Таможенный кодекс остановит поток «серого транзита» из 90-х
Новые правила вступят в силу 1 января 2018 года. Как это повлияет на деловую жизнь России и Беларуси?
Чтобы обнаружить контрабанду, таможенники могут даже не открывать двери. Новейший инспекционно-досмотровый комплекс просветит машину быстро и четко. Фото: Виталий Невар/ТАСС
ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ
На днях Президент Беларуси Александр Лукашенко поставил подпись под законом «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза». Это должно было произойти еще летом, но дело неожиданно затянулось. Тогда глава республики потребовал доработок, чтобы документ был более применим на практике. И вот после трех лет труда целой армии юристов, финансистов, таможенников всех стран союза подведен итог - руководители пяти стран ЕАЭС дали добро на его введение. Президент России подписал документ 14 ноября, Александр Лукашенко - спустя три дня.
Мы переходим к единому таможенному регулированию в странах ЕАЭС (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан), что позволит отстаивать на уровне союза общие интересы.
- Это уже второй Таможенный кодекс. Первый появился в 2010 году одновременно с первым этапом евразийского интеграционного проекта - Таможенного союза, - говорит замдекана факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев. - Создавать единое таможенное пространство изначально было непросто, несколько лет согласовывали пошлины, оценивали потери стран-участниц. Учитывался и опыт первой совместной таможенной зоны - российско-белорусской, созданной еще в 1995-м. Если сравнивать два Таможенных кодекса, то первый скорее «работал на доверии», так как в 2010 году Россия фактически перепоручила свои таможенные границы (входы на российский рынок) пограничным службам Беларуси и Казахстана. Второй Таможенный кодекс - более взвешенный. Работает по принципу «Доверяй, но проверяй». В его создании участвовали специалисты всех стран ЕАЭС.
Фактически трехсторонний таможенный кодекс образца 2010-го, как выразилась эксперт Ассоциации профессиональных таможенных операторов Елена Цветкова, «устарел морально и физически»:
- Хотя бы потому, что Евразийский союз расширился и включает уже не три страны, а пять. И законодательство потребовалось усовершенствовать.
ПРОЗРАЧНЫЕ РУБЕЖИ
Главное новшество - упрощение таможенных операций и перевод их в электронный вид. Теперь решения будут принимать информационные системы, а личный контакт с таможенниками сведен к минимуму.
- Электронные технологии обеспечат весь процесс от прибытия товаров до их выпуска в продажу, - объясняет директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии Дмитрий Некрасов. - Сейчас основные процессы происходят на бумаге, а после принятия Кодекса бумага останется в качестве резерва.
Письменное декларирование предусмотрено для отдельных случаев - транзитных грузов, вещей личного пользования, товаров с сопроводительными документами. Или если произойдут неожиданные сбои, например, на таможне отключат электроэнергию.
- Когда процессы прохождения границы будут оцифрованы, - продолжает Андрей Суздальцев, - то все передвижения станут прозрачными. Например, в Минске можно будет проследить, какой груз едет в Бишкек, и наоборот. Новый кодекс повысит доверие к таможенникам, сократит поток нелегальных товаров, который шел еще, начиная с 1990-х.
КРАСНАЯ ЛАМПОЧКА
Предъявлять документы, подтверждающие заявленные в таможенной декларации сведения, теперь в обязательном порядке не понадобится - а только если сработает система управления рисками. Тогда загорится красная лампочка, и груз подвергнется дополнительному контролю. Но в большинстве случаев должна сработать система «автоматический выпуск». Такие пункты появятся на всех границах союза.
- Это потребует перенастройки работы таможенных служб, - говорит Дмитрий Некрасов. - Больше не понадобится ловить широким неводом всех подряд, а действовать точечно, выявляя злоумышленников и предоставляя послабления добропорядочному бизнесу.
Почти беспрепятственно смогут проходить границу так называемые экономические операторы - организации, которые доказали свою благонадежность. Желающие могут подать заявление, чтобы их признали таковыми - в кодексе прописаны критерии, которым нужно соответствовать.
ЧЕТЫРЕ ЧАСА ВМЕСТО СУТОК
В скором времени мы больше не увидим на границах длинные вереницы фур. Дальнобойщики смогут проезжать посты стремительно. Эксперты считают, что таможенное оформление можно свести к нескольким минутам.
А максимальное время выпуска товаров - четыре часа. Это в шесть раз (!) быстрее нынешних норм.
Учитывая, что Беларусь экспортирует молоко, мясо, рыбу овощи, то сокращение срока простоя на границе пойдет на пользу и продавцам, и покупателям. Залог свежести продуктов.
Еще одна приятная новость - отсрочка уплаты таможенных платежей на срок до одного месяца (а в особых случаях - и до полугода, например, из-за стихийного бедствия).
- Разработчики кодекса постарались, чтобы новый документ предусматривал простоту и удобство для бизнесменов, безопасность и эффективность для государства. В том числе полную собираемость таможенных платежей, - говорит Елена Цветкова. - Теперь важно понять, как он будет работать на практике. Для этого ФТС России создает «горячую линию» и рабочие группы на разных видах транспорта - в портах, аэропортах, на вокзалах. Поживем, увидим и при необходимости скорректируем. Мы очень надеемся, что новый закон облегчит жизнь всем.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Дмитрий НЕКРАСОВ, директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии:
Фото: ncommission.org.
- Мы постарались заложить в кодекс основы правильной психологии в отношениях государственных органов и экономических операторов. Удалось донести до коллег из таможенных служб мысль, что экономические операторы - это надежные
партнеры государства, бизнес, который работает предельно прозрачно и честно. Их деятельность не требует пристального внимания контролирующих органов. Доверяя экономическим операторам, мы экономим ресурсы для более опасных участков работы и можем сосредоточиться на фирмах-однодневках и нарушителях.
Сергей КАТЫРИН, президент Торгово-промышленной палаты РФ:
Фото: БЕЛТА
- Таможенный кодекс ЕАЭС - сложный юридический документ объемом 1200 страниц. Его положительные стороны известны, но бизнес столкнется и со слабыми местами. О них предметно можно будет говорить минимум через полгода, в середине следующего лета. В тексте кодекса трудно разобраться даже специалистам в сфере таможенного дела. Документ содержит около трех отсылочных норм на национальное законодательство и предусматривает урегулирование 100 вопросов решениями Евразийской экономической комиссии, 25 из которых станут обязательными одновременно с кодексом. Это неизбежно приведет к различному толкованию норм, спорам и судебным разбирательствам. Поэтому сразу после начала действия кодекса надо заняться его усовершенствованием - мониторингом правоприменения.
Алисен АЛИСЕНОВ, доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС:
Фото: vk.com
- Товарооборот между Беларусью и Россией в 2016-м году снизился по сравнению с 2015-м на 5,2 процента и достиг 26,1 миллиарда долларов. Однако в 2017-м торговля между нашими странами может вырасти на 7,8 - 8,5 процента. За девять месяцев текущего года увеличились поставки бытовой техники, электробытовых приборов, машин, оборудования. Выросли и взаимные поставки сельхозпродукции. А новый Таможенный кодекс еще больше способствует расширению торговли.