15 Января 2018 года / Текст:  Евгений БЕЛЯКОВ / К номеру: 1  (764)

Бензин дорожает втрое быстрее инфляции

Может ли Беларусь снизить дефицит топлива на российском рынке?

Бензин дорожает втрое быстрее инфляции

Владимир Путин в поездке по новой трассе Чита–Хабаровск на машине «Лада-Калина». Фото: wikipedia.org

Горючее в прошлом году било рекорды роста в РФ. Цены повышались как на оптовом рынке, так и в рознице. Нефтеперерабатывающие заводы реализовывали топливо на историческом максимуме. Ценники на АЗС росли не так резво, но все равно гораздо быстрее инфляции. По данным Росстата, в среднем литр бензина в стране с начала 2017 года подорожал на шесть процентов. И это при официальной инфляции в 2,5 процента. Что происходит со стоимостью горючего? И может ли союзная кооперация помочь снизить цены?

НЕФТЬ ОПЯТЬ ВЫШЕ $60

Одна из причин высоких цен на топливо - подорожание «черного золота». В прошлом январе баррель стоил $55, летом опускался до $45, а сейчас уверенно держится выше $65 уже долгое время. В себестоимости бензина «черное золото» играет не такую серьезную роль, как многим кажется. Но это один из важных факторов, который влияет на конечную стоимость заправки любого автомобиля (см. графику).

- Внутренняя цена на нефть сейчас находится на максимальных исторических отметках - около 20 тысяч рублей за тонну. Даже при цене на нефть в $140 (в 2008 году. - Ред.) такой ситуации не было, - поясняет Андрей Гордеев, аналитик консалтинговой компании «Верген Ойл Групп».

Прогнозы на будущее пока давать сложно. Все будет зависеть от договоренностей между странами ОПЕК. Но вряд ли стоимость «черного золота» резко упадет. В условиях растущей глобальной экономики это маловероятно.

Бензин дорожает втрое быстрее инфляции

СБОР РАДИ НОВЫХ ДОРОГ

Еще один фактор - налоговая и акцизная нагрузка на нефтяные компании. В пользу государства отдается более 60 процентов тех денег, что мы, как автолюбители, платим на АЗС.

- Когда затевался налоговый маневр, акцизы должны были отменить, перекладывая нагрузку на НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых. - Ред.), - поясняет Андрей Гордеев. - Но потом цена на нефть упала, и власти решили оставить и акцизы, и повышенный НДПИ. Все это повышение компании, естественно, переложили на потребителей.

Повышение акцизов будет происходить и в ближайшие годы. В 2018-м акцизы увеличат дважды - по 50 копеек за литр с января и с июля. Компании уже начали готовиться к этому. Стоимость топлива обычно повышают плавно, чтобы не пугать потребителей. По расчетам экспертов, доля акциза в стоимости литра топлива уже превышает 20 процентов. К примеру, на литр бензина к 2020 году она будет составлять 10 рублей, а на литр дизельного топлива - 7,5 рубля.

Как поясняют эксперты, акцизы идут напрямую в дорожные фонды. За счет этих отчислений государство строит и ремонтирует дороги. Для сравнения, повышение акцизов в 2018 году принесет дополнительно в бюджет около 40 миллиардов рублей.

ЭКСПОРТИРОВАТЬ ВЫГОДНЕЕ

Одна из главных причин повышения - дефицит топлива на внутреннем рынке. И это не потому, что нам не хватает нефти или перерабатывающих мощностей. Крупным производителям сейчас выгоднее поставлять топливо за рубеж, чем продавать в России. Цена на нефть резко выросла, а курс доллара почти не поменялся. То есть в рублевом эквиваленте отдача от барреля нефти больше при продаже за рубеж.

Усугубляют ситуацию ремонтные работы на нефтеперерабатывающих заводах. Они проходят регулярно. Так устроен технологический процесс на этих сложных производствах. Однако, когда рост на внешних рынках сочетается с плановыми работами на крупнейших НПЗ, это может вызывать дефицит топлива и рост цен на оптовом рынке. К примеру, стоимость бензина сейчас находится на максимальных исторических значениях - около 45 тысяч рублей за тонну.

- Основная прибыль сместилась в область добычи и экспорта. А реализация внутри страны не приносит особых прибылей, - считает Андрей Гордеев.

ФАС УПОЛНОМОЧЕН НАКАЗАТЬ

У чиновников на ситуацию немного другой взгляд. Цена на топливо - это фактор, который отражается на общей инфляции. Ведь это влияет на стоимость любых видов грузоперевозок. Резкие скачки правительству не нужны. Во время прошлого кризиса цены регулировала Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Она штрафовала нефтяные компании, если, по мнению чиновников, они завышали цены на топливо.

В конце прошлого года ФАС снова заинтересовалась топливным рынком. И даже отправила письма основным производителям. Чиновники попросили бизнесменов объяснить, почему топливо так резко выросло в цене. То есть экономически обосновать повышение стоимости. Кто-то объяснил это авариями на некоторых собственных НПЗ. В большинстве компаний пока никак не отреагировали на запрос ФАС. Тем не менее стоимость топлива на бирже стала падать.

- Уже сейчас мы видим снижение цен, а также рост объемов продаж - бензина стало продаваться порядка 30 тысяч тонн, тогда как ранее продавалось порядка 16 тысяч тонн, - рассказал агентству «Интерфакс» начальник Управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин.

- Повышение стоимости бензина неизбежно, оно немного превысит общую инфляцию, но будет очень плавным, - считает Андрей Гордеев.

Бензин дорожает втрое быстрее инфляции

МИНСК ПОМОЖЕТ?

Ситуацию могут исправить не только проверки со стороны антимонополистов, но и поставки из соседних стран, в частности, Беларуси. В последние годы Россия и Беларусь сотрудничали по простому принципу: Москва поставляла сырье, а Минск отправлял обратно бензин. Тем самым работа была обоюдовыгодной. Беларусь получала нефть по относительной низкой стоимости, а Россия сокращала дефицит на внутреннем рынке за счет поставок из союзной республики.

Тем не менее, когда нефть резко подешевела, белорусским производителям стало не так выгодно отправлять бензин в Россию. В итоге в 2017 году Москва освободила Минск от жесткого обязательства поставлять в Россию автомобильное топливо в обмен на поставки на белорусские НПЗ сырой нефти.

Сейчас производителям Синеокой выгоднее отправлять продукцию в Европу. Там цены на бензин сильно выше, чем внутри страны и даже в рамках Союзного государства. Однако, как полагают эксперты, если цены внутри России будут увеличиваться и дальше, поставки могут возобновиться. Тогда у белорусских трейдеров появится стимул контрактовать топливо на российских биржевых площадках.

КСТАТИ


В Синеокой - плюс семь процентов

В Беларуси цены на бензин жестко контролируются государством. Именно поэтому стоимость была зафиксирована на одном уровне больше двух лет, до марта 2017-го. С весны прошлого года началось постепенное подорожание. В итоге два основных вида бензина (92-й и 95-й) прибавили по 7 процентов, а дизель - 5 процентов. Но это в рамках общей инфляции, которая есть в Синеокой. То есть цены на топливо растут так же, как и на другие товары.

Для сравнения - сейчас литр АИ-95 стоит 1,29 белорусского рубля. В переводе на российские деньги это 36,4 рубля (примерно на 8 процентов дешевле, чем в России).


ПРОГНОЗ

Как считают эксперты, в 2018 году цены на бензин будут увеличиваться, чуть опережая инфляцию. Резкого роста, как в прошлом году, не будет.
В финансовой группе БКС подсчитали, что в этом году цена литра бензина в рознице в различных регионах России увеличится на 2 - 5 рублей. Этому будут способствовать общая инфляция (около 4 процентов), увеличение акцизов и прогнозируемое снижение курса рубля (в бюджете заложена стоимость доллара в 64,7 рубля).


Комментарии


Другие статьи раздела

Экономика: интеграция

Достаточно одной таблетки

На Новосибирском заводе химконцентратов журналистам показали, как делается топливо для Белорусской АЭС. Первую партию «урановых пилюль» готовы отгрузить уже в конце года

Петербургская пуща

Представители двух городов-побратимов разработали «дорожную карту» сотрудничества: от фармацевтики до туризма

Карты, деньги, два рубля

«СВ» вспоминает эволюцию денег в Союзном государстве

На поле танки грохотали

В Подмосковном военном городке Кубинка стартовал самый зрелищный этап Международного военно-технического форума «Армия-2018»

Доллару мы скажем «до свиданья»

Россия и Беларусь постепенно отказываются от расчетов в американской валюте

Накину бойцовку с накаткой и двину на целину

Всебелорусская молодежная стройка на БелАЭС выходит на финишную прямую. Летом в Островец традиционно приехало подкрепление. Сводный трудовой студотряд Союзного государства - четыре сотни парней и девушек. Корреспондент «СВ» отправилась вместе с ними узнать, зачем они променяли пляжный шезлонг на заливку бетона, и выучить местный язык

Читайте также

Политика

Александр Лукашенко: За наши технологии готовы платить

Президент Беларуси посетил Узбекистан, где обсудил сотрудничество с его главой Шавкатом Мирзиёевым

Культура

Юбилей продолжается!

80-летие знаменитого белорусского композитора Игоря Лученка отметили в Москве.

Трибуна депутата

Франц Клинцевич: Был на учениях «Запад-1981», но «Восток-2018» гораздо мощнее

Заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, сенатор Совета Федерации - о самых крупных военных маневрах со времен СССР

Союзное государство

Александр Лукашенко: Переговоры были тяжелые, но результативные

Президент Беларуси на совещании с участием членов правительства рассказал о результатах переговоров в Сочи

Общество

Транспорт президентского уровня

По воздуху, по воде, по земле — президенты России и Беларуси в любой стихии передвигаются одинаково свободно. Ведь ничто человеческое им не чуждо, а в нужных случаях на помощь приходят современные технологии



Союзное государство

Александр Лукашенко: Переговоры были тяжелые, но результативные

Президент Беларуси на совещании с участием членов правительства рассказал о результатах переговоров в Сочи

Союзное государство

Александр Лукашенко: Все спорные вопросы между РФ и Беларусью решатся до конца года

В Сочи проходит встреча на высшем и высоком уровне с участием правительств и президентов России и Беларуси

Общество

Транспорт президентского уровня

По воздуху, по воде, по земле — президенты России и Беларуси в любой стихии передвигаются одинаково свободно. Ведь ничто человеческое им не чуждо, а в нужных случаях на помощь приходят современные технологии

Общество

Педали крутите, ногами шевелите!

По всему миру проходят акции Европейской недели мобильности, финалом которой станет День без автомобиля - 22 сентября. Владельцам личного транспорта предлагают отказаться от него в пользу общественного, больше ходить пешком или ездить на велосипеде. Поддержат ли инициативу Минск и Москва?

Культура

Юбилей продолжается!

80-летие знаменитого белорусского композитора Игоря Лученка отметили в Москве.

Общество

Страшный криспер и «красавчики» за уборкой

О глобальной проверке Роскачества, генетически отредактированных клубнях и чудо-комбайнах из Коломны «СВ» рассказал исполнительный директор Картофельного союза России Алексей Красильников

Культура

Только песня казаку на Дону подруга

В столице Ростовской области отгремел фестиваль «Молодежь - за Союзное государство»

Политика

Александр Лукашенко: За наши технологии готовы платить

Президент Беларуси посетил Узбекистан, где обсудил сотрудничество с его главой Шавкатом Мирзиёевым

Политика

Владимир Путин: У России нет и не может быть агрессивных планов

Президент РФ побывал на маневрах «Восток-2018» и встретился с Реджепом Эрдоганом

Общество

«Скарб»* на поле

Белорусов официально признали главными «едоками» картофеля в странах СНГ. Россияне отстают совсем немного и скупают большую часть урожая Синеокой.