Гречка и картошка подешевеют
Союзные поля в этом году порадовали рекордами, поэтому цены должны снизиться
Зерна в России уродилось столько, что заговорили об историческом максимуме. По крайней мере, лучший показатель за последние сорок лет. Это еще при том, что посевные площади по отношению ко временам СССР сократились на шестьдесят процентов.
- Уборочная кампания близится к завершению. И почти по всем направлениям результаты радуют. А по некоторым даже идем на рекорд. Я имею в виду урожай зерновых и зернобобовых, уже намолотили больше 122 миллионов тонн. Эта цифра не окончательная, она может значительно вырасти, - сказал премьер-министр России Дмитрий Медведев.
Таких подарков природы не ожидали сами аграрии.
- Весной посевную провели на одном дыхании. А потом до июля зарядили дожди, и мы приуныли - задержка в росте растений не обещала ничего хорошего, - вспоминает руководитель Управления сельского хозяйства Нефтегорского района Самарской области Алексей Бобряшов. - Но потом установилась такая теплая погода, что культуры, можно сказать, выстрелили - за две недели нагнали все отставание.
Хорошая новость и для любителей гречки. Ее тоже уродилось очень много. Поэтому цены на крупу поползут вниз. Специалисты прогнозируют, что цена за килограмм ядрицы скатится до сорока рублей.
Приятные вести поступают и с белорусских полей. Здесь по предварительным прикидкам соберут около десяти миллионов тонн зерна и больше пяти миллионов тонн картофеля. Наращивают мощности сахарные комбинаты. Аграрии обещают им поставить рекордное количество сахарной свеклы. Такого урожая белорусские производители ждали двадцать лет. Правда, не сложа руки. Технологии, селекция, машиностроители - все работали над тем, чтобы закрома родины наполнить до краев. И вот случилось. Часть урожая планируют, естественно, продать, тем более в мире из-за погодных условий складывается дефицит продовольствия.
- На экспорт очень хорошо идет наше зерно и крупа. Макароны также начали недавно экспортировать, - сказал заместитель премьер-министра РБ Михаил Русый.
Справка «СВ»
В Советском Союзе звероводство было одним из самых надежных источников поступления в страну валюты. Объем экспорта промышленной пушнины приближался к шестидесяти миллионам рублей в год. До Великой Отечественной войны мех занимал второе-третье место в структуре советского экспорта, уступая пшенице, а в отдельные годы - нефтепродуктам. Однако после перестройки работающие в этой сфере предприятия закрывались одно за другим. Звероводческих хозяйств в России осталось менее сорока, в СССР было пятьсот.
Полезный опыт
Аграрный альянс
Фермеры Беларуси и России зачастили друг к другу в гости.
ДЕЛИМСЯ НАРАБОТКАМИ
Настоящим брендом агропромышленного комплекса в Тверской области смело можно назвать звероводство. Недавно перенимать опыт в Верхневолжье приехала делегация из Синеокой. Организовала визит депутат Госдумы РФ Светлана Максимова. «СВ» расспросило ее о результатах.
- Тверичане чем-то смогли удивить белорусских коллег?
- Многие, кому приходилось путешествовать по автодороге Москва - Санкт-Петербург, обращали внимание на деревню с необычным названием Мермерины недалеко от Твери. Здесь же находится одноименное звероводческое хозяйство, признанное самым крупным в России. В нем выращивается девять уникальных пород норки и две - хорьков. Благодаря работе селекционеров в Мермеринах сформировалось поголовье, зверьки которого не похожи на всех остальных, разводимых на других предприятиях СНГ. Одного молодняка сегодня в хозяйстве содержат около трехсот тысяч.
- Белорусам этот опыт интересен?
- Конечно, они в этом году закупят порядка семнадцати тысяч этих животных.
- Что интересного российские фермеры узнали у своих коллег?
- Год назад я привозила в Беларусь делегацию Тверского региона и руководителей трех муниципальных районов - Молоковского, Весьегонского, Сонковского. Мы посетили несколько крупных и мелких производителей. На наших фермеров поездка произвела огромное впечатление, удивил опыт растениеводства и овощеводства. Рапс, масличный лен, зернобобовые, крестоцветные, чеснок и хрен приносят неплохие прибыли. После визита сразу же стали свое производство перенастраивать. Еще белорусские фермеры поделились наработками по разведению племенного скота. Подглядели, насколько успешен в стране рыболовный бизнес. У нас в Верхневолжье полно водоемов и рек.
- Как у них обстоят дела со сбытом продукции?
- В отличие от нас, белорусы на это не жалуются. На государственном уровне осуществляется серьезная поддержка средним сельхозпредприятиям
и небольшим фермерским хозяйствам. Большой плюс, что власти заключают
с ними контракт и им уже не надо искать свои выходы на рынки, к тому же цены на товар - фиксированные. В России, к сожалению, в последние годы упор все больше делается на крупные агрохолдинги. Им дают кредиты, а продукцию забирают торговые сети. Простой фермер в России никому не интересен.
ТУРИЗМ В ПОМОЩЬ
- Чем белорусский опыт может помочь, чтобы исправить ситуацию?
- В первую очередь, думаю, в развитии агротуризма. Это направление сегодня активно растет, белорусские экофермы, агроусадьбы весьма популярны у российских путешественников. И в Тверском крае, и в Синеокой уникальная природа, леса и реки. Это объединяет. Поэтому было важно понять, как соседи используют свой потенциал, как ведут дела, особенно в сельском хозяйстве и в сфере туризма, примерить их опыт к тверским реалиям. Ведь уникальное местоположение верхневолжского региона привлекает туристов из двух крупнейших городов России - Москвы
и Санкт-Петербурга.
- Может это способствовать сбыту фермерской продукции?
- Безусловно. Здесь они увидят, что продукция, произведенная в небольших хозяйствах, ни в какое сравнение не идет с той, что производят крупные агрохолдинги. Она гораздо экологичнее. Фермеры применяют более щадящие технологии, и, как правило, у них нет средств на огромное количество химикатов, всевозможных гербицидов и пестицидов. Конечно, урожайность у них ниже - но качество, бесспорно, выше. И горожане обычно уезжают из агроферм на машинах, до верха загруженных овощами, фруктами, мясом и молочной продукцией. Налаживается такой вот неформальный сбыт продукции. Это тоже может стать неким ответом малых производителей в их противостоянии с торговыми сетями и городскими властями, которые закрывают для них возможности мелкооптовой торговли.
- Можно ли сегодня говорить о масштабном развитии агротуризма в России?
- К сожалению, пока нет. У нас нет законодательной базы для этого бизнеса. Поэтому мы с удовольствием ездим в Беларусь, где изучаем правовые вопросы. Тверская область могла бы стать экспериментальной площадкой, поскольку опыт такой работы у нас есть - его надо систематизировать и подготовить предложения по внесению законодательных инициатив, над которыми мы сегодня активно работаем.