Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Экономика


Второй ЭпаТАЖ

Яркий, модный, комфортный, двухуровневый! Это все о новом поезде швейцарско-белорусского производства. 27 октября он отправился в свой первый рейс с Киевского вокзала в аэропорт «Внуково»

Фото: Владимир Веленгурин/kpmedia.ru

ВЫСОКО СИЖУ, ДАЛЕКО ГЛЯЖУ

Музыка и воздушные шары, печенье и памятные сувениры... Для пассажиров запуск нового поезда стал праздником. Многие признавались, что не ожидали с таким хорошим настроем добраться в аэропорт. Узнав, что составы сделали в соседней республике, передавали благодарности белорусским мастерам.

- Поезд назвали «Евразия», и это символично. Он стал результатом совместной работы членов Евразийского союза. Собрали в Беларуси по швейцарской технологии, а многие запчасти делают в России, - рассказал министр транспорта РФ Максим Соколов.

До конца ноября на направлении «Киевский вокзал - «Внуково» запустят четыре таких состава. В «Домодедово» будут курсировать еще семь.

- В международный хаб «Шереметьево» пока будут ходить только одноэтажные поезда, - пояснили представители компании «Аэроэкспресс». - Они справляются со своими задачами.

Что касается не так давно открывшегося четвертого аэропорта «Жуковский», то до него экспрессы доберутся нескоро. Пути еще не построили, да и пассажиропоток там пока небольшой.

ВСЕ НА СТАДИОН

Двухэтажные поезда могут перевозить на сорок процентов больше пассажиров. Сейчас это может быть не так необходимо - свободное местечко в аэроэкспрессе найти не так уж сложно. Но Максим Соколов пояснил, что более вместительные составы очень помогут в следующем году принять огромное число болельщиков чемпионата мира по футболу.

Продумали вариант на случай, если наплыв фанатов будет слишком большим. Тогда аэроэкспрессы удлинят. Спаренные поезда - шесть плюс четыре вагона - позволят привезти с комфортом, люди не будут стоять в тамбурах.

Экспрессы способны разгоняться до 160 километров в час, но пока от них такой прыти никто не требует. Гендиректор аэропорта «Внуково» Василий Александров пообещал, что в будущем поезда ускорят ход и добираться до места назначения можно будет не за 35 минут, а всего за двадцать. В любом случае это намного быстрее, чем пытаться пробраться через столичные пробки. И дешевле, чем на такси - билет стоит в среднем пятьсот рублей, но есть и ряд скидок.

БЕЗ КОЛЛАПСА

 sv8-0211-mashinist-220.jpg

Машинист управляет многотонной махиной легким движением элегантных джойстиков. Фото: Владимир Веленгурин/kpmedia.ru

Уникальный подвижной состав разработала для компании «Аэроэкспресс» швейцарская фирма «Штадлер Рэйл Групп». Собирают новинку на предприятии под Минском. Вначале планировали поставить 118 вагонов, но затем объем сократили. В результате Москва получит 62 вагона (одиннадцать поездов).

Сложности были и в сертификации на территории РФ. По сути, первые вагоны собрали в 2014 году. Даже состоялась презентация. Мэр Москвы Сергей Собянин назвал поезд «суперсовременным». Но, пока прошли все согласования, минуло несколько лет.

- Аэроэкспрессы перевозят миллионы людей, представьте, если все эти пассажиры окажутся на дорогах. Коллапс, - заметил градоначальник.

Первый заместитель руководителя Департамента транспорта Москвы Гамид Булатов на нынешней презентации был воодушевлен:

- Это еще один проект, который позволит разгрузить наши трассы и станет новым украшением столицы.

ДИЗАЙН, КАК В САМОЛЕТЕ

Первые пассажиры внимательно изучали новинку. Аэроэкспрессы - не только привилегия москвичей. Через столицу идут тысячи стыковочных рейсов, толпы туристов спешат и днем, и ночью с самолетов на авто- или железнодорожные вокзалы. Так что новыми поездами будет пользоваться вся страна. Для многих путь до аэропорта часто оказывается куда более утомительным, чем сам авиаперелет. Поэтому очень важно обеспечить на этом этапе максимальный комфорт.

 sv9-0211-sobaka-160.jpg

Поезд со звездой на борту охраняет Мухтар и его чуткий нос. Фото: Николай Алексеев

Двери в красный обтекаемый вагон с тонированными стеклами открываются легким нажатием на кнопку. Через некоторое время сами закрываются - верное решение для страны с холодным климатом. Кроме того, чтобы не замерзнуть зимой, на входе создается тепловая завеса.

В каждом вагоне установили системы видеонаблюдения и информационные экраны, есть тут и Wi-Fi, и зарядки для телефонов. А кресла, похожие на авиационные, такие удобные, что сразу понятно - едешь в аэропорт. Да и салон напоминает внутренности лайнера.

Габариты поезда позволили увеличить место не только для пассажиров, но и для багажа. Чемоданы можно ставить на стеллажах в вагоне, на верхних полках и под сиденьями. При этом в широких проходах ничего не мешается под ногами - хоть в футбол играй. Будет актуально для болельщиков следующим летом.

Подумали и о людях с ограниченными возможностями. Для инвалидных колясок есть специальные системы фиксации, а также просторные туалетные комнаты. Там же, к слову, есть пеленальные столики для мам с малышами, обеззараженные ультрафиолетовыми лампами. Впервые в подобных поездах - лифт для передвижения малоподвижных пассажиров.

- Комфортно, тепло, но не душно, - радуется пассажир Владислав Чистов. - Еду первый раз - очень нравится, в пути всего чуть более получаса, а так бы два часа в пробках стоял. Буду рекомендовать друзьям.

София Сидорова едет из Москвы в Ростов-на-Дону:

- Нечасто удавалось со второго этажа наблюдать за дорогой. Хороший ход, чтобы привлечь пассажиров. Спасибо инженерам.

Родион Сурков все время в разъездах, вот и сейчас направили по работе в Европу:

- Несомненно, удобный вид транспорта, и он сильно облегчает жизнь командировочных, всегда есть шанс успеть в аэропорт. Если коллеги прилетят ко мне из Евросоюза, я их с удовольствием прокачу.

Позитивных отзывов масса. Но мы нашли и ложку дегтя. Двухэтажный поезд не намного выше своего одноэтажного собрата. Этого удалось достичь благодаря тому, что нижний ярус «утопили» в пол и окошки сделали маленькие. Заходя в тамбур, оказываешься как бы на срединном уровне. Чтобы попасть на первый этаж, нужно спуститься, а на второй - подняться вверх. Если с собой тяжелая сумка, уже будет не так весело. Из этого вытекает и вторая проблема - тележки с кофе и закусками теперь возить по поезду стало неудобно. И их попросту убрали. Разработчики рассказали «СВ», что подумают об установке в салоне торговых автоматов со снеками.

ПОЦЕЛУЙ В ДОРОГУ

У нового поезда сразу несколько имен.

 sv6-0211-poezdNEW-160.jpg

Входя в вагон, вы попадаете на средний уровень, с которого можно подняться на второй этаж и спуститься на первый. Фото: Владимир Веленгурин/kpmedia.ru

Состав у нас изначально именовали ЭШ-2, затем дали ему более звучное название - «Евразия». В Европе аналог этого поезда продается под брендом KISS. Это аббревиатура немецкого слогана Komfortabler Innovativer Spurtstarker S-Bahn-Zug, что можно перевести как «комфортабельный инновационный скоростной городской поезд». У большинства же слово kiss ассоциируется с поцелуем. Совпадение? Скорее инженерный юмор. У «Штадлера» есть одноэтажные поезда с аббревиатурой FLIRT (флирт). Это наводит на мысль, что швейцарцы любят работать с огоньком.

С ТОЧНОСТЬЮ ШВЕЙЦАРСКИХ ЧАСОВ

Компания «Штадлер» пришла в Беларусь пять лет назад. Первый юбилей отметили выпуском новинки для российских заказчиков.

Такие двухэтажные великаны курсируют по Швейцарии, Германии, Австрии. Для белорусов и россиян суперсовременные вагоны пока выглядят непривычно. Но скоро все изменится.

Кроме заказа для «Аэроэкспресса», белорусско-швейцарское предприятие работает над техникой для Санкт-Петербурга. Туда в этом году уехали ярко-салатовые трамваи «Чижик».

- Спрос высок, - говорит директор завода «Штадлер Минск» Филипп Бруннер. - Конкурентный продукт, который мы предлагаем по хорошей цене. На очереди несколько тендеров на современные низкопольные трамваи в рамках подготовки российских городов к предстоящему чемпионату мира по футболу 2018 года.

Инновационную продукцию завода можно встретить не только в России, но и в других странах СНГ.

- Производственные мощности загружены не больше, чем на половину, - говорит Филипп Бруннер. - В следующем году планируем поднять планку до семидесяти процентов. Договоры есть на два-три года вперед. К концу следующего увеличим штат сотрудников с пятисот человек до восьмисот.

Безымянный.png

ЗА КУЛИСАМИ

Беларусь давно служит высокотехнологичной производственной площадкой для стран Европы. Неудивительно, что завод «Штадлер» построили в городе Фаниполе в получасе езды от Минска. Город-спутник стал развиваться невероятными темпами после появления европейского «гиганта».

У швейцарской корпорации - филиалы по всему миру. Но белорусский завод - самый большой. Условия отличные, зарплата достойная. Многие приезжают на работу из Минска.

На создание одного вагона уходит три-четыре месяца. Делают его из сверхпрочных алюминиевых профилей. Качество сварки проверяют лазером. Точность снайперская. Выверяют все до десятой доли миллиметра. Вагон весит, как большой кит - пятьдесят тонн. Что важно - треть комплектующих сделана в Союзном государстве.

- 85 процентов разработок для этого поезда - дело рук белорусских конструкторов и инженеров, - подчеркивает директор завода. - Зарплаты высокие, но просто так мы их не раздаем. Учитываем качество работы, знание иностранных языков. Многие наши сотрудники имеют возможность стажироваться на предприятиях «Штадлера» в других странах. Кроме того, активно сотрудничаем с минскими предприятиями «Белкоммунмаш», «Горизонт». На выходе получаем продукт высокого качества.

ПРИВЕТ ИЗ БУДУЩЕГО

В прошлом году удалось сократить расстояние между Минском и Гомелем. Благодаря скоростному «Штадлеру» дорога на белорусский юг занимает теперь три часа вместо пяти. Бесплатный Wi-Fi, розетки, мягкие сиденья. Удовольствие не из дешевых: четырехвагонный состав стоит двенадцать миллионов евро. Заводчане уверены - цена оправданна. Продукция, срок службы которой до пятидесяти лет, не может быть копеечной.

- Готовы снижать цену, но не в ущерб качеству, - говорит Филипп Бруннер. - Практика показывает, чем дешевле получается продукция, тем дороже обходятся техобслуживание и капитальный ремонт. Стараемся найти с клиентом оптимальное решение.

Через пару лет современные поезда будут бегать и в минской подземке. Компания выиграла тендер на производство десяти составов для третьей линии столичного метро, строительство которой в самом разгаре.

 

«ПУЛКОВО» НЕ ХУЖЕ «ВНУКОВО»

В Санкт-Петербурге тоже хотят запустить свой скоростной поезд для авиапутешественников.

И это вполне логично, учитывая, что «Пулково» находится на четвертой строчке по пассажиропотоку в России, вплотную приблизившись к «Внуково». Однако пока местные чиновники не могут определиться с источником финансирования. Затраты по сооружению трассы длиной в 8,4 километра и аренду подвижного состава оценивают в 15,6 миллиарда рублей.

А хочет ли прийти в Петербург сам «Аэроэкспресс»? Ведь у него уже был негативный опыт, когда из-за низкой рентабельности пришлось свернуть проекты в Казани, Владивостоке и Сочи. «СВ» попросило прояснить ситуацию исполнительного директора компании Валерия Федорова:

- Рассмотрим любой проект в любой части России. Вот только мы ориентируемся на объем аэропортовых перевозок. Если есть большой авиаузел, который обеспечивает несколько миллионов пассажиров в год, мы готовы рассматривать проект. В «Пулково» хороший пассажиропоток, и мы будем изучать возможность запуска там скоростного поезда. Но пока ни конкурса, ни официальных предложений нет, все в проработке.

 sv8-0211-devochki-180.jpg

Пассажиры не ожидали, что рутинная поездка превратится в праздник. Фото: Владимир Веленгурин/kpmedia.ru

 

МНЕНИЯ

Евгений Челбаев, технический директор компании «Аэроэкспресс»:

- Вели этот проект с самого начала. Все технические решения, предложенные нами, реализовали швейцарцы вместе с белорусами. Мы были и в Минске, и в Европе на всех заводах, где производились компоненты.

В поезде есть и российские детали. Все приборы безопасности и радиостанции выпущены в РФ. Получился «евразийский продукт», потому что участвовали и Беларусь, и Россия.

Уровень производства в республике довольно высокий. В этом можно убедиться, глядя на новый поезд. Он ничем не отличается по качеству изготовления от европейских аналогов. А табличка на нем гордо указывает, что это «Штадлер Минск».

Маттиас Штер, директор по продажам в странах СНГ компании «Штадлер»:

- Такой принцип - во всех наших заводах используются одинаковые технологии. Все рабочие проходят обучение. Три сотни белорусских сотрудников повышали квалификацию от трех месяцев до полугода на производствах в Европе. Дорожим своим именем, и продукция под нашей маркой не различается, будь она выпущена в Беларуси или Швейцарии. Находитесь в белорусском Фаниполе или на производстве в Польше, увидите те же самые процессы.

Помогло и то, что между Россией и Беларусью нет таможенной границы. Если аэроэкспрессы запустят и в Петербурге, сделаем современные составы и для Северной столицы.

ДОСЬЕ «СВ»

«Штадлер Рейл Групп» - ведущий европейский производитель железнодорожного подвижного состава со штаб-квартирой в Швейцарии. Освоил выпуск дизель- и электропоездов, двухэтажных электропоездов, вагонов, трамваев и другой техники. Продукция компании пользуется спросом в Австрии, Германии, Италии, Франции, Норвегии, США, Финляндии, России. В создание производства под Минском компания инвестировала пятьдесят миллионов евро.