Из-под земли достанут и… переработают
Нефтяной рынок Беларуси и России ждет перестройка
Наши страны давно работают над снятием барьеров в общем экономическом пространстве. К 2025 году планируют создать общий рынок нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза.
Год назад урегулировали вопросы по поставкам нефти и газа. Ежегодно в Синеокую будет перекачиваться 24 миллиона тонн нефти.
- Это позволит полностью загрузить белорусские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) сырьем и обеспечить их нормальную работу, - сказал в декабре прошлого года заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко.
Общие подходы в создании единого энергетического рынка продолжают согласовывать и в формате пяти стран ЕАЭС - России, Беларуси, Кыргызстана, Казахстана и Армении. В итоге к 2025 году должны появиться прозрачные механизмы формирования цен на энергоносители, единое биржевое пространство, свободный доступ к инфраструктуре. Одна из первостепенных задач - перевод производств на инновационные и цифровые технологии, работа в новых экономических реалиях.
- Мы активно готовимся: для повышения эффективности работы заводов в рыночных ценовых условиях проводим модернизацию белорусских НПЗ. Повышение глубины переработки нефти, получение новых продуктов позволит нефтеперерабатывающим заводам получить дополнительную прибыль и оставаться конкурентоспособными на мировом рынке, - говорит заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков. - Для Беларуси это дальнейшее экономическое развитие государства, укрепление энергетической безопасности, в том числе за счет обеспечения углеводородным сырьем на недискриминационной основе, а также рост конкурентоспособности продукции белорусских НПЗ как на рынке ЕАЭС, так и на мировом рынке энергетических ресурсов.
Это глобальная тенденция - усиление конкуренции экспортеров энергоресурсов, поиск новых путей их транспортировки. Играть в одиночку не эффективно, лучше кооперироваться. Полгода назад Президент России Владимир Путин предложил наладить экспорт белорусского бензина, мазута и дизеля через российские порты. Сейчас в основном для поставок за кордон используются прибалтийские маршруты.
- Беларусь продолжит транспортировку нефтепродуктов через российские порты при экономической целесообразности. Если это направление по транспортным издержкам будет выгоднее или сопоставимо с остальными - будем только рады предложить покупателям поставки из различных портов Балтийского моря, включая российские.
А иначе транзит через более отдаленные порты - это запасной вариант, используемый в случае перебоев в поставках по более выгодным направлениям, - заключил Рыбаков.