. Однако такие напитки пользуются большой популярностью, особенно у прекрасного пола. Всех манит интересный «дизайнерский вкус», и мало кто задумывается о пользе продукта. Производство винных напитков выросло со 123 миллионов литров в 2013 году до 309 миллионов в 2016-м. Это негативно сказывается на производителях натуральных вин. Ведь гораздо выгоднее закупить цистерну с вышеупомянутым виноматериалом, разбавить его еще вполовину, подсластить, добавить ароматизаторов - и вот он, хит сезона.
3. Благодаря автоматизированной системе контроля за производством и оборотом алкоголя ( ЕГАИС) рынок в значительной мере удалось очистить от нелегального спиртного. Теперь он выглядит более цивилизованным и привлекательным, в том числе для белорусских экспортеров. Однако еще не все в порядке в «датском королевстве». 19 декабря вице-премьер Правительства РФ Александр Хлопонин заявил, что сохраняется высокая доля фальсифицированного коньяка и шампанского:
- Зачастую под видом этих напитков на полке стоит подкрашенный этиловый спирт
с ароматизатором.
В правительстве решили усилить борьбу с контрафактом и сделать ставку на импортозамещение. Кроме того, необходимо менять саму структуру потребления: от крепких напитков переходить к благородным винам. Такая тенденция, к слову, уже наметилась в Беларуси.