Министр ЕЭК Татьяна Валовая: Минск помогает диалогу Европы и ЕАЭС
Член Коллегии (министр) по основным направлениям интеграции и макроэкономики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Татьяна Валовая рассказала о непростых отношениях с ЕС и восстановлении экономического роста стран «пятерки»
О ФОРУМЕ В ВЕРОНЕ
- 19 - 20 октября в итальянской Вероне пройдет уже десятый по счету Евразийский экономический форум. Он стал хорошей площадкой, где мы раз в год сверяем часы с европейскими коллегами, обсуждаем, что происходит в экономике двух союзов - ЕС и ЕАЭС. И говорим о том, что нам нужно активизировать контакты. В отсутствии официальных связей ЕЭК с Европейской комиссией площадка Вероны стала одним из важных мест, где мы можем договариваться.
Форум за десятилетие стал гораздо шире и представительнее. В этом году ожидаем увидеть деловых людей Германии, Франции, Греции, Китая, Южной Кореи. Среди участников со стороны России - глава «Роснефти» Игорь Сечин и председатель правления «Новатэка» Леонид Михельсон. Мы также ждем, что форум посетит председатель Европарламента Антонио Таяни. Это может стать прорывом, так как ранее этот институт не проявлял интереса к диалогу с нами.
О РОСТЕ ПОСЛЕ КРИЗИСА
- Позиция политиков Евросоюза сегодня идет вразрез с экономическими интересами. Когда был создан Евразийский союз, мы предложили Еврокомиссии наладить контакты, но они пока не спешат с этим. У России есть политические проблемы с ЕС, но интерес бизнеса с двух сторон огромен. К тому же у других членов Евразийского союза, в том числе у Беларуси, отношения с Европой улучшаются год от года.
Позитивная динамика очевидна. Например, если в 2016 году товарооборот между ЕАЭС и Италией сократился на 30 процентов, то в этом он уже вырос на 23 процента. Причем росли и экспорт, и импорт.
Все страны ЕАЭС уже приспособились к новым реалиям и начинают преодолевать кризисные явления прошлых лет. Внутренняя торговля между странами «пятерки» за год выросла почти на 30 процентов. Динамика лучше, чем с третьими странами. Растет у нас и промышленное, и сельскохозяйственное производство. Новый импульс может придать новый Таможенный кодекс ЕАЭС, который, мы надеемся, парламенты пяти стран ратифицируют уже в эту осеннюю сессию.
О ВКЛАДЕ РЕСПУБЛИКИ
- Я не люблю слово «мост». По одной простой причине. Мост - это место, по которому проходят и не задерживаются, и это, на мой взгляд, неправильная формулировка и в отношении к Евразийскому союзу, и тем более к Беларуси. Республика - не мост, а очень важная платформа, которая соединяет ЕАЭС с Европой и действительно в последние годы вносит очень большой вклад в развитие наших отношений.
В Беларуси проходит много интересных форумов. На одном из них не так давно мы обсуждали вопросы экономического взаимодействия Европы и других стран континента. Белорусские коллеги постоянно предлагают новые форматы общения. Минск становится важной точкой объединения.
Республика делает и много чисто практических шагов для интеграции. Видим там высокое качество дорог и сопутствующей инфраструктуры.
Мы часто говорим о цифровой экономике, и тут нужно вспомнить, что инициаторами того, что в рамках Евразийского союза зазвучала эта тема, стал бизнес, причем наиболее активно об этом говорили белорусские коллеги. Беларусь - отличное место, где мы можем и обсуждать, и выдвигать новые инициативы, ну и, конечно, пользоваться всеми преимуществами прекрасного географического положения страны.
Нужно уже сейчас подключать европейских коллег, чтобы понимать, как выстраивать транспортные коридоры. Параллельно должны появляться и инфраструктурные, и производственные элементы. Это одна из тех сфер, которые помогут вернуть диалог с Европой на правильные рельсы. И здесь Беларусь может внести огромный вклад.
О ГЛОБАЛИЗАЦИИ
- Мир меняется. В ряде стран есть подвижки в сторону национализма, сепаратизма, но мы считаем, что это не конец глобализации, а начало новой глобализации. Это когда не всех «под одну гребенку», а когда все имеют возможность участвовать в развитии мировой экономики. Если посмотреть на взаимодействие компаний из разных стран, то мир уже практически един. Но нет общих правил игры, и их сложно выработать.
Сегодня мы видим реальную глобализацию как формирование крупных блоков и выстраивание отношений между ними. Считаем, ЕАЭС может стать одним из мощных полюсов и способен выстраивать отношения с другими крупными игроками.
Помимо Европы для нас не менее важный партнер - азиатско-тихоокеанский регион. Мы совместно с Китаем продвигаем идею сопряжения нашего союза с концепцией Нового Шелкового пути, в который вовлекается большинство государств региона. То есть рассуждаем о всеобъемлющем партнерстве на всем континенте. Мы не только развиваем интеграцию внутри ЕАЭС, но и содействуем развитию полицентрического трека глобальной экономики.
МНЕНИЕ
Россия потеряла пятьдесят миллиардов, а Запад - сто
Антонио Фаллико, банкир, президент Ассоциации «Познаем Евразию», с 2008-го по 2013 год выполнял обязанности почетного консула РФ в Вероне (Италия):
- В период санкций сократился товарообмен, но нужно сказать, что за последние девять месяцев мы регистрируем восстановление прямых инвестиций иностранных компаний в Россию и другие страны ЕАЭС. Несмотря на запреты, бизнесмены продолжают активно работать здесь. РФ адаптировалась к новым условиям, сделали это Беларусь и Казахстан.
Предприниматели больше не робеют перед санкциями. Они нелегитимны в свете договоров ВТО. Хотел бы напомнить о недавнем исследовании, подтверждающем, что ущерб тех стран, которые навязали санкции, составил около ста миллиардов долларов, а самой России - пятьдесят миллиардов. То есть у зачинщиков потери больше.
Мы с коллегами хотели бы, чтобы компании не боялись сотрудничать. Это не только экспорт-импорт, но инвестиции - не «Сделано в ЕС», а «Сделано вместе с ЕС».
Что примечательно, за годы санкций инвестиции в РФ сократились от европейцев, а от США выросли. Разве это не удивительно? Без ЕАЭС нет будущего для мировой экономики. ВВП Китая по покупательской способности уже на первом месте, ВВП России - на шестом. А что будет через десять лет? Если ЕАЭС начнет в полную силу работать со всеми своими партнерами по всему миру, то эта бизнес-дипломатия победит инерцию и слепоту стран, которые навязали санкции.
Я не жду, что ограничения будут сразу устранены. Европа, к сожалению, не может выразить свою позицию поперек воли США. Нам еще предстоит страдать несколько лет. Но нужно работать, нужны контакты городов и регионов. Европа не может позволять себе больше дискриминировать Россию и Евразийский союз. Это путь к еще большим потерям.